Общие положения

1.1. В соответствии с Уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва» (Университет) основными задачами вуза в сфере образовательной деятельности, в частности, являются:

 

- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего профессионального образования;

 

- удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием.

 

1.2. Университет руководствуется при проведении образовательной деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными Законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, другими нормативными актами и Уставом университета.

 

1.3. Организация образовательного процесса по основным образовательным программам (ООП) высшего профессионального образования (ВПО), подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) - «бакалавр», «магистр», «специалист», регламентируется образовательной программой расписанием учебных занятий (экзаменов/зачётов).

 

1.4. В соответствии с приказом Минобразования РФ от 24.02.1998г. № 501 «О порядке перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое» (с изменениями от 26 марта 2001 г., 15 февраля 2010 г.) студентам Университета гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение, а также переход с одной образовательной программы на другую внутри вуза.

 

1.5. Положение о порядке перехода студентов студента с одной основной образовательной программы на другую устанавливает общие требования к процедуре перехода студента с одной основной образовательной программы на другую внутри Университета.

 

 

II. Процедура перехода

2.1. Порядок перехода расп­ространяется на основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию.

 

2.2. Порядок перехода студентов распространяется на все курсы и формы обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования.

 

2.3. Определяющими условиями перехода студента с одной основной образовательной программы на другую являются прежде всего возможность успешного продолжения им обучения на новой для него образовательной программе, а также:

· успешное завершение обучения в первом семестре первого курса;

· наличие свободных (вакантных мест) на соответствующем курсе обучения ООП, на который осуществляется переход;

· общая продолжительность обучения на местах, финансируемых из средств федерального бюджета не должна превышать срока, установленного учебным планом для освоения основной образовательной программы (с учетом формы обучения), более чем на один год.

2.4. Количество мест для перехода, финансируемых из средств федерального бюджета, определяется разницей между контрольными цифрами соответствую­щего года приема и фактическим количеством студентов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) на со­ответствующем курсе.

 

2.5. При наличии на ООП вакантных мест, финансируемых из федерального бюджета, Университет не вправе предлагать студенту, получаю­щему высшее профессиональное образование впервые, переходить на места с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами на договорной основе.

При отсутствии вакантных мест переход с одной ООП на другую ООП осуществляется только на платной основе.

 

2.6. Если количество мест на «новой» (для студента) ООП меньше поданных за­явлений студентов, то от­бор лиц для продолжения обучения проводится на конкурсной основе. Условия проведения конкурса определяются аттестационной комиссией института, факультета.

 

2.7. Переход студента на другое направление подготовки (специальность) не должен противоречить:

· индивидуальному договору с работодателем (целевая контрактная подготовка;

· договору на обучение с полным возмещением затрат с предприятием (юридическим лицом);

· договору на обучение за счет средств республиканского бюджета.

В противном случае студент должен предварительно согласовать свой переход с соответствующим предприятием (организацией), с которым его связывают договорные отношения.

 

2.8. Других ограничений, связанных с курсом и формой обучения, видом ООП, на которые происходит переход студента, не устанавливается.

 

2.9. Переход студента с одной ООП на другую по всем формам обучения осуществляется по личному заявлению студен­та. К заявлению прилагается ксерокопия зачетной книжки.

 

2.10. Переход студента осуществляется на основе аттестации, которую проводит аттестационная комиссия факультета (института/филиала). Аттестационная комиссия утверждается ректором Университета.

 

2.11. Аттестация студента может проводиться путем собеседования или иной форме, опреде­ляемой соответствующей аттестационной комиссией факультета (института/филиала). В ходе аттестации определяется степень расхождения учебных планов, устанавливается перечень дисциплин, которые комиссия считает возможным переаттестовать (перезачесть) и перечень неизученных дисциплин (разделов дисциплин), которые предлагается студенту для сдачи, т.е. для ликвидации разницы в учебном плане специальности (направления подготовки).

 

2.12. Для переаттестации (перезачёта) дисциплин в деканате принимающего факультета (дирекции института/филиала) студенту выдается аттестационная ведомость, куда вносятся все дисциплины, подлежащие переаттестации (перезачёту). Устанавливается срок прохождения переаттестации, исходя из количества дисциплин, выносимых на переаттестацию, но не более 3-х недель.

 

2.13. Переаттестацию (перезачёт) дисциплин проводят члены аттестационной комиссии. Заведующий кафедрой, как правило, поручает провести переаттестацию преподавателю, отвечающему за чтение лекций (проведение практических занятий, семинаров) по соответствующей учебной дисциплине.

 

2.14. При переходе на новую ООП переаттестовываются (перезачитываются) принимающим факультетом (институтом/филиалом) в объеме, изученном студен­том:

· общие гуманитарные и социально-экономи­ческие дисциплины (дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла) государственных образовательных стандартов (ФГОС);

· четыре обязательные дисциплины базовой части федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС),

Факультативные дисциплины могут быть переаттестованы (перезачтены) студенту по его желанию.

 

2.15. При переходе студента на близкую по содержанию ООП переаттестовываются (перезачитываются) также:

· математические и общие естественно­научные дисциплины ГОС (федеральный и национально-региональный компонент, дисциплины по выбору);

· дисциплины базовой (обязательной) и вариативной части естественнонаучного цикла ФГОС и все дисциплины по вы­бору студента.

 

 

2.16. По итогам аттестации, когда некоторые дисциплины (разделы) не могут быть переаттестованы (перезачтены) студенту, студент обязан сдать их, то есть ликвидировать академическую задолженность в установленные принимающей стороной (факультетом/институтом/филиалом) сроки.

 

2.17. В случае, если по итогам аттестации выявлена необходи­мость ликвидации разницы в учебных планах (академической задолженности), в приказе о пе­реходе студента на новую ООП должен быть установлен индивидуальный график ликвидации разницы в учебных планах (академической задолженности). Разница в учебных планах (академические задолженности) должны быть ликвидированы до начала очередной экзаменационной сессии.

 

2.18. Университет должен обеспечить возможность студенту освоить общие гуманитарные и социально-экономические дисципли­ны (дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла) в объеме, установленном ГОС (ФГОС) по «новой» (для студента) ООП, на которую переводится студент.

 

2.19. По итогам работы аттестационной комиссии переаттестация (перезачёт) учебных дисциплин производится приказом по университету.

 

2.20. При незначительной разнице в учебных планах (при переходе студента на родственную ООП) студенту могут быть сохранены прежние документы (зачётная книжка и студенческий билет), в которых, ссылкой на приказ о переводе (заверенной гербовой печатью), подтверждается факт перехода на «новую» (для студента) ООП. В этом случае в зачётную книжку проставляются лишь записи о ликвидации разницы в учебных планах (академических задолженностей) с проставлением соответствующих оценок (зачётов).

 

2.21. При значительной разнице в учебных планах студенту могут быть выданы новые документы (зачётная книжка и студенческий билет), подтверждающие переход студента на «новую» (для студента) ООП. В этом случае, помимо записей о ликвидации разницы в учебных планах (академической задолженности) в новую зачётную книжку вносятся записи о переаттестованных (перезачтенных) дисципли­нах, практиках, курсовых проектах (рабо­тах) с проставлением соответствующих оценок (зачетов).

 

2.22. Записи о переаттестованных или перезачтенных дисциплинах или разделах вносятся в зачётные книжки студентов заведующими соответствующих кафедр или по их поручению – преподавателями. При оформлении диплома о высшем профессиональном образовании переаттестованные или перезачтенные дисциплины вносятся в приложение к диплому.

 

Согласовано:

 

Первый проректор, проректор по учебной работе   Фомин Н.Е.
Начальник правового управления   Барнашова М.И.
Председатель профкома студентов и аспирантов   Андрюшечкина Н.М.
     
Председатель студенческого совета   Гришнева А.А.