Устранение схода ленты конвейеров

При наличии на конвейерах схода ленты в сторону в первую очередь должно быть выявлено и устранено действие возможных постоянных причин этого явления: непараллельности осей приводного, натяжного и отклоняющих барабанов, верхних и нижних роликоопор друг другу и неперпендикулярности барабанов и роликоопор продольной оси конвейера; искривления продольной оси конвейера; боковой загрузки топлива на ленту; неправильной (с перекосом) стыковки концов конвейерной ленты и др.

Приводные и другие барабаны конвейеров при монтаже необходимо устанавливать строго горизонтально, неперпендикулярность геометрических осей барабанов относительно продольной оси конвейера должна быть не более 1 мм на длине 1000 мм. Роликоопоры устанавливаются так, чтобы верхние образующие средних роликов находились в одной горизонтальной плоскости (превышение относительно друг друга не более 2 мм).

При этом смещение середин всех барабанов и средних роликов опор относительно продольной оси конвейера допускается не более 2 мм.

При монтаже натяжного устройства необходимо обеспечить, чтобы продольная ось этого устройства строго совпадала с продольной осью конвейера. Опорные направляющие для колес натяжных тележек должны быть установлены относительно продольной оси конвейера без перекосов. При невыполнении этого условия сильно натянутая лента будет вызывать перекос натяжного барабана и сход ленты в сторону, а также повышенное трение реборд колёс тележки.

Для обеспечения постоянного положения приводных барабанов рекомендуется приваривать у корпусов их подшипников дополнительно специальные упоры на горизонтальных опорных площадках рам, на которых устанавливаются барабаны. На ленточных конвейерах некоторых предприятий (морской порт «Восточный» и др.) подшипники приводных барабанов закреплены на вертикальных стойках рам, что исключает изменение их положения во время работы под действием нагрузки. На этих же конвейерах колёса натяжных тележек выполнены

двухребордными, что уменьшает перекос натяжных барабанов. С этой же целью на натяжных тележках в местах крепления колес устанавливают регулирующие (центрирующие) болты.

В процессе эксплуатации для центрирования ленты на конвейерах осуществляют корректировку положения верхних и нижних роликоопор, отклоняющих и натяжных барабанов, поворачивая их определенным образом на месте в горизонтальной плоскости. Кроме этого для правильного направления хода ленты на конвейерах устанавливаются специальные центрирующие роликоопоры.

Применяемые на топливоподачах электростанций само центрирующие опоры заводского изготовления (в старой конструкции) представляют собой обычные роликоопоры, имеющие возможность вращаться вокруг вертикальной оси.

С обеих сторон их рамы на кронштейнах установлены вертикальные (дефлекторные) ролики, на которые лента при сходе в сторону нажимает кромкой и поворачивает роликоопору на некоторый угол. За счёт дополнительных сил, возникающих при новом положении роликоопоры, лента возвращается в центральное положение. Эксплуатация ленточных конвейеров на электростанциях показала, что эти само центрирующие роликоопоры действуют ненадежно и часто не выполняют своего назначения. Связано это с тем, что вертикальные ролики этой опоры располагаются относительно далеко от кромок ленты (150-200 мм) и имеют недостаточное смещение от опорных роликов в направлении движения ленты.

В настоящее время Сызранский завод тяжелого машиностроения выпускает само центрирующие роликопоры иного исполнения, которые показали хорошую работу на многих электростанциях, на предприятиях угольной промышленности и др. В этой опоре вертикальные ролики приближены к кромкам ленты, а их смещение от опорных роликов в направлении движения ленты увеличено. В результате этого самоцентрирующая опора стала более чувствительной к сходу ленты. От воздействия ленты на вертикальный ролик, имеющий большее смещение, т.е. больший рычаг для действующей силы, роликоопора легко поворачивается на определенный угол. С данной самоцентрирующей опорой шарнирно соединены ещё несколько поворотных роликоопор (без вертикальных роликов), расположенных рядом (рисунок 4.5). При нормальных условиях эксплуатации на конвейерах устанавливают обычно по две поворотные роликоопоры, а для длинных конвейеров при нецентральной загрузке ленты и других факторах, способствующие сходу ленты, - три или четыре поворотные роликоопоры.

Действие такого устройства по приведению ленты в центральное положение проявляется в большей степени, так как при этом поворачиваются одновременно несколько связанных шарнирно роликоопор. Заводом выпускаются подобные само центрирующие роликоопоры как желобчатые, так и прямые (рисунок 4.6), их необходимо устанавливать и на верхней, и на нижней ветвях ленты конвейера. Шарнирное соединение нескольких рядом установленных поворотных роликоопор для центрирования хода ленты успешно применялось и раньше на ряде электростанций, которые собственными силами выполняли такую реконструкцию.

Особенно эффективна установка само центрирующих опор на холостой ветви конвейера в местах набегания ленты на натяжной барабан, так как для нормального хода ленты очень важно обеспечить вход её на натяжной барабан точно по центру.

По опыту эксплуатации ленточных конвейеров в различных отраслях промышленности

(угольной, металлургической и др.), улучшению центрирования ленты способствует выполнение и нижних роликоопор желобчатыми (из двух наклонных роликов). Большую устойчивость лента при этом получает из-за её перегиба выпуклостью в другую сторону. Желобчатые нижние роликоопоры особенно полезны при подходе ленты к барабанам и при большой длине конвейеров. Кроме того, названные опоры создают также более благоприятные условия для очистки ленты от топлива, особенно в средней её части. Это вызывается тем, что продольный изгиб холостой ветви ленты в направлении, противоположном изгибу рабочей ветви, ведет к нарушению прилипшего слоя топлива.

Подобное решение (т.е. желобчатые роликоопоры на нижней ветви ленты) применено, например, на ленточных конвейерах на Ачинском глинозёмном комбинате, Берёзовской

ГРЭС - 1 и других предприятиях.

На некоторых электростанциях на конвейерах с лентой небольшой ширины (до 1200 мм включительно) выполнена несложная реконструкция заводских самоцентрирующих роликоопор старой конструкции, которая резко увеличила их эффективность и надежность. Реконструкция заключается в том, что рядом с боковыми опорными роликами на поворотной опоре закрепляются неподвижные элементы в виде линейки из металлического прутка, наклоненной под углом 35 ÷400 (рисунок 4.7). Боковые вертикальные ролики на опоре при этом отсутствуют.

Восстановление прямолинейного хода ленты за счёт поворота роликоопор в этом случае сохранилось, но принцип поворота роликоопоры при сдвиге ленты в сторону изменился. Поворот самоцентрирующей опоры происходит не за счет трения узкой кромки ленты о боковой вертикальной ролик, что вызывало при этом значительный износ и повреждения кромок, а за счет трения нижней нерабочей обкладки края ленты о неподвижный элемент.

Как известно, возникающие при повороте такой роликоопоры центрирующие силы зависят от двух факторов: от угла поворота роликоопоры и от давления в месте контакта ленты и повёрнутой роликоопоры. Благодаря установке неподвижных линеек на самоцентрирующей

роликоопоре под большим углом (от 35 до 400С), чем угол наклона боковых роликов (200) соседних опор, край ленты конвейера при её смещении в сторону приподнимается этими линейками. В этом случае чем больше смещается лента в сторону, тем на большую величину поднимается её край над соседними опорами. В месте контакта ленты с самоцентрирующей опорой при этом увеличивается давление и, следовательно, повышается центрирующая способность этого устройства. При обеспечении свободного вращения самоцентрирующей роликоопоры в подшипнике вокруг вертикальной оси данное устройство чувствительно даже к

Рисунок 4. 5 Центрирующая роликоопора желобчатая 1 – роликоопора поворотная; 2 – вертикальный ограничительный ролик; 3 – тяга; 4 – опора; 5 - кронштейн

 


 
 
Рисунок 4. 6 Центрирующая роликоопора прямая 1 – роликоопора поворотная; 2 – вертикальный ограничительный ролик; 3 – опора; 4 – кронштейн; 5 – тяга.  

 


 
 
Рисунок 4. 7 Реконструкция центрирующей роликоопоры а) до реконструкции (типовая опора) б) после реконструкции 1 – вертикальный ограничительный ролик; 2 – неподвижный элемент – линейка (пруток диаметром 20 мм).

 

 


незначительному сходу ленты и надежно удерживает её в нормальном положении , при этом прежнего износа кромок ленты не наблюдается.

На конвейерах Томь - Усинской ГРЭС центрирующие роликоопоры установлены без среднего ролика, что увеличивает давление ленты на боковые ролики и, следовательно, повышает центрирующее действие этих роликоопор.

На Иркутской ТЭЦ-10 успешно действуют на конвейерах с шириной ленты 1400 мм само- центрирующие роликоопоры, показанные на рисунке 4.8 (а, б). Заводская поворотная роликоопора в обеих случаях связана длинными рычагами с подвижными элементами, на которые действует лента при сходе. Устройство чувствительно к сходу ленты и надежно обеспечивает его устранение.

Для центрирования хода ленты конвейеров на топливоподачах применяются также поворотные вокруг вертикальной оси роликоопоры без боковых дефлекторных роликов – регулируемые роликоопоры. Поворотом таких роликоопор вручную осуществляется центрирование хода ленты, после чего роликоопоры фиксируются в заданном положении.

Установка самоцентрирующих роликоопор эффективна перед натяжным барабаном (как указано выше), на перегибе ленточного конвейера выпуклостью вверх (на верхней ветви ленты) и перед приводным барабаном. Целесообразно устанавливать центрирующие (регулируемые) опоры и перед односторонними плужковыми сбрасывателями, а также после приёмных лотков конвейеров (на выходе топлива из них).

На ряде электростанций с целью центрирования хода ленты конвейеров успешно применяют барабаны (приводные и натяжные) с выпуклой поверхностью (бочкообразной формы).

В соответствии с действующими стандартами приводные и натяжные барабаны конвейеров с резинотканевыми лентами изготавливаются бочкообразной формы.

На электростанциях выпуклость барабанов обеспечивается часто с помощью футеровки. Для этого на средней части барабана по всему периметру закрепляется болтами или винтами (впотай) полоса конвейерной ленты.

Уменьшению схода ленты на конвейерах способствует также установка желобчатых роликоопор на место таким образом, что их боковые ролики имеют наклон на 2÷30 вперед по ходу движения ленты. Например, на ленточных конвейерах в морском порту «Восточный» все желобчатые роликоопоры установлены с наклоном на 20 по ходу ленты, а на холостой ветви ленты каждая третья опора выполнена желобчатой из двух роликов.

На электростанциях США для увеличения эффективности действия центрирующие роликоопоры на конвейерах приподняты над общим уровнем поддерживающих желобчатых опор на определенное расстояние (например, для лент шириной 1600 мм на 19 мм по центральному ролику). Сызранский завод тяжелого машиностроения также рекомендует устанавливать на конвейерах верхние центрирующие роликоопоры выше относительно соседних рядовых желобчатых роликоопор (на 10 мм по среднему ролику). Это же условие необходимо обеспечить при установке центрирующих роликоопор и на холостой ветви ленты.

Роликоопоры с большой желобчатостью ленты (наклон боковых роликов 300 и более) улучшают центрирование ленты и позволяют устранить боковой сход ленты в отдельных случаях без центрирующих роликоопор.

С увеличением ширины ленты и, следовательно, её массы устойчивость хода ленты и центрирование также повышаются. Например, лента шириной 2000 мм по сравнению с лентами меньшей ширины при работе конвейеров имеет довольно постоянный ход, почти без схода в сторону от центрального положения. Такой ход ленты обеспечивается, конечно, при определенных условиях, а именно при выполнении монтажа всех узлов конвейера с необходимой точностью.

Для обеспечения нормального, без смещения в сторону хода ленты необходимо также предусмотреть на конвейерах эффективную очистку барабанов, роликов опор и самой ленты от налипшего топлива.

Устранение влияния боковой загрузки топлива на ход ленты рассмотрено в следующем разделе (4.4).

Ликвидация схода ленты конвейера в ту или иную сторону обеспечивает, кроме сохранности ленты от повреждений, значительное уменьшение просыпания топлива с её рабочей ветви,

предупреждает попадание частиц топлива на холостую ветвь. Частицы топлива, попавшие на холостую ветвь ленты, перемещаются вместе с нею и попадают между барабаном и лентой, истирая её нерабочую обкладку и вызывая пылевыделения в районе натяжного барабана. Поэтому необходимо в месте набегания ленты на натяжной барабан устанавливать двухсторонние или односторонние сбрасывающие плужки (очистители). Попадание просыпающегося топлива на холостую ветвь ленты можно предупредить, установив защитные металлические листы на металлоконструкцию конвейера между верхней и нижней ветвями ленты (Магнитогорская ТЭЦ). При невозможности установить металлические листы по всей длине конвейера их желательно установить у приводного и натяжного барабанов и на участке загрузки ленты конвейера.