Предприятие как инструмент природопользования
Любая организация предполагает объединение ее членов для достижения значимых целей посредством необходимой координации их усилий в совместной деятельности. Организация использует основные виды ресурсов: людей, капитал, сырье, материалы, технологии и информацию. От эффективного использования этих ресурсов зависит достижение искомых результатов и охрана окружающей среды. При использовании ресурсов обеспечивается взаимосвязь и взаимозависимость организации с внешней средой. При этом определены результаты, которых участники этого взаимодействия стремятся достичь. Факторами внешней среды являются поставщики всех видов ресурсов, потребители, конкуренты, государственные органы и издаваемые ими нормативные акты, регулируемые экономические отношения, системы ценностей, существующие в обществе, состояние экономики, научно-технического прогресса и экологии (рис. 3).
Рис. 3. Основные виды ресурсов и внешние факторы
для функционирования Предприятия
Например, государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, осуществление обязательных природоохранных мероприятий, установление норм выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.
Анализ современной мировой практики природопользования свидетельствует о том, что мероприятия по снижению отрицательного влияния технологической деятельности предприятия на окружающую среду, несмотря на дополнительные «непроизводственные» затраты, в конечном итоге увеличивают конкурентоспособность товара и экономическую эффективность производства.
Успехи менеджмента на предприятиях, как правило, формируются за счет использования совокупности факторов, определяя производственно-сбытовую деятельность предприятия, ориентированную на потребителя и обеспечивающую фирме стабильную прибыль, т.е. за счет маркетинга. Главное в маркетинге — двуединый подход: с одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей и ориентация производства на эти требования; с другой — активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. «Служба» маркетинга возглавляется вице-президентом по маркетингу (маркетинг-директором). Каждый отдел, возглавляемый управляющим, отвечает за свой определенный участок работы. Принцип ориентации на покупателя заложен во все должностные инструкции, где подчеркивается связь данного участка работы (проектирование новых товаров, ценовой стратегии, маркетинговые исследования и т.д.) со сбытом продукции и определяется его роль и место в единой цепи «продукт — рынок».