Проблема свободы воли

Когда ты пьешь апельсиновый сок из картонного пакета,

или причесываешь волосы, или разгадываешь кроссворд —ar кто выполняет это действие? Ты говоришь: ≪Я пью≫, ≪Я при-

чесываюсь≫, ≪Я вписываю слова в клетки≫. Но веришь ли

ты в то, что действительно выполняешь эти действия? Если

веришь, значит, здесь имеет место случай, когда эго манипу-

лирует обыденным сознанием. Если, выполняя то же самое

действие, ты знаешь, что оно происходит помимо твоей ин-

дивидуальной воли, значит, ты осознаешь свое Истинное Я.

Все происходит в точности одинаково —разница лишь в

том, кто считает себя автором действия.

И в этом единственное различие между человеком ≪не-

просветленным≫ и ≪просветленным≫. Нет никаких не-

бесных колоколов, нет ангелов, поющих тебе хвалу. Им не

нужен повод для торжества —они и так торжествуют. Такая

у них —у ангелов —природа. То, что носит название ≪про-

светление≫, —всего лишь сдвиг восприятия от я к не-я.

Если ты вбил себе в голову, будто можешь что-то сде-

лать, чтобы пробудить этот сдвиг, —забудь Побуждение

что-то делать исходит от эго и обрекает делателя на вечное

действие. У тебя это состояние либо есть, либо нет. Однако

не спеши признавать себя побежденным. Любое замеша-

тельство или недоверие —всего лишь уловка, которую эго

использует, чтобы выиграть время и попытаться еще раз до-

казать, что ты (то есть эго) контролируешь свой мир. Однако

возможно, что к концу этой главы ты будешь воспринимать

вещи иначе.

Один из признаков того, что ты пребываешь в состоянии

обыденного сознания,—это неготовность принять мысль

о том, что ты ничего не можешь сделать для достижения

состояния Я-осознания. И именно тогда, когда ты в полной

мере примешь тот факт, что ты ничего не можешь сделать, в

тебе проснется Я-осознание. Ты узнаешь его по ощущению

безмятежности и легкости.

Давай начнем с вопроса: ≪Уверен ли ты, что действи-

тельно обладаешь свободной волей?≫ Если да, то докажи

это, подняв руку. Поднялась ли твоя рука, следуя приказу?

Поднялась? Вот тебе прекрасный пример, подтверждающий

иллюзорность свободной воли. Понятно, что я над тобой

подшучиваю, но это ничего не меняет. Если ты думаешь, что

поднял руку по собственному решению, значит, тебя водит

за нос твое эго. Давай изучим функционирование так на-

зываемой свободной воли более внимательно.

У кого возникла мысль, приведшая твою руку в движе-

ние? И опять ты говоришь: ≪Я породил эту мысль. Затем

мысль задействовала необходимые механизмы в теле и рука

поднялась≫. А теперь ответь: откуда взялась эта мысль? Ты

ее осознанно сгенерировал? Или в ответ на мое предло-

жение ты подумал: ≪Он хочет, чтобы я поднял руку. Я это

могу≫. Потом ты посмотрел на свою руку, и она поднялась.

А впоследствии, вспоминая об этом, ты говоришь: ≪Я под-

нял свою руку≫.

Из того, что ты думаешь о движении своей руки и на-

блюдаешь соответствующее движение, еще не следует, что

именно ты двигаешь рукой.

Вполне возможно, что это произошло бы в любом случае,

а тебе просто случилось присутствовать при этом действии

и наблюдать за ним.

Начнем с того, что именно я подкинул тебе мысль о том,

чтобы поднять руку. Так что можно сказать, что твою руку

привела в движение моя мысль. Тогда возникает естествен-

ный вопрос: откуда эта мысль пришла ко мне? Тут имеет

место своего рода цепная реакция, находящаяся вне нашего

контроля. Такого типа реакции наполняют все мироздание,

и мы не осознаем их. Каждое действие связано по цепи с не-

ким источником. Нам известно, что началом всех вещей яв-

ляется Ничто. А мы осознаем лишь те действия и реакции,

которые имеют место в нашем крохотном уголке Вселенной.

Разве нет? Наш ограниченный взгляд изолирует нас и на-

деляет собственнической позицией. В силу ограниченности

своей точки зрения мы не замечаем исходных причин наше-

го нынешнего положения и всех далеко идущих следствий

этих причин. В результате у нас возникает ощущение, будто

мы контролируем ситуацию —по меньшей мере в нашем

маленьком уголке мироздания. Иными словами, мы при-

писываем себе заслугу за то, что исходит из Источника.

≪Но, —возразишь ты, —если я не захочу поднимать руку,

то не буду≫. Та же самая логика применима и здесь, только

в негативной форме. Какие цепи событий во Вселенной

предшествовали твоему решению? Откуда пришла мысль

≪не поднимать≫ руку?

Заметил ли ты, что каждая мысль или действие является

реакцией на предыдущую мысль или действие? Ты чешешь

нос, реагируя на то, что он у тебя зачесался. Ты делаешь вы-

дох потому, что перед этим вдохнул. Ты сердишься, грустишь

или влюбляешься в соответствии с тем, как твоя генетиче-

ская структура взаимодействовала со средой от рождения

и до нынешнего момента.

Если ты действительно обладаешь свободой воли, то у

нас есть все основания спросить, насколько она сильна и

как далеко распространяется. Если ты обладаешь свободой

воли, то действует ли она постоянно? А что, если твоя рука

затекла, пока ты читал книгу, и, когда ты попытался ее под-

нять, она осталась лежать на столе, как кусок говядины?

Ты бы удивился? А если бы ты принял решение не двигать

рукой, но она бы вдруг рефлекторно поднялась, чтобы при-

хлопнуть комара, усевшегося тебе на нос?

Из того, что свет зажигается почти каждый раз, когда

ты щелкаешь выключателем, еще не следует, что ты контро-

лируешь процесс. Ты можешь дать своему пальцу волевую

команду щелкнуть выключателем, но он не попадет по

клавише или тебя отвлечет звонок в дверь и ты вообще за-

будешь о том, что хотел включить свет. Единственное, что

ты можешь сказать уверенно,—это то, что у тебя возникает

мысль выполнить то или иное действие. А завершается ли

действие так, как ты задумал, —полностью вне сферы твоего

влияния.