ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО РУССКОМУ НАРОДНОМУ КОСТЮМУ 4 страница

В 20-е годы XX в. бытовали рубахи с лифом, отделанным вертикальными складками на груди; изготовлялись такие рубахи на кокетке, рукава вшивались в подкройную пройму. Эти рубахи напоминали городские блузки (кофты) того времени (см. рис. 46). Верхняя часть повседневной рубахи изготовлялась из пестряди в мелкую (иногда крупную) синюю с белой клетку, а также красную и желтую клетку.

В Вологодской губернии широко были распространены рубахи с пышными рукавами, собранными на сборки ниже линии локтя. Верхняя часть таких повседневных рубах изготовлялась из пестряди (клетчатой, полосатой) белой с синим (красным или желтым). Праздничные рубахи изготовляли из белого холста и обильно декорировались — у нижнего края поликов из кумача, а по низу рукавов располагались полосы узорного ткачества (с красной нитью).

В отдельных районах Вологодской губернии встречались рубахи с "воротушкой" из кумача в сочетании с узорным ткачеством. Такое конструктивное решение создавало декоративный эффект круглой кокетки; называвшейся "круглолица". Подол вологодских рубах декорировали узкой полоской вышивки "по выдергу" или полоской с вытканным красными и желтыми хлопчатобумажными нитями узором ("ремнями") шириной 6—10 см.

Почти все архангельские и вологодские рубахи имели ластовицы из той же ткани, что и рубахи, или из кумача, пестряди, иногда ластовицы вышивались. На воротнике-стойке выполнялась застежка на запонки или завязки, позднее — на петли и пуговицы.

Рис. 48 Смоленская женская рубаха с прямыми поликами. Музейный подлинник (СГОМЗ)

Рис. 49 Московская женская рубаха. Музейный подлинник (МНИ)

В Смоленской губернии наиболее распространенной была рубаха из четырех полотнищ (переднего, заднего и боковых) с прямыми поликами, прямыми рукавами и ластовицами (рис. 48). Иногда рукав книзу заужался за счет присоединенной к основному полотнищу рукава ластовицы. Старинные рубахи состояли из четырех полотнищ (два — спереди, два — сзади), а рукав выкраивался вместе с поликом и начинался от линии горловины. Во второй половине XIX в. рубахи состояли из центрально расположенных спереди и сзади полотнищ и боковых вставок, выкроенных из полотнищ, разрезанных по диагонали (наискось). В таких рубахах полики являлись самостоятельной деталью конструкции. Рукава рубахи прямые, собранные по низу в сборки, завершались манжетами. Горловина оформлялась обшивкой с завязками или застегивалась на пуговицу и петлю.

Праздничные рубахи изготовлялись из тонкого льняного или полульняного (в сочетании с хлопчатобумажной нитью) холста с декоративными поликами — из узорновытканной красной нитью (шерстяной и хлопчатобумажной) ткани, кумача или ситца. Рукава декорировались узорным ткачеством или нашивками кумача, ситца. Дополнительным декором на рукавах встречалась вышивка синей, красной, зеленой, желтой нитью (хлопчатобумажной и шерстяной), а также блестками и вышивкой "по выдергу". Прямые полотнища рукавов по низу присборивались и завершались манжетой из ситца или сборкой из кумача или ситца. Низ (подол) рубахи декорировался полоской красного узорного ткачества (шириной 8-12 см) или вышивкой "по выдергу". На лифе рубахи вокруг горловины располагалась вставка из красного узорного ткачества, кумача или цветного ситца; такая рубаха с красной вставкой называлась "краснозобка".

В Московской и Нижегородской губерниях бытовали женские рубахи, почти всегда с длинными рукавами. Вокруг горловины рубаха собиралась в сборки, которые закреплялись узкой обшивкой (цветной или расшитой). Здесь бытовали рубахи различных типов конструктивного решения. Носили рубаху с прямыми поликами, присоединенными по утку. Такая рубаха, как правило, сочеталась с косоклинным сарафаном. Рубахи с прямыми поликами, присоединенными по основе, носили с распашным косоклинным сарафаном. Более поздним вариантом была бесполиковая рубаха, у которой рукава имели клинья, сужающиеся к запястью руки.

Рукава и полики московских и нижегородских рубах декорировались поперечными полосками узорного ткачества или вышивкой (рис. 49). Встречались здесь рубахи с рукавами значительно длиннее рук. При ношении таких рубах рукава присборивались на руке или делались на рукавах на соответствующем уровне специальные прорези (отверстия) для продевания кистей рук. Зрительно такая рубаха на фигуре напоминала рубаху с косыми поликами.

Составным элементом праздничного костюма богатых крестьянок Нижегородской губернии была белая кисейная рубаха. В крестьянской среде конца XIX в. под влиянием городской моды широко бытовали и были излюбленными кофты из фабричной ткани. Они изготовлялись со стоячим или отложным воротником и с пышными (буфонированными) у плеча рукавами. Кофты заправлялись в юбку или имели отрезную баску и в таком виде надевали ее поверх юбки или сарафана. Декорировались такие кофты лентами, кружевом, сутажом и т.п. по вороту, груди, рукавам.

Женские рубахи Рязанской, Тульской, Калужской губерний состояли из трех-четырех полотнищ, швы соединения полотнищ располагались по бокам и спереди. Здесь были распространены рубахи туникообразные, с прямыми и косыми поликами. Стан туникообразной рубахи состоял из трех цельных полотнищ. Центральное полотнище перегибалось посередине по утку, образуя линию плеча. По линии сгиба делался разрез или вырез горловины для надевания рубахи через голову. К боковым сторонам присоединяли по одному полотнищу. Рукава цельными полотнищами присоединялись по прямой линии к верхней части центрального (перегнутого по линии плеча) полотнища (рукав — в прямую пройму). Вызывает интерес конструктивное решение рукавов: от полотнищ для рукавов внизу отрезали треугольники, которые затем присоединяли к верхним частям рукавов, расширяя таким образом рукава под мышкой и образуя при этом ластовицы.

Рис. 50. Тульская женская рубаха с прямыми поликами. Музейный подлинник (ТлОКМ)

Рубахи с прямыми поликами были распространены в XIX в. в Рязанской, Тульской и Калужской губерниях. Изготовляли их из четырех полотнищ холста (два — спереди, два — сзади), присборенных вокруг горловины (рис. 50). Рукава состояли из цельных полотнищ и дополнялись ластовицами. Иногда рукава делались широкими, присборенными у запястья и завершались манжетой. Подол рубахи декорировался своеобразным тканым орнаментом — перетыкой — красного цвета, позднее — вышивкой крестом. В девичьих рубахах орнаментировали весь низ (вокруг), в женских — в основном только спереди, поскольку сзади и по бокам низ рубахи прикрывался распашной поневой. Низ рубах пожилых женщин совсем не украшался.

Рубахи с косыми поликами широко бытовали в Рязанской и Тульской губерниях. Различались также рубахи по месту присоединения полика: косой полик вставлялся в разрезы полотнища (более старинный вариант) или между двумя полотнищами.

В Рязанской губернии бытовали рубахи с длинными (до 3 м) и узкими у запястья рукавами. В таких рукавах в области локтя прорезались специальные небольшие отверстия ("окошечки"). Обычно рубахи с такими рукавами носили "в набор" — собранными в сборки на предплечье (см. рис. 44). При работе руки продевали в окошечки, а нижние, свободно спадающие части рукавов, связывали сзади узлом. С проникновением в крестьянский быт фабричных тканей верхнюю часть рубахи изготовляли из ситца, сатина; полики — из кумача; декором служили тесьма, позумент, блестки, цветные ленты, бисер.

Рис. 51. Орловская женская рубаха с прямыми поликами: фрагменты вида спереди (а) и сзади (б). Музейный подлинник (ООКМ)

Рис. 52. Тамбовская женская рубаха с косыми поликами: фрагмент, вид сзади. Музейный подлинник (ТмОКМ)

Рис. 53. Курская женская рубаха с длинными рукавами: вид спереди (а) и сзади (б). Музейный подлинник (КрОКМ)

В Тульской губернии бытовали рубахи из трех полотнищ белого холста с прямыми поликами из красного ситца с цветочным орнаментом. Рукава таких рубах были прямыми, состояли из полутора полотнищ, их присборивали у запястья, завершая сборкой из красного ситца с цветочным орнаментом. Сборка вокруг горловины закреплялась присоединенной оборкой из ситца. Из такой же фабричной ткани делались квадратные ластовицы.

В Рязанской губернии в начале XX в. носили рубахи из красных (алого, бордо) сатинов. Воротник — невысокая стойка с мелкой сборкой вокруг, на плечах нашивали "полеты" (эполеты), основа которых из твердого картона с закругленными углами была обтянута кумачом, а на нее нашиты шелковые ленты, позумент, тесьма, блестки. Рубахи на груди декорировались лентами, позументом, а также кружевом. Длинные рукава таких рубах отделывались зеленым сатином, тесьмой, блестками.

В Тамбовской, Воронежской, Курской и Орловской губерниях бытовали в основном рубахи двух типов: с прямыми поликами, присоединенными по основе или утку (см. рис. 31 и 51), и с косыми поликами (рис. 52). Изготовляли рубахи из конопляного полотна (холста). В конце XIX — начале XX в. праздничные рубахи часто изготовляли из холста с хлопчатобумажным утком.

Длина рукавов рубахи иногда превосходила длину руки, что было характерно для рубах Курской, Воронежской, Тамбовской губерний (рис. 53). Ширина рукавов в основном определялась шириной полотна холста, увеличение объема рукавов достигалось дополнительными по всей длине в 1/3 ширины полотна холста вставкой и ластовицей квадратной или вытянутой ромбовидной формы из кумача, узорного ситца или холста. Рукава по низу собирались на узкую обшивку, которая часто завершалась сборкой (манжетами, "брызжами") из холста, а также декорированной вышивкой, кружевом; сборки изготовлялись также из ситца, кумача, шелковых лент. Иногда такие манжеты делались съемными и застегивались на пуговицу (Гринкова Н.П. Женская одежда в бывших однодворческих селах Задонского и Землянского районов Воронежской области//Советская этнография. 1937. № 1. С. 137-154.).

В Тамбовской губернии рукава рубах иногда делали очень широкими, а у запястья надевали узкую полоску ткани в виде браслета, застегивавшегося на пуговицу; широкий низ рукавов создавал впечатление оборок. Рубаха вокруг горловины драпировалась, т.е. собиралась в сборки, которые фиксировались узкой обшивкой, часто переходящей в невысокий воротник-стойку (шириной 1,5-3 см); воротник застегивался на пуговицу или завязывался тесьмой, продетой в две петли. Застежка (длиной 13-15 см) от горловины спереди располагалась в шве соединения передних полотнищ.

Рис. 54. Воронежская женская рубаха: вид спереди (а) и сзади (б). Музейный подлинник (ВрОКМ)

В Орловской, Курской, Воронежской губерниях встречались рубахи с отложным воротником ("жерелок"), что характерно для потомков бывших однодворцев (На этой территории жили в основном славянские племена. Заселение края связано с появлением оборонительной системы на южных границах Русского государства в XVI—XVII вв. Однодворцы — особая социальная категория, занимавшая промежуточное положение между дворянами и крестьянами. Больше всего однодворцев проживало в Воронежской губернии.) (рис. 54). В отдельных уездах Воронежской губернии воротник делали съемным. В конце XIX — начале XX в. встречались рубахи бесполиковые, у которых полики и рукава выкраивались вместе (Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов XIX — начала XX в.//Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956. С. 607.).

В ряде мест Курской, Воронежской губерний из покупных тканей (ситец, сатин, атлас и др.) изготовляли кофты (длиной до талии), повторяющие конструкцию лифа холщовых рубах. Такую одежду декорировали цветными шерстяными нитями, вышивкой, блестками, тесьмой, галунами и надевали по праздникам поверх холщовых рубах.

В результате исследования конструктивных особенностей подлинных образцов музейных коллекций и изучения имеющихся историко-этнографических материалов по данной проблеме автор монографии приходит к выводу о том, что типизацию конструкций женских рубах целесообразно проводить исходя из особенностей решения плечевого пояса, т.е. сопряжения (сочетания, соединения) рукава с лифом. В связи с этим выделены и в табл. 11 представлены типы конструкций женских рубах (8-я позиция в общем коде образца русского народного костюма, см. схему 3, табл. 2). Называя здесь типы конструкций, одновременно следует подчеркнуть, что конструктивные линии содержат в себе также композиционную функцию (смысл).

 

Таблица 11

Цифра кода Тип конструкции женской одежды
С прямыми поликами, присоединенными параллельно утку полотнищ стана
С прямыми поликами, присоединенными параллельно основе полотнищ стана
С прямыми поликами, выкроенными вместе с рукавами и присоединенными параллельно утку полотнищ стана (новгородская)
С прямыми поликами, выкроенными вместе с рукавом "по-топорному" или "взамок"
С прямыми поликами, выкроенными вместе с рукавами и присоединенными параллельно основе полотнищ стана
С косыми поликами, рукава присоединяются непосредственно к поликам
С косыми поликами, рукава присоединяются к прямоугольным кускам ткани, вставленным между поликом и рукавом
С «воротушкой»
С лифом на кокетке
Туникообразная

 

Показатель же (количество и расположение полотнищ стана) имеет второстепенное значение, ибо он в основном определяет лишь степень объемности формы рубахи.

Рассмотрим пример шифровки общего кода образца.

Запись 8581000031 означает, что данный образец относится к классу швейных изделий — 85 (см. табл. 2), к русскому народному костюму — 8 и 1 (см. табл. 2) северных великорусов — 0 (см. табл. 3); регион распространения — Архангельская губерния — 0 (см. табл. 4), элемент костюма — женская рубаха — 0 (см. табл. 5), с прямыми поликами, присоединенными параллельно утку полотнищ стана — 0 (см. табл. 11), из шелковой фабричной ткани —3 (см. табл. 6); карта относится к массиву конструкций — 1 (поэтому на 10-й позиции кода ставится цифра 1).

 

2.6.3. КОДИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУБАХ

Проанализируем более подробно конструктивные особенности женских рубах. Для этого закодируем детали рубах и особенности конструкции по десятичной системе независимо от разновидностей рубах. Естественно, одинаковые детали будут находиться в коде на одних и тех же позициях:

0 — лиф — верхняя часть стана рубахи (табл. 12);

1 — полики — плечевая вставка (табл. 13);

2 — рукава (табл. 14). Встречаемость наиболее характерных конструкций рукавов по регионам представлена в табл. 15;

 

Таблица 12

 

Цифра кода Лиф
Из четырех продольных прямоугольных полотнищ одинаковой ширины; швы соединения полотнищ располагаются по бокам, спереди и на спинке посередине
Из четырех прямоугольных полотнищ одинаковой ширины: по одному центральному спереди и сзади и по одному цельному полотнищу по бокам
Из двух продольных прямоугольных широких и двух продольных прямоугольных узких полотнищ: широкие полотнища образуют центральные части переда и спинки, узкие полотнища — боковые. Швы соединения полотнищ располагаются по два спереди и сзади (на спинке)
Из трех, пяти продольных прямоугольных полотнищ; швы соединения располагаются по два на спинке и спереди; боковых швов нет
Из трех продольных прямоугольных полотнищ одинаковой ширины; швы соединения полотнищ — один боковой и по одному на спинке и спереди
Из двух продольных прямоугольных широких полотнищ и одного узкого; швы соединения полотнищ — один боковой и по одному на спинке и спереди
Из трех продольных прямоугольных полотнищ одинаковой ширины; два шва соединения полотнищ спереди располагаются симметрично относительно разреза, один шов проходит по центру на спинке
Из двух продольных прямоугольных полотнищ; швы соединения располагаются по бокам
8,9 С другими конструктивными особенностями

 

3 — юбка — нижняя часть стана рубахи (табл. 16). Встречаемость наиболее характерных типов расположения полотнищ у рубах представлена в табл. 17;

4 — ластовицы — треугольный или прямоугольный кусок ткани, вставляемый между рукавом и станом, обеспечивающий эргономический фактор — удобство подъема руки (табл. 18);

5 — манжеты (табл. 19);

6 — воротник (табл. 20). В табл. 21 представлены типы конструкций воротников рубах (оформление горловины) по регионам;

7 — способы соединения деталей воротника с лифом, определяющие объемность формы (табл. 22);

8 — величины формы (табл. 23);

9 — геометрический вид формы (табл. 24).

 

Таблица 13

Цифра кода Полики
Прямые
Косые, трапециевидной формы с плечевым швом из двух одинаковых по величине прямоугольных трапеций
Косые, трапециевидной формы, из прямоугольной трапеции и прямоугольного треугольника, шов соединения располагается со стороны спинки
Косые, трапециевидной формы без плечевого шва
Без поликов (полик выкраивается вместе с рукавом, рукав начинается от горловины)
Кокетка
6-9 С другими конструктивными особенностями

 

Таблица 14

Цифра кода Рукава
Из одного прямоугольного полотнища
Цельнокроенные с поликами, из одного полотнища, сужающегося к запястью
Цельнокроенные с попиками, из одного прямоугольного полотнища и двух клиньев (спереди и сзади)
Из одного прямоугольного полотнища с добавлением 1/4 – 1/2 полотнища
Из одного прямоугольного полотнища и двух клиньев (спереди и сзади)
Из одного сужающегося к запястью полотнища
Из одного сужающегося к запястью полотнища и клина спереди
Из одного сужающегося к запястью полотнища и клина сзади
Из одного сужающегося к запястью полотнища и двух клиньев (спереди и сзади)
Объемные буфонированные (у поздних рубах-кофт)

 

Рубахи, как и другие элементы русского народного костюма (исключение порой составляет лишь верхняя одежда), в основе своей конструкции имеют детали простых геометрических форм (простые не-подкройные детали), что обеспечивает составление простой классификации конструктивных особенностей этих изделий.

При характеристике лифа рубахи не учитывается наличие или отсутствие поликов и кокеток; рассматривается лишь часть лифа между поликами (если они имеются) или кокеткой и юбкой.

 

Таблица 15

Тип конструкции рукавов Регион
Архан-гельский Воло-год-ский Смо-лен-ский Мо-ковский Ниже-город-ский Рязан-ский Там-бов-ский Воро-неж-ский Кур-ский Ор-лов-ский Тульский Калужский
Рукава прямоу-гольной формы с ластовицами (трех- или четы-рехугольными) или без них     +       +   + +    
Широкие в вер-хней части рука-ва, сужающиея к запястью, с ластовицами или без них +   + + +           + +
Широкие (иногда очень) объемные рукава, у запястья присборенные и собранные на манжету (иногда длина таких рукавов заканчивалась чуть ниже линии локтя) + +       + + +     + +
Длинные рукава, длиннее рук (в Рязанской губернии длина доходила до 3 м.), с небольшим разрезом (окошечком) у линии локтя или ластовица +     + + +         + +
Объемные буфонированные рукава (у поздних рубах-кофт)       + +              

 

Таблица 16

Цифра кода Юбки рубах (подолы)
Юбка и лиф из цельных полотнищ
Из четырех продольных прямоугольных полотнищ одинаковой ширины; соединительные швы полотнищ располагаются по бокам и по центру переда
Из четырех продольных прямоугольных полотнищ одинаковой ширины; перед и спинка с двумя швами, симметрично расположенными относительно средней линии
Из трех продольных прямоугольных полотнищ одинаковой ширины; соединительные швы – один боковой и по одному спереди и сзади
Из трех продольных прямоугольных полотнищ одинаковой ширины; перед с двумя швами, симметрично расположенными относительно средней линии, спинка с центральным швом
Из двух продольных прямоугольных широких и четырех узких трапециевидных полотнищ; швы соединения полотнищ – по бокам и по два спереди и сзади, симметричных относительно средней линии
Рубаха-лиф
7-9 С другими конструктивными особенностями

Рис. 55. Расположение полотнищ стана народных женских рубах. Наиболее характерные типы

Таблица 17

Тип расположения полотнищ стана (рис.55) Регион
Архан-гель-ский Воло-год-ский Смо-лен-ский Мос-ков-ский Ниже-город-ский Ря-зан-ский Там-бов-ский Воро-неж-ский Кур-ский Ор-лов-ский Туль-ский Ка-луж-ский
  + +     + + + + + + +
          + + + + + + +
  +                    
+   +                  
    + + + + +          

Таблица 18

Цифра кода Ластовицы
Квадратные
Треугольные
Рукава без ластовиц

Таблица 19

Цифра кода Манжеты
Широкие с оборкой
Широкие без оборки
Узкие с оборкой
Узкие без оборки
Рукава без манжет
Рукава без манжет, низ завершается оборками

Таблица 20

Цифра кода Воротник (оформление горловины)
Невысокая стойка
Горловина оформлена обтачкой (без воротника)
Отложной воротник
Высокая стойка
С другими конструктивными особенностями

Таблица 21

Тип конструкции воротника и горловины Регион
Архан-гель-ский Воло-год-ский Смо-лен-ский Мос-ков-ский Ниже-город-ский Ря-зан-ский Там-бов-ский Воро-неж-ский Кур-ский Ор-лов-ский Туль-ский Ка-луж-ский
Горловина присборена и оформлена невысоким воротником-стойкой в виде узкой полоски ткани + + + + + + + + + + + +
Горловина присборена (или гладкая) и оформлена узкой обтачкой (без воротника) + + + + + + +   + +    
Горловина оформлена отложным воротником «жерелок»               + + +    
Высокий воротник-стойка   +           +     +  

Таблица 22

Цифра кода Способ соединения деталей
Срезы всех деталей лифа, образующих горловину (переда, спинки, поликов, рукавов), собраны в сборки по всей длине
У линии соединения с воротником в сборки собраны только срезы поликов (рукавов) по всей длине
У линии соединения с воротником срезы переда и поликов собраны в сборки по всей длине, а на спинке присборена только задняя часть полотнища
У линии соединения с воротником срезы переда и спинки присборены или заложены в складки, расположенные посередине, а срезы поликов присборены или заложены по всей длине
Детали лифа и воротника у линии соединения плоские, соединяемые срезы обеих деталей одинаковы по длине (такого типа швами характеризовалось соединение всех других деталей – полотнищ, клиньев и др.
Другие способы соединения

Таблица 23

Цифра кода Величина формы
Большая (длина до щиколотки или несколько короче)
Средняя (длина до уровня коленей)
Малая (длина до линии подъягодичной складки)

Таблица 24

Цифра кода Геометрический вид формы Наименование геометрической фигуры
      Прямоугольник
    Трапеция
        Сочетание прямоугольника с трапецией
      Сочетание двух трапеций, обращенных меньшими основаниями к середине

 

2.6.4. ПОСТРОЕНИЕ КОНТУРОВ ДЕТАЛЕЙ ЖЕНСКОЙ РУБАХИ С ПОМОЩЬЮ ЭВМ

 

Графическая информация карты конструкции русской рубахи (см. рис. 25) содержит в масштабе развертку поверхности и внешний вид образца (спереди и сзади) с нанесенными конструктивными линиями, определяющими места и характер соединения полотнищ, а также принцип создания объемной формы (в большинстве случаев из полотен ткани с прямыми срезами — краями) за счет конструкции.


); } })(document, window); //]]>
Генерация страницы за: 0.017 сек.