Что значит вера во Христа?

 

Что конкретно находим в этих творениях?

Прежде всего глубоко духовное объяснение важнейше­го в христианстве вопроса - веры во Христа. Вот как свя­титель Игнатий пишет об этом: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смире­ния, веры и покаяния» (IV, 227); «Не сознающий своей гре­ховности, своего падения, своей погибели не может при­нять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает се­бя достойным всех наград земных и небесных?» (IV, 378).

В приведенных словах невольно обращает на себя вни­мание мысль о том, что сознание своей греховности и про­истекающее из него покаяние являются первым условием принятия Христа. Святитель как бы подчеркивает: не вера в то, что Христос пришел, пострадал и воскрес — «начало об ращения ко Христу», ибо «и бесы веруют и трепещут» (Иак. 2; 19), а познание «своей греховности, своего падения» рождает истинную веру в Него, ибо «не сознающий своей греховности... не может уверовать во Христа».

Эта мысль святителя указывает на первое и основное положение духовной жизни, столь часто ускользающее от внимания верующих и показывающее действительную глу­бину православного ее понимания. Христианином, оказы­вается, является совсем не тот, кто верит по традиции или кто убедился в бытии Бога какими-то доказательствами, и, конечно же, совсем не тот, кто ходит в храм и чувствует се­бя выше всех этих грешников, безбожников и нехристиан. Нет, христианин — тот, кто видит свою духовную и нравст­венную нечистоту, свою греховность, страдает об этом, кто видит себя погибающим и потому внутренне способен к принятию Спасителя, к действительной вере во Христа. Потому, например, св. Иустин Мученик писал: «Он есть Слово, Коему причастен весь род человеческий. Те, кото­рые жили согласно с Словом, суть христиане, хотя бы счи­тались за безбожников: таковы между эллинами Сократ и Гераклит и им подобные... Таким образом, те, прежде быв­шие, которые жили противно Слову, были бесчестными, враждебными Христу... а те, которые жили и ныне живут со­гласно с Ним, суть христиане»38. Потому так легко принима­ли христианство многие языческие народы.

Напротив, видящий себя праведным, разумным, видя­щий свои добрые дела не может быть христианином и не является им, кем бы он ни был в административно-иерар­хической структуре Церкви. В качестве аргумента свт. Иг­натий приводит красноречивый факт из истории земной жизни Спасителя. Он со слезами раскаяния был принят про­стыми, сознающими свои грехи евреями, но с ненавистью был отвергнут и осужден на жуткую казнь «умной», «доброде­тельной», респектабельной иудейской элитой: архиереями, фарисеями (ревностными исполнителями церковных обы­чаев, устава и т. д.), книжниками (богословами).

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12), — говорит Господь. На путь исцеления и спасения становятся лишь те, которые увидят болезнь своей души, ее неисцельность собственными силами и потому оказы­ваются способными обратиться к пострадавшему за них истинному Врачу — Христу. Вне этого состояния, именуе­мого у отцов также познанием себя, невозможна нормаль­ная духовная жизнь. «На познании и сознании немощи зиждется все здание спасения», — пишет святитель Игна­тий (I, 532). Он неоднократно приводит замечательные слова преп. Петра Дамаскина: «Начало просвещения души и признак ее здравия заключается в том, когда ум начнет зреть свои согрешения, подобные множеством своим мор­скому песку» (II, 410).

Потому вновь и вновь, восклицая, повторяет святитель: «Смирение и рождающееся из него покаяние — единст­венное условие, при котором приемлется Христос! Смире­ние и покаяние — единственная цена, которою покупается познание Христа! Смирение и покаяние — единственное нравственное состояние, из которого можно приступить ко Христу, усвоиться Ему! Смирение и покаяние — единст­венная жертва, которой взыскует и которую приемлет Бог от падшего человечества (Пс. 50, 18-19). Зараженных гор­деливым, ошибочным мнением о себе, признающих пока­яние излишним для себя, исключающих себя из числа грешников отвергает Господь. Они не могут быть христиа­нами» (IV, 182-183).