Предприятие как инструмент природопользования

Любая организация предполагает объединение ее членов для достижения значимых целей посредством необходимой коорди­нации их усилий в совместной деятельности. Организация использует основные виды ресурсов: людей, ка­питал, сырье, материалы, технологии и информацию. От эффек­тивного использования этих ресурсов зависит достижение иско­мых результатов и охрана окружающей среды. При использовании ресурсов обеспечивается взаимосвязь и взаимозависимость организации с внешней средой. При этом определены результаты, которых участники этого взаимодейст­вия стремятся достичь. Факторами внешней среды являются по­ставщики всех видов ресурсов, потребители, конкуренты, госу­дарственные органы и издаваемые ими нормативные акты, регу­лируемые экономические отношения, системы ценностей, су­ществующие в обществе, состояние экономики, научно-техни­ческого прогресса и экологии (рис. 3).

 

 
 

 

 

 

 


Рис. 3. Основные виды ресурсов и внешние факторы

для функционирования Предприятия

 

Например, государственное регулирование охраны и восста­новления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, осуществ­ление обязательных природоохранных мероприятий, установле­ние норм выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.

Анализ современной мировой практики природопользования свидетельствует о том, что мероприятия по снижению отрица­тельного влияния технологической деятельности предприятия на окружающую среду, несмотря на дополнительные «непроизвод­ственные» затраты, в конечном итоге увеличивают конкуренто­способность товара и экономическую эффективность производст­ва.

Успехи менеджмента на предприятиях, как правило, форми­руются за счет использования совокупности факторов, опреде­ляя производственно-сбытовую деятельность предприятия, ори­ентированную на потребителя и обеспечивающую фирме ста­бильную прибыль, т.е. за счет маркетинга. Главное в маркетин­ге — двуединый подход: с одной стороны, это тщательное и все­стороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей и ориентация производства на эти требования; с другой — актив­ное воздействие на рынок и существующий спрос, на формиро­вание потребностей и покупательских предпочтений. «Служба» маркетинга возглавляется вице-президентом по мар­кетингу (маркетинг-директором). Каждый отдел, возглавляемый управляющим, отвечает за свой определенный участок работы. Принцип ориентации на покупателя заложен во все должностные инструкции, где под­черкивается связь данного участка работы (проектирование но­вых товаров, ценовой стратегии, маркетинговые исследования и т.д.) со сбытом продукции и определяется его роль и место в единой цепи «продукт — рынок».