СООТНОШЕНИЕ АСПЕКТОВ КОНСОНИРОВАНИЯ И ДИССОНИРОВАНИЯ

Как видно из сделанного обзора, различные аспекты консониро­вания и диссонирования — не что иное, как разные области прояв­ления действия одних и тех же закономерностей; достаточно срав­нить между собой, например, приведенные выше таблицы числовых коэффициентов наших «гармонических атомов» (своего рода их «пе­риодическая система») и деление их в зависимости от их воздей­ствия на ощущения человека (см. таблицу 3).

Объединенное действие музыкально-физиологических и музы­кально-психологических свойств созвучий особенно ярко проявля-

ется в типичном для многоголосной музыки плавном переходе от диссонанса к консонансу — разрешении. Связанная с ним разряд­ка напряженности звучания дает эффект облегчения, эстетически вызывающий особого рода ощущение удовлетворенности. Система­тически происходящие подъемы напряжения и уравновешиваю­щие их спады образуют как бы «гармоническое дыхание» музыки, которое отчасти аналогично биологическим ритмам живого суще­ства (ритм дыхания, систола и диастола в сокращениях сердца). Волнообразность этих движений есть в конечном счете отражение космических ритмов.

Однако подобное тождество свойств созвучий в различных аспек­тах (и аналогичность в их проявлениях) все же не абсолютно. В не­которых случаях наблюдается заметное расхождение между различ­ными аспектами действия консонансов и диссонансов. Так, в созву­чиях кварты и сексты смысловое значение тонов (психологический аспект звучания) может приходить даже в известное противоречие с, казалось бы, незыблемыми физическими (акустическими) свойства­ми этих интервалов как таковых. С музыкально-психологической точки зрения, кварта как совершенный консонанс — выражение устойчивости, покоя, отсутствия напряжений. Однако по аналогии со своим обращением (квинтой) кварта имеет сильно выраженный основной тон. Но так как он расположен не в основании, а на верши­не интервала, это входит в противоречие со смысловым значением нижнего звука как фундамента общего звучания. В результате тако­го противоречия кварта по отношению к нижнему голосу обычно трактуется как созвучие само по себе неустойчивое, трактуется как диссонанс.

Этим объясняются исторические колебания в трактовке кварты. Там, где феномен основного тона был несуществен или намеренно игнорировался (ранний органум, некоторые виды народного много­голосия, музыка XX в.), свойства кварты как совершенного консо­нанса оказываются естественно доминирующими и кварта применя­ется свободно. А там, где основной тон — важнейшая категория смыслового значения созвучий (европейское многоголосие, начиная с устоев-квинтооктав музыки XIII-XIV вв. вплоть до XIX в. вклю­чительно), кварта к басу (в частности, и трехзвучие квартооктавы, например, d-g-d1)не допускается. (Соответственно, если кварта в аккорде — не к басу, то противоречия не возникает и кварта тракту­ется как совершенный консонанс, причем параллельные кварты в классической гармонии не запрещаются, но — подобно параллель­ным квинтам — скрываются.)

Отчасти сходными свойствами обладает секста, которая поэтому, как правило, не применяется в заключительном созвучии (напри­мер, произведение в C-dur не заканчивается на созвучии с-а-с1).

Все вышеназванные свойства консонансов и диссонансов (с ука­занными оговорками) проявляются не только в двузвучиях, но так­же и в аккордах.