Проблема свободы воли
Когда ты пьешь апельсиновый сок из картонного пакета,
или причесываешь волосы, или разгадываешь кроссворд —ar кто выполняет это действие? Ты говоришь: ≪Я пью≫, ≪Я при-
чесываюсь≫, ≪Я вписываю слова в клетки≫. Но веришь ли
ты в то, что действительно выполняешь эти действия? Если
веришь, значит, здесь имеет место случай, когда эго манипу-
лирует обыденным сознанием. Если, выполняя то же самое
действие, ты знаешь, что оно происходит помимо твоей ин-
дивидуальной воли, значит, ты осознаешь свое Истинное Я.
Все происходит в точности одинаково —разница лишь в
том, кто считает себя автором действия.
И в этом единственное различие между человеком ≪не-
просветленным≫ и ≪просветленным≫. Нет никаких не-
бесных колоколов, нет ангелов, поющих тебе хвалу. Им не
нужен повод для торжества —они и так торжествуют. Такая
у них —у ангелов —природа. То, что носит название ≪про-
светление≫, —всего лишь сдвиг восприятия от я к не-я.
Если ты вбил себе в голову, будто можешь что-то сде-
лать, чтобы пробудить этот сдвиг, —забудь Побуждение
что-то делать исходит от эго и обрекает делателя на вечное
действие. У тебя это состояние либо есть, либо нет. Однако
не спеши признавать себя побежденным. Любое замеша-
тельство или недоверие —всего лишь уловка, которую эго
использует, чтобы выиграть время и попытаться еще раз до-
казать, что ты (то есть эго) контролируешь свой мир. Однако
возможно, что к концу этой главы ты будешь воспринимать
вещи иначе.
Один из признаков того, что ты пребываешь в состоянии
обыденного сознания,—это неготовность принять мысль
о том, что ты ничего не можешь сделать для достижения
состояния Я-осознания. И именно тогда, когда ты в полной
мере примешь тот факт, что ты ничего не можешь сделать, в
тебе проснется Я-осознание. Ты узнаешь его по ощущению
безмятежности и легкости.
Давай начнем с вопроса: ≪Уверен ли ты, что действи-
тельно обладаешь свободной волей?≫ Если да, то докажи
это, подняв руку. Поднялась ли твоя рука, следуя приказу?
Поднялась? Вот тебе прекрасный пример, подтверждающий
иллюзорность свободной воли. Понятно, что я над тобой
подшучиваю, но это ничего не меняет. Если ты думаешь, что
поднял руку по собственному решению, значит, тебя водит
за нос твое эго. Давай изучим функционирование так на-
зываемой свободной воли более внимательно.
У кого возникла мысль, приведшая твою руку в движе-
ние? И опять ты говоришь: ≪Я породил эту мысль. Затем
мысль задействовала необходимые механизмы в теле и рука
поднялась≫. А теперь ответь: откуда взялась эта мысль? Ты
ее осознанно сгенерировал? Или в ответ на мое предло-
жение ты подумал: ≪Он хочет, чтобы я поднял руку. Я это
могу≫. Потом ты посмотрел на свою руку, и она поднялась.
А впоследствии, вспоминая об этом, ты говоришь: ≪Я под-
нял свою руку≫.
Из того, что ты думаешь о движении своей руки и на-
блюдаешь соответствующее движение, еще не следует, что
именно ты двигаешь рукой.
Вполне возможно, что это произошло бы в любом случае,
а тебе просто случилось присутствовать при этом действии
и наблюдать за ним.
Начнем с того, что именно я подкинул тебе мысль о том,
чтобы поднять руку. Так что можно сказать, что твою руку
привела в движение моя мысль. Тогда возникает естествен-
ный вопрос: откуда эта мысль пришла ко мне? Тут имеет
место своего рода цепная реакция, находящаяся вне нашего
контроля. Такого типа реакции наполняют все мироздание,
и мы не осознаем их. Каждое действие связано по цепи с не-
ким источником. Нам известно, что началом всех вещей яв-
ляется Ничто. А мы осознаем лишь те действия и реакции,
которые имеют место в нашем крохотном уголке Вселенной.
Разве нет? Наш ограниченный взгляд изолирует нас и на-
деляет собственнической позицией. В силу ограниченности
своей точки зрения мы не замечаем исходных причин наше-
го нынешнего положения и всех далеко идущих следствий
этих причин. В результате у нас возникает ощущение, будто
мы контролируем ситуацию —по меньшей мере в нашем
маленьком уголке мироздания. Иными словами, мы при-
писываем себе заслугу за то, что исходит из Источника.
≪Но, —возразишь ты, —если я не захочу поднимать руку,
то не буду≫. Та же самая логика применима и здесь, только
в негативной форме. Какие цепи событий во Вселенной
предшествовали твоему решению? Откуда пришла мысль
≪не поднимать≫ руку?
Заметил ли ты, что каждая мысль или действие является
реакцией на предыдущую мысль или действие? Ты чешешь
нос, реагируя на то, что он у тебя зачесался. Ты делаешь вы-
дох потому, что перед этим вдохнул. Ты сердишься, грустишь
или влюбляешься в соответствии с тем, как твоя генетиче-
ская структура взаимодействовала со средой от рождения
и до нынешнего момента.
Если ты действительно обладаешь свободой воли, то у
нас есть все основания спросить, насколько она сильна и
как далеко распространяется. Если ты обладаешь свободой
воли, то действует ли она постоянно? А что, если твоя рука
затекла, пока ты читал книгу, и, когда ты попытался ее под-
нять, она осталась лежать на столе, как кусок говядины?
Ты бы удивился? А если бы ты принял решение не двигать
рукой, но она бы вдруг рефлекторно поднялась, чтобы при-
хлопнуть комара, усевшегося тебе на нос?
Из того, что свет зажигается почти каждый раз, когда
ты щелкаешь выключателем, еще не следует, что ты контро-
лируешь процесс. Ты можешь дать своему пальцу волевую
команду щелкнуть выключателем, но он не попадет по
клавише или тебя отвлечет звонок в дверь и ты вообще за-
будешь о том, что хотел включить свет. Единственное, что
ты можешь сказать уверенно,—это то, что у тебя возникает
мысль выполнить то или иное действие. А завершается ли
действие так, как ты задумал, —полностью вне сферы твоего
влияния.