BМетодические указания
Лабораторная работа выполняется бригадой из 2-3 человек. Каждой бригаде выдаётся схема, соответствующая определённому этапу трассы маршрута (прил. 2). В правом верхнем углу схемы указан порядковый номер этапа.
В соответствии с приведенной методикой бригада проводит расчет основного и дополнительного времени движения автобуса по этапу.
1. Для определения основного времени проследования по этапу необходимо осуществить его разбивку на участки по следующим признакам:
а) движение вне населённых пунктов;
б) движение по населённым пунктам с населением до 60 тыс. чел.;
в) движение по городам с населением свыше 60 тыс. чел.
Время движения по каждому из участков определяется отношением длины участка к расчетной скорости его проследования
t=l/VRтR. (4.4)
Значение расчетной скорости для участков дороги вне населенных пунктов зависит от ее условной группы.
Принадлежность к той или иной группе зависит от комбинации двух параметров: общей ширины проезжей части НRп.чR. и интенсивности движения автомобилей N. Значение интенсивности движения и ширина полосы для движения по этапу указаны на схеме.
Общая ширина проезжей части определяется по формуле
, (4.5)
где B – ширина полосы, м,
n – количество полос в одном направлении.
Таблица 4.1
Условные группы автомобильных дорог
Группа дороги | Общая ширина проезжей части, м | Интенсивность движения, тыс.авт./сут |
I | 7…11,5 | До 4 |
12 и более | До 6 | |
II | 5,5…6,5 | До 2 |
7…11,5 | Свыше 4 | |
12 и более | Свыше 6 | |
III | 5,5…6,5 | Свыше 2 |
Не менее 6 | До 1 |
Таблица 4.2
Рекомендуемые значения расчетной скорости движения автобусов в различных условиях
Условия движения | Расчетная скорость, км/ч |
Автодороги I группы | |
Автодороги II группы | |
Автодороги III группы | |
Населенные пункты | |
Города с населением свыше 60 тыс. чел. |
UПримечание.U При наличии на этапе отдельных участков с ограничением скорости движения ниже уровня рекомендованных расчетных средних скоростей - вне населенных пунктов и в населенных пунктах и в городах -
ведется самостоятельный расчет времени движения автобуса на этих участках с вычитанием их протяженности из общей протяженности этапа; затем все величины времени складываются.
По табл. 4.2 рекомендуемых расчетных средних скоростей время движения автобуса рассчитывается раздельно - для движения вне
населенных пунктов, в населенных пунктах и в городах, - после чего складывается, образуя основное время движения автобуса на этапе маршрута.
2. Дополнительное время движения на этапе определяется в виде надбавок к основному времени, необходимых для преодоления участков повышенной сложности, требующих снижения скорости.
Таблица 4.3
Нормативные значения надбавок времени на преодоление участков повышенной сложности
Условия снижения скорости | Время на одну операцию, мин. | |
Предупреждающий знак | Автодороги I группы | 0,6 |
Автодороги II, III групп | 0,5 | |
Подъем | Уклон 4% | 0,4 |
Уклон 6% | 0,6 | |
Мост, путепровод | 0,4 | |
Светофор | 1,0 | |
Ж/д или трамвайный переезд в одном уровне | 1,0 |
Определение категории и количества участков повышенной сложности осуществляется в соответствии со знаками, приведенными на схемах. При этом стрелка под обозначением знака указывает направление его действия, а цифра над стрелкой – количество знаков, приходящееся на одно обозначение. Нормативные значения надбавок времени на преодоление участков, требующих снижения скорости приведены в табл. 4.3.
Дополнительное время движения рассчитывается по формуле (4.3). Итоговое время проследования этапа рассчитывается по формуле (4.1).
По полученным данным определяется значение технической скорости движения по этапу
VRтR = LRэтR/TRэтR, км/ч, (4.6)
где LRэтR – протяженность этапа, км.
Расчеты проводятся раздельно в прямом и обратном направлениях (по схеме слева направо – прямое направление, справа налево – обратное).
Все данные сводятся в «Сводную таблицу дорожных условий» (табл. 4.4). Рассчитывается длина маршрута в прямом (обратном) направлениях
LRмR = ∑LRэтR, км. (4.7)
Время движения в прямом (обратном) направлениях
TRдвR = ∑ТRэтR, мин. (4.8)
Значение средней технической скорости раздельно для каждого направления
VRтPRсрP= LRмR/TRдвR, км/ч. (4.9)