КОМБИНИРОВАННЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ НЕАККОРДОВЫЕ. ОСОБЫЕ СЛУЧАИ НЕАККОРДОВЫХ ЗВУКОВ

Неаккордовые звуки могут взаимодействовать друг с другом раз­личным образом (уже отмечалось, что одни разновидности неаккор­довых могут переходить в другие). Возможны и иные, более слож­ные взаимоотношения. Здесь следует выделить четыре типа:

1) сочетание неаккордовых звуков (в разных голосах);

2) образование неаккордового по отношению к неаккордовому (вторичный неаккордовый звук);

3) взаимопроникновение неаккордовых (когда возможно двоя­кое толкование того, который из звуков аккордовый, а который неаккордовый; часто со взаимным обменом этих значений);

4) особые, усложненные формы неаккордовых. Необходимо подробнее рассмотреть эти случаи.

1. В примере 41 представлено сочетание предъемов и задержа­ний, создающее даже ложные аккорды (дело осложняется еще пре­рываниями разрешений — прием, идущий от барочных риторических «suspiratio», «вздохов»). По существу, здесь происходит предъемное смещение всей аккордовой ткани «влево» от тактовой черты. Однако экспрессия мелодии (см. схему — пример 41Б) доказывает сохранение метра, указанного в записи; поэтому типично фортепи­анные фактурные «предъемы левой руки» перерастают в сложную систему повторяющихся гармонических предъемов.