Вопросы и задания для семинара.
«Расчет токсикометрических параметров ксенобиотиков»
1. Определение понятий «яд» и «токсичность». Классификация ядов, используемая в ХТА (приведите примеры).
2. Гигиеническая классификация ядов (по степени токсичности).
3. Понятие «отравление», характеристика и классификации.
4. Проблема отравлений в развитых странах. Ятрогенные, бытовые и производственные отравления.
5. Заполните таблицу:
Класс токсичности яда | Характеристика класса: DL50, мг/кг | Пример яда и его характеристика | |
яд | DL50 выбранного яда, мг/кг | ||
Чрезвычайно токсичные | < 15 | ||
Высокотоксичные | 15-150 | ||
Умеренно токсичные | 151-1500 | ||
Малотоксичные | > 1500 |
воспользовавшись дополнительными материалами к занятию:
Среднесмертельные дозы ксенобиотиков для крыс
(пероральное или внутрибрюшинное введение)
№ п/п | Токсический агент | DL50, мг/кг |
1. | Этанол | 10 000 |
2. | Натрия хлорид | |
3. | Железа (II) сульфат | |
4. | Морфина сульфат | |
5. | Натрия фенобарбитал | |
6. | Стрихнина сульфат | |
7. | Никотин | |
8. | D-тубокураринхлорид | 0,5 |
9. | Диоксин (TCDD) | 0,001 |
10. | Ботулический токсин | 0,00001 |
6. Типы кривых «доза-ответ».
7. Рассчитайте минимальную летальную дозу в мг и охарактеризуйте токсичность кодеина (DLmin = 15 мг/кг), эуфиллина (DLmin = 8,4 мг/кг), тиоридазина (DLmIn = 15 мг/кг), димедрола (DLmin = 25 мг/кг) для детей массой тела 25 и 32 кг.
8. Представьте в общем виде диаграмму «доза-ответ» (ответ — изменение массы экспериментального животного при дефиците, норме и избытке необходимого микроэлемента) и укажите на ней точки, соответствующие гибели животного.
9. Представьте в общем виде диаграмму «доза-ответ» (ответ — гибель экспериментального животного) при дефицитной, нормальной и избыточной по необходимому микроэлементу диете и укажите на ней область, соответствующую 100% -ной выживаемости животного.
10.Представьте в общем виде токсико-кинетическую кривую пребывания яда в организме. Укажите на ней периоды отравления; охарактеризуйте каждый из этих периодов.
11.По данным таблицы постройте:
а) кривую «доза-ответ» в координатах D-R;
б) S-образную интегральную кривую «доза-ответ» в координатах lgD-R;
в) дифференциальную кривую dR/d(lgD) — lgD, отражающую частоту гибели групп животных: