Изучение разговорного стиля

Перед тем как приступить к изучению функциональных сти­лей, учащиеся должны получить элементарные сведения об осо­бенностях порождения устной и письменной речи, знать, чем от­личается диалогическая речь от монологической, какие языковые средства для них характерны.

Работу над функциональными стилями учитель может начать с объяснения термина «стиль» по толковому «Словарю русского язы­ка» С.И. Ожегова: совокупность приемов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики; слог. Стиль художествен­ной литературы. С. Пушкина. Публицистический с. Высокий с.

Одновременно учащихся можно познакомить и с другими значе­ниями слова стиль. После этого можно предложить следующий текст.

Слово стиль происходит от латинского слова stilos - палочка. Первона­чально стилем называли палочку, имевшую на одном конце острие, на дру­гом - лопаточку. Такую палочку римляне употребляли для того, чтобы пи­сать на дощечках, покрытых тонким слоем воска. Острие играло роль пера, лопаточкой же воск растирали, чтобы стереть написанное ранее или ис­править ошибку. Затем - в порядке перенесения названия с одного предме­та на другой (метонимия) - стилем стали называть почерк человека. Еще позднее в латинском языке значение этого слова подверглось дальнейшему переосмыслению: стилем стали обозначать самую манеру писать и гово­рить, то есть особенности языка, слог. «Переворачивай чаще стиль», - го­ворили римляне о необходимости работать над слогом.

В этом втором своем значении слово стиль проникло во все европей­ские языки. (По М. Михайлову).

Учащиеся читают текст и пересказывают его содержание.

После этого учитель сообщает, что в русском языке существу­ют разговорный, научный, художественный, официально-дело­вой и публицистический стили речи, что первый из них относится к разговорной речи, а остальные - к книжной речи.

- Сегодня мы с вами познакомимся с разговорным стилем, - говорит учитель, - который функционирует в основном в виде устной, звучащей речи, хотя может быть оформлен и письменно. Здесь же необходимо предупредить учащихся, что нельзя смеши­вать понятия «устная речь» и «разговорный стиль», так как в уст­ной речи «осуществляются и некоторые жанры других стилей, на­пример, доклад, лекция, рапорт и другие»1, т.е. устная речь может быть формой проявления разных стилей: и разговорного, и науч­ного, и публицистического и т.д.

Для анализа предлагается следующий текст:

-У тебя есть батька и матка?
- Ни.

- С кем же ты живешь?

- С дедом.

- А дед кто?

- Старик.

- Понятно, что старик, а не молодой. А что он делает?

- Рыбу ловит.

- Ну рыбак. Рыбалка.

- А ты кто?

- Хлопец.

- Это ясно, что хлопец, а не девочка. Я тебя спрашиваю: что ты делаешь?

- А ничего. Дедушке помогаю.

- Стало быть, вместе рыбачите?

- Эге.

- Так-с. Понятно. Как же так рыбачите?

- А просто. Ставим на ночь перемет, а потом утром вытягиваем бычков.

- Стало быть, выходите в море на шаланде?

- Эге.

- Каждый день?

- Как это? Что вы спрашиваете, дядя? Я не понимаю. (В. Катаев).

В процессе разбора данного текста устанавливается, что он пред­ставляет собой диалог и относится к разговорному стилю. В нем употребляются просторечные слова (батька, матка, рыбалка, хло­пец и др.), а также неполные предложения, характерные для диа­логической речи. В тексте простые предложения преобладают над сложными.

Отмечается, что в разговорном стиле часто встречаются междо­метия, восклицательные местоимения, обращения, вводные слова, лексические повторы, риторические вопросы, инверсия различных частей речи и т.д. Далее указывается, что из сложных предложений в разговорном стиле более употребительны бессоюзные сложные предложения, реже — сложносочиненные и сложноподчиненные.

При объяснении материала о разговорном стиле необходимо обратить внимание на роль интонации, жестов и мимики.

Особенности разговорного стиля, как и других функциональ­ных стилей, должны усваиваться учащимися постепенно в про­цессе специально организованной работы. При этом для анализа берутся тексты из изучаемых художественных произведений или из различных сборников упражнений.

В качестве тренировочных упражнений можно предложить такие.

1.Найдите в каком-либо отрывке из рассказа М. А. Шолохова «Судь­ба человека» элементы разговорного стиля.

2.Составьте диалог на тему «Встреча друзей», включив в него меж­дометия, частицы, вводные слова и обращения.

3.Замените в данном диалоге, где это необходимо, полные пред­ложения неполными.

4.Представьте себе, что вы побывали на концерте юмориста. Рас­скажите своим товарищам о впечатлениях от увиденного и услы­шанного. Какой стиль использовали?

5.Установите различия в данных репликах-реакциях.

Боря, ты пойдешь со мной в кино? - 1) Нет. 2) Не смогу. 3) Вряд ли. 4) Мне хотелось бы, но, к сожалению, не могу. 5) Не знаю, смогу ли. 6) Конечно, пой­ду. 7) Наверное, не смогу: очень занят. 8) Дочитаю свою книгу - пойду!

Составьте несколько диалогов, употребив в них подобные реп­лики. В каких из них больше соблюдены правила русского речевого этикета?