Содержание начальной туристско-краеведческой подготовки школьников

Туристско-краеведческая внеучебная деятельность школьников по изучению родного края уже в 40-х гг. достигла единства с учебной работой. Это явилось важной предпосылкой обоснования краеведческого принципа при обучении основам наук в школе. Сегодня краеведческий принцип преподавания основ наук положен в основу всех программ общеобразовательных школ. Как показывают опыт и практика лучших школ, туристско-краеведческая и экскурсионная работа в школах является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания подрастающего поколения и приобщения их к труду. Но краеведческая работа должна стать надежным средством коммунистического воспитания во всех школах.

Для этого необходимо, во-первых, чтобы учителя были готовы к ней. Во-вторых, в школе должна быть определенная система туристско-краеведческой работы, которая охватывала бы все возрастные группы школьников, начиная с первых и заканчивая одиннадцатыми классами и обеспечивала бы систематическую работу со школьниками по комплексному изучению родного края в условиях экскурсий, походов и экспедиций с учетом традиций школы. Практической краеведческой работе должна предшествовать теоретическая и практическая подготовка учащихся в условиях школы и походов выходного дня.

Нами разработана и проверена на практике система туристско-краеведческой работы в школе, представляющая собой совокупность организационных приемов, средств и мероприятий, обеспечивающих хорошие результаты по туризму и краеведению.

В основе этой системы лежит начальная туристско-краеведческая подготовка (НТКП) учащихся I—XI классов, состоящая из инструкторской (подготовка общественных инструкторских кадров из числа старшеклассников) и общей, осуществляемой по разработанным планам и программам НТКП подготовки. Эти планы и программы предусматривают теоретическую и практическую подготовку учащихся I—XI классов (воспитательная, оздоровительная, познавательная роль туризма, туристско-краеведческие возможности родного края, теория и практика некоторых видов туризма), которая осуществляется преимущественно в походах выходного дня.

Заниматься подготовкой младших инструкторов имеют право учителя, руководители туристских кружков, туристы-общественники, имеющие звание инструктора туризма. Звание младшего инструктора туризма присваивают отделы народного образования, станции юных туристов, учебные заведения, советы коллективов физкультуры (спортивные клубы), советы ДСО.

Лучшей формой подготовки младших инструкторов туризма являются семинары (сборы). Проводить их лучше в летнее каникулярное время. Освоившим программу и успешно сдавшим экзамены присваивается звание младшего инструктора, выдается справка единого образца и значок «Младший инструктор туризма».

Согласно положению о туристских общественных кадрах младшие инструкторы имеют право:

— вести занятия по начальной туристско-краеведческой подготовке в I—X классах;

— вести занятия в туристском кружке, секции, в отрядах пионерских лагерей, в школьных лагерях труда и отдыха;

— быть помощником руководителя в походах выходного дня, в походах первой категории сложности по соответствующему виду туризма;

— участвовать в руководстве слетами, соревнованиями, туристскими играми и другими массовыми туристско-краеведческими мероприятиями;

— носить значок «Младший инструктор туризма».

В начале учебного года младшие инструкторы начинают работу по начальной туристско-краеведческой подготовке учащихся I—X классов.

Примерные учебные планы и программы, график проведения походов и массовых туристских мероприятий представлены в приложении. Заметим, что на первых порах количество походов выходного дня, массовых туристских мероприятий может варьироваться в школах в зависимости от наличия кадров, от климатических условий и туристских возможностей края. А энтузиазм детей сомнения не вызывает.

Содержание начальной туристско-краеведческой подготовки школьников по учебным классам:

1-2 класс:

Теоретическая начальная туристско-краеведческая подготовка первоклассников предусматривает ознакомление детей со значением активного отдыха, подвижных игр на свежем воздухе, с возможностями использования туризма как активного отдыха, с туристскими возможностями своего города (села, поселка) и его окрестностей, с правилами поведения во время прогулок, с охраной природы.

Практическая подготовка предусматривает девять прогулок и походов выходного дня за год. Так, на первой неделе сентября младший инструктор, закрепленный за классом, проводит беседу с детьми о значении активного отдыха (ходьбы, игр на свежем воздухе и т. п.) для организма ребенка, ставит задачи и знакомит детей с планом туристской работы на год. Затем проводится выявление физической подготовленности детей (прыжок в длину с места, сила правой и левой руки, бросок набивного мяча).

В первое воскресенье сентября проводится поход выходного дня. Чаще всего это 3—4-часовая прогулка по окрестностям города (села, поселка), по зеленому массиву, в парк, в поле с подвижными играми туристского направления. Во время такой прогулки дети проходят до 3 км. В зависимости от местных климатических условий последующие два похода выходного дня можно проводить каждое воскресенье либо через воскресенье. Во время второго похода выходного дня дети проходят 3—3,5 км с использованием подвижных игр.

Во время третьего похода выходного дня дети проходят 2 км и участвуют в соревнованиях (командные подвижные игры туристского направления). В программу соревнований также входит разведение костра и ответы на теоретические вопросы. В первом походе младшие инструкторы рассказывают, какие дрова лучше всего использовать для разжигания костра, как сложить их в костре. При этом объясняют правила безопасности при заготовке дров и работе у костра. Во втором походе дети закрепляют на практике полученные знания, а уже в третьем походе демонстрируют эти знания и проводят конкурс на лучшее исполнение туристской песни.

С наступлением непогоды занятия с детьми можно перенести в спортивные залы, в помещения турклуба (если он есть); там будет проводиться подготовка к проведению зимних прогулок и весенних походов выходного дня. Она включает подвижные игры и соревнования по ним в спортивных залах, теоретические занятия, беседы о правилах поведения во время зимних прогулок на природе и весенних походов выходного дня, об охране природы, практические занятия по оказанию помощи при обморожениях, а также при получении травм (ушибы, растяжения, порезы), о туристских возможностях своего города (села, поселка).

Зимой проводятся 2—3-часовые прогулки в воскресные дни (при условии соответствия погодных условий гигиеническим нормам для данного возраста). Для первоклассников организуется не менее трех таких прогулок. Цель прогулок — активный отдых, знакомство с зимним лесом, участие в работе по охране природы, подкормка зверей и птиц.

В марте (в межсезонье) ребята продолжают программу теоретической и практической подготовки.

В апреле — мае для первоклассников проводится одна 2—3-часовая прогулка и две 3 - 4-часовые прогулки, целью которых является закрепление на практике знаний, полученных на теоретических и практических занятиях, а также подготовка к смотру готовности детей к прогулкам на природе и походам выходного дня, знание туристских возможностей своего города (села, поселка), знание туристских песен и подвижных игр туристского направления.

return false">ссылка скрыта

В конце учебного года проводится поход выходного дня, целью которого является смотр готовности первоклассников к прогулкам на природе, которые будут проводиться во II классе.

Программа похода выходного дня включает 2-километровый переход, соревнования по физической подготовленности (прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, сила кисти правой и левой руки) и по преодолению элементарной туристской полосы (преодоление болота по кочкам, переправа через ручей по бревну), проверку правил поведения во время прогулок на природе, проверку умения оказать элементарную медицинскую помощь, а также исполнение туристских песен.

В первый период внедрения системы туристско-краеведческой работы в школе с детьми II класса можно заниматься по программе I класса. В последующем детей II класса знакомят с понятием о туризме, использованием туризма в нашей стране как средства активного отдыха и укрепления здоровья; рассказывают о заботе партии и правительства об охране и укреплении здоровья детей; знакомят с организацией и подготовкой лыжных и пеших прогулок и походов выходного дня, с туристско-краеведческими возможностями своего города, района (приложение 3); во время прогулок знакомят с техникой ходьбы по пересеченной местности, с работой у костра, с охраной природы.

Для второклассников предусмотрено проведение девяти прогулок и походов выходного дня в течение учебного года. Так, осенью с ребятами II класса предусматривается проведение одной 3—4-часовой прогулки и двух однодневных походов выходного дня. Во время 3—4-часовой прогулки дети проходят маршрут протяженностью 3 км, знакомятся с растительным и животным миром района прогулки, проводят подвижные игры туристского направления, с помощью и под контролем младших инструкторов и учителей готовят чай на костре.

Во время второго похода выходного дня дети преодолевают маршрут протяженностью 4 км, выполняют в течение часа работу по охране природы, готовят обед на костре, проводят командные подвижные игры туристского направления, конкурс туристской песни.

 

Во время третьего похода ребята преодолевают маршрут прояженностью 2—2,5 км и проводят соревнования. В программу соревнований входит прохождение элементарной туристской полосы, несколько усложненной по сравнению с полосой первоклассников (преодоление болота по кочкам, переправа через ручей по бревну, спуск-подъем без снаряжения), умение оказать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим (ссадины, ушибы, порезы, растяжение голеностопного сустава), знание туристско-краеведческих возможностей своего района, знание правил поведения в однодневном туристском походе, исполнение туристских песен, командные соревнования по подвижным играм туристского направления.

Зимой проводится три 2—3-часовые прогулки на лыжах, во время которых ребята любуются природой, наблюдают следы птиц и зверей в лесу. Протяженность маршрутов зимних прогулок доводится до 4 км.

Весной проводится одна 3—4-часовая прогулка (протяженность маршрута — 5—6 км) и два похода выходного дня. Во время первого похода дети преодолевают маршрут протяженностью до 6 км. На маршруте проводят подвижные игры туристского направления, выполняют предусмотренную заранее работу по охране природы.

Во время второго похода дети преодолевают маршрут в 3 км, участвуют в соревнованиях по физической подготовленности (бросок набивного мяча, прыжок в длину с места, сила кисти правой и левой руки) и по преодолению элементарной туристской полосы, демонстрируют знания правил поведения в походах, знания туристских возможностей своего города (села, поселка), знаний и умений по оказанию доврачебной медицинской помощи (ссадины, ушибы, порезы, растяжения голеностопного сустава), участвуют в конкурсе туристской песни.

3-4 класс:

В III классе детей знакомят с туризмом как средством познания своей Родины, с туристско-краеведческими возможностями своего района (достопримечательностями, памятными местами, маршрутами походов выходного дня), с подготовкой походов выходного дня с ночевкой, с правилами поведения в таких походах, с возможными травмами и правилами оказания доврачебной помощи, со снаряжением для походов выходного дня с ночевкой и правилами пользования им.

Практическая подготовка осуществляется путем участия ребят III класса в девяти походах выходного дня. По сезонам походы выходного дня распределяются следующим образом. Осенью проводится три похода выходного дня. В первом дети преодолевают маршрут протяженностью 4 км, соблюдая все правила участия в походе и совершенствуя технику ходьбы по ровной местности. Во втором дети преодолевают маршрут по слегка пересеченной местности и отрабатывают технику ходьбы по некрутым спускам, подъемам, преодоления естественных препятствий, а также проводят практические занятия по оказанию доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, порезах.

При помощи младших инструкторов дети готовят обед на костре, закрепляя на практике правила безопасности и охраны природы во время работы у костра.

Во время третьего похода ребята преодолевают маршрут 2,5 км по слегка пересеченной местности и участвуют в соревнованиях. Программа соревнований включает командные соревнования по подвижным играм туристской направленности, прохождение элементарной туристской полосы (кочки, бревно, спуск-подъем без снаряжения, траверс склона без снаряжения), проверку знаний туристских возможностей области, знаний и умений по оказанию доврачебной помощи пострадавшим (ушибы, ссадины, растяжения).

Зимой предусматривается проведение трех походов выходного дня с преодолением на лыжах маршрута протяженностью 4—5 км.

Весной проводятся два похода протяженностью до 6 км каждый. Третий поход ставит своей целью проверку умений и навыков по туризму и готовности детей к сдаче норм на значок «Юный турист». Во время третьего похода дети преодолевают маршрут протяженностью 3 км и участвуют в соревнованиях по программе, несколько усложненной по сравнению с программой осенних соревнований. Она включает прохождение элементарной полосы (прыжки по кочкам, бревна-переправы через ручей, спуска-подъема и траверса склона без снаряжения, спуск по склону с помощью альпенштока. Последний вид оценивается судьями не на время, как все остальные, а исключительно на качество выполнения Упражнения). Любой вид упражнений, включаемый в соревнования впервые для каждой возрастной группы, оценивается на качество выполнения.

В программу соревнований включаются упражнения по физической подготовленности, проверка знаний туристско-краеведческих возможностей своего района, соревнования по подвижным играм туристской направленности, проверка знаний и умений по оказанию доврачебной медицинской помощи (при ушибах, ссадинах, порезах, кровотечениях из носа, растяжениях). Проводится конкурс туристской песни.

При наличии в школе параллельных классов последние походы с соревнованиями лучше проводить в виде слета.

Теоретическая подготовка учащихся IV класса включает вопросы использования туризма как средства воспитания здорового, закаленного человека, содержание постановлений РФ. Изучаются туристские возможности своего района (интересные маршруты многодневных туристских походов), организация и подготовка лыжных походов выходного дня с ночевкой, трехдневного пешего похода, гигиена туристов, профилактика травматизма, доврачебная медицинская помощь пострадавшим.

Практическая подготовка осуществляется в 12 походах выходного дня (из них два с ночевками) и одном трехдневном походе по окончании учебного года.

Так, осенью предусматривается проведение одного похода выходного дня с ночевкой (вес рюкзака — 3 кг для девочек и мальчиков). При этом ребята преодолевают маршрут протяженностью до 12 км за два дня. Еще три похода выходного дня без ночевки дают право на получение значка «Юный турист».

Зимой предусматриваются три похода выходного дня, во время которых дети преодолевают на лыжах до 6 км в каждом походе.

Весной дети являются участниками четырех походов выходного дня без ночевок, протяженностью маршрутов соответственно 6, 8, 10 км. Последний в учебном году поход выходного дня с ночевкой рассчитан на 6- километровый маршрут. В этом походе предусмотрено проведение соревнований, программа которых включает соревнования по физической подготовленности и туристской технике.

Соревнования по туристской технике включают прохождение элементарной туристской полосы (установка палатки, кочки, бревно, спуск с крутого склона с помощью альпенштока, кипячение воды на костре, свертывание палатки). Предусмотрена проверка знаний туристских возможностей своего района, знаний правил поведения в походах, умений оказать доврачебную помощь пострадавшим. Предусмотрен конкурс альбомов об одном из походов выходного дня без ночевки, а также конкурс туристской песни, конкурс на лучший бивак, лучший обед и лучшую походную газету «Туристская молния».

Такой поход со столь многоплановыми соревнованиями проводится для ознакомления детей с туристскими слетами.

Летом дети, окончившие IV класс, могут участвовать в трехдневном походе по родному краю. Протяженность маршрута не должна превышать 30 км, вес рюкзака — 4 кг.

5-6 класс:

В V классе учащиеся изучают элементы топографии (понятие о карте, плане, условные топографические знаки, изображение местных предметов на карте (плане) с помощью топографических знаков, строение компаса, определение сторон горизонта, понятие об азимуте), основные сведения из «Инструкции по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ», подготовку многодневных пеших походов, двухдневных лыжных походов, возможные травмы и оказание доврачебной медицинской помощи, знакомятся с нормативными требованиями по туризму в комплексе БГТО.

Большинство практических вопросов изучается в походах выходного дня (определение азимута, хождение по азимуту, ориентирование на местности с помощью компаса и карты).

В течение учебного года дети являются участниками следующих походов.

Осенью они участвуют в четырех походах выходного дня без ночевок и в одном — с ночевкой. Протяженность маршрутов выходного дня составляет соответственно 10, 12, 13 км. В четвертом походе выходного дня дети преодолевают 5—6 км и проводят соревнования по программе, близкой к программе слета. Она включает соревнования по физической подготовленности (прыжок в длину с места, метание теннисного мяча) и туристской технике (прохождение туристской полосы — кочки, бревно, спуск с крутого склона с помощью альпенштока, траверс склона, оказание помощи пострадавшему, снятие палатки, кипячение воды на костре).

Предусмотрен конкурс на лучший бивак, лучший обед, лучшую походную газету «Туристская молния», лучшую туристскую поделку, конкурс на лучший фотоальбом о походе выходного дня без ночевки.

Зимой учащиеся пятых классов участвуют в трех походах выходного дня без ночевок и в одном с ночевкой. Протяженность туристских маршрутов походов выходного дня без ночевки составляет соответственно 7, 9, 11 км с рюкзаками весом 4 км. Протяженность похода выходного дня с ночевкой не должна превышать 12 км в день. Вес рюкзака тот же. Поход выходного дня с ночевкой лучше проводить во время каникул.

Весной пятиклассники участвуют в четырех походах выходного дня без ночевок и в одном с ночевкой. Протяженность первых трех походов составляет соответственно 12, 13, 15 км с рюкзаками весом 4 кг. В четвертом походе они совершают переход до 4 км и участвуют в соревнованиях по программе осенних соревнований. Поход выходного дня с ночевкой предусматривает прохождение за два дня 20 км с рюкзаками весом до 4 кг.

На весенних каникулах предусматривается проведение трехдневного похода протяженностью маршрута 45—50 км с рюкзаками до 5 кг у девочек и 6 кг у мальчиков.

Летом дети участвуют в недельном походе по родному краю (протяженность маршрута — 45—50 км, вес рюкзака — у девочек не более 6 кг, у мальчиков — 8 кг).

В конце учебного года учащимся можно оформлять документы сдачи норм БГТО III ступени по туризму.

Теоретическую начальную туристско-краеведческую подготовку учащихся шестых классов составляет ознакомление с использованием туризма как средства расширения кругозора, углубления знаний, получаемых на уроках, как средства познания Родины, воспитания чувства любви к ней, подготовки детей к участию в походах выходного дня (без ночевок и с ночевками), в многодневных походах.

Большинство практических занятий шестиклассники, как и пятиклассники, изучают в походах выходного дня.

В течение учебного года ребята являются участниками следующих походов. Осенью они являются участниками одного похода выходного дня с ночевкой (протяженность маршрута — 24 км за два дня с рюкзаками до 6 кг у девочек и до 8 кг у мальчиков) и в четырех походах без ночевок. Протяженность маршрутов в первых трех равняется соответственно 15, 16, 17 км, в четвертом — 4 км. В последнем дети участвуют в соревнованиях после совершения 4-километрового перехода по программе весенних соревнований пятиклассников с усложнением туристской полосы, которая включает и вязание узлов (булинь, удавка).

Зимой шестиклассники являются участниками трех походов выходного дня без ночевок (протяженность маршрутов соответственно равняется 10, 12, 14 км, вес рюкзака — до 6 кг) и одного с ночевкой — в каникулярное время (протяженность маршрута — до 14 км в день, вес рюкзака — до 6 кг у девочек и до 8 кг у мальчиков).

Весной предусмотрены три похода выходного дня без ночевок (протяженность маршрутов составляет соответственно 15, 17, 18 км, вес рюкзака — до 6 кг у девочек и 8 кг у мальчиков), один поход выходного дня с ночевкой (протяженность маршрута — до 24 км за два дня, вес рюкзака — 6 кг для девочек и 8 кг для мальчиков) и один (заключительный) тоже с ночевкой, в котором дети проходят маршрут до 6 км и разбивают бивак. Вечером проводят конкурс туристской песни у костра, а на следующий день — всю остальную программу соревнований (по программе слета).

На весенних каникулах ребята совершают трехдневный поход по маршруту протяженностью 45—50 км. Участие в таком походе дает им право на получение III юношеского разряда. Летом они совершают недельный поход по своей области по маршруту протяженностью до 50 км с рюкзаками весом 6 кг у девочек и 8 кг у мальчиков. Дневные переходы не должны превышать 12 км в день.

В конце учебного года можно оформлять документы о сдаче норм комплекса БГТО IV ступени по туризму для самых подготовленных учащихся. Остальные будут сдавать нормативы в VII классе.

7-8 класс:

Теоретическая начальная туристско-краеведческая подготовка седьмых-восьмых классов предусматривает вооружение учащихся знаниями основных направлений туристско-экскурсионного дела в стране, знакомство с нормативами I ступени комплекса ГТО по туризму «Сила и мужество», с туристскими возможностями родного края, с подготовкой к многодневным походам (подбор снаряжения, разработка маршрута, составление схемы похода, организация питания, оформление маршрутной документации), с режимами физических нагрузок в походах, с гигиеническим обеспечением походов, с возможными травмами и правилами оказания доврачебной помощи, обеспечением безопасности в походах, а также содержанием исследовательской работы.

Предусматривается участие в двенадцати походах выходного дня без ночевок, в пяти с ночевками, в одном трехдневном (зимой) и в двух недельных (осенью и весной). Так, осенью восьмиклассники являются участниками четырех однодневных походов (протяженность маршрутов — соответственно 18, 19, 20, 20 км), двух походов выходного дня с ночевками (первый протяженностью 30 км за два дня, второй — 6 км) и соревнований по программе слета.

Вес рюкзаков в походах выходного дня с ночевками составляет 6—8 кг для девочек и 10—12 кг для мальчиков. На осенних каникулах предусмотрен недельный поход по родному краю. Протяженность маршрута не должна превышать 80 км, вес рюкзаков — 8 кг для девочек и 12 кг для мальчиков.

Зимой предусматривается участие в четырех походах выходного дня без ночевок (протяженность маршрутов составляет соответственно 20, 20, 21 и 20 км, вес рюкзаков-для девочек 7 кг, для мальчиков 9 кг) и в одном с ночевкой (протяженность маршрута — до 30 км за два дня, вес рюкзаков — до 8 кг у девочек и до 12 кг у мальчиков).

На зимних каникулах предусмотрено участие в трехдневном походе по своей области (протяженность маршрута — не более 30 км, вес рюкзаков — для девочек не более 8 кг, для мальчиков не более 12 кг).

Весной семиклассники и восьмиклассники являются участниками четырех походов выходного дня без ночевок (протяженность маршрутов — соответственно 20, 21, 22, 23 км, вес рюкзаков — для девочек до 8 кг, для мальчиков до 12 кг) и двух с ночевками. Протяженность маршрута первого похода с ночевкой составляет 28 км за два дня при весе рюкзаков у девочек до 8 кг, у мальчиков до 12 кг, второго — 6 км при том же весе рюкзаков. Второй поход выходного дня предусматривает проведение соревнований по программе слета. На весенних каникулах восьмиклассники совершают недельный поход (протяженность маршрута — до 90 км, вес рюкзаков— до 8 кг у девочек и до 12 кг у мальчиков).

Летом после учебного сбора (семинара) для учеников обязателен десятидневный поход (протяженность маршрута — до 120 км, вес рюкзаков — до 10 кг у девочек и до 14 кг у мальчиков).

9-11 класс:

Теоретическая начальная подготовка учащихся девятых и десятых классов предусматривает вооружение учащихся знаниями особенностей подготовки и проведения многодневных походов в избранном виде туризма, обеспечения безопасности в многодневных походах, гигиеническое обеспечение походов, ознакомление с возможными травмами в походах, с профилактикой травматизма в туризме, с правилами оказания помощи пострадавшим.

Для сельских школ в первую очередь рекомендуется практиковать велосипедные походы. В зависимости от возможности, традиций и т. д. школа сама определяет вид туризма.

Практическая подготовка предусматривает участие в 17 походах выходного дня, из них в 11 без ночевок, в 6 с ночевками.

Осенью ребята участвуют в 4 походах выходного дня без ночевок, протяженностью 22, 22, 23, 24 км, и в 2 с ночевками.

Зимой учащиеся являются участниками 4 походов выходного дня без ночевок, 3-го с ночевкой и 2-го многодневного.

Весной девятиклассники участвуют в 3 походах выходного дна без ночевок, протяженностью 24, 24, 25 км, и 3 с ночевками.

Летом ребята совершают многодневный поход познавательно-оздоровительной направленности (20—30 дней), весной и осенью участвуют в слетах, на соревнованиях по ориентированию проходят дистанцию 3 км для девушек и 4 км для юношей.

Теоретическая подготовка одиннадцатых классов предусматривает углубление знаний по избранному виду туризма, особенностям подготовки и проведения многодневных походов спортивной направленности.

Предусматривается участие в 17 походах выходного дня, из них и в многодневных. Зимой ребята участвуют в 4 походах выходного дня, в 1-м — с ночевкой и в 3-м многодневном познавательно-оздоровительной направленности. Осенью и весной учащиеся принимают участие в 3 походах выходного дня без ночевок, в 2 с ночевками в каждую пору года, летом — в многодневном походе 1 категории сложности.

Учащиеся одиннадцатых классов принимают участие в слетах. На соревнованиях по ориентированию проходят дистанцию 4 км для юношей и 3 км для девушек с числом КП семь для юношей и пять для девушек.

Учащиеся IX—XI классов для выполнения нормативов I ступени ГТО должны пройти маршрут турпохода в 20—25 км с проверкой туристских навыков.

Следует заметить, что многодневные походы школы обязаны совершать в первую очередь по своему родному краю.

Если в школе в летнее время функционирует лагерь труда и отдыха, туристско-трудовой или спортивно-трудовой лагерь, то предусмотренные планом начальной туристско-краеведческой подготовки в летнее каникулярное время многодневные походы проводятся в соответствии с возрастом школьников, находящихся в лагере.

На первый взгляд количество походов, предусмотренных учебными планами и программами начальной туристско-краеведческой подготовки учащихся, может показаться чрезмерным. Но практика показала, что для школ с большим количеством учащихся и, естественно, с большим учительским коллективом такая работа трудности не составит. Следует только четко распланировать участие в этой работе учителей-предметников и классных руководителей, учесть возможности помощи со стороны общественных организаций, шефов, родителей. Конечно же, потребуется определенная разъяснительная работа среди учителей, учащихся, их родителей.