Примеры архетипов, описанных Юнгом

Архетип Определение Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Саддам Хусейн
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала (Круг)
Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк    
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

 

Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью. В ряду множества архетипов, описанных К.Г. Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть и т.д. К.Г. Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость.

К.Г. Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы (круги), являющиеся символическими воплощениями единства и целостности человеческого “Я”. К.Г. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.

Наиболее известным вкладом К.Г. Юнга в понимание структуры человеческой личности считаются описанные им две основные направленности мышления - экстраверсия и интроверсия. Согласно К.Г. Юнгу, обе эти ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно немного преобладает, что и обеспечивает ее доминирование. В экстравертной установке проявляется направленность мышления на внешний мир - на других людей и предметы - они интереснее, значимее и информативней. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Изолированно друг от друга эти две установки не существуют - они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: одна проявляется как ведущая, вторая - как вспомогательная.

Вскоре после того, как К.Г. Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им - это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство К.Г. Юнг отнес к разряду рациональных, поскольку они позволяют образовывать суждения о реальном и непосредственном жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, основываясь на логике и аргументах. Противоположная мышлению функция - чувство - информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-то или вызывает скуку”. По К.Г. Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых - определить, является ли оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных функций - ощущение и интуиция - К.Г. Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно “схватывают”, регистрируют события во внешнем (ощущение) мире или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений из окружающего мира. Напротив, интуиция характеризуется неосознанным восприятием текущего момента опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть, а не внешнюю форму жизненных событий.

Каждый человек, по мнению К.Г. Юнга, наделен всеми четырьмя психологическими функциями одновременно. Однако аналогично тому, как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, а стало быть, и осознаваемой, только одна функция из рациональной или иррациональной пары преобладает, управляет мышлением и поведением и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Из перечисленных функций ведущей может быть любая и поэтому наблюдать в реальности можно мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный психологические типы индивидуумов. Согласно концепции К.Г. Юнга для совладания с жизненными обстоятельствами личности необходимо использовать все противоположные функции и поэтому в идеале нужно стремится к интегрированности, своеобразному “доразвитию” вспомогательных функций - большей осознанности их деятельности в структуре собственного мышления. Процесс интеграции всех функций личности К.Г. Юнг назвал процессом индивидуации.

 

Итак, индивидуальная психология А. Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Аналитическая психология К.Г. Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.

А. Адлер предложил экономичную и прагматичную теорию, целью которой было оказание помощи людям в понимании себя и других. Основные принципы его системы следующие: индивидуум как самосогласующаяся целостность, человеческая жизнь как динамическое стремление к превосходству, индивидуум как творческая и самоопределяющаяся сущность, обладающая социальной принадлежностью.

Согласно А. Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, в рамках которого он стремится к достижению целей, ориентированных на превосходство или совершенство. По А. Адлеру, стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работы, дружбы и любви. Опираясь на оценку степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, А. Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.

return false">ссылка скрыта

А. Адлер полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума и определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Он различал четыре порядковые позиции: первенец, единственный ребенок, средний ребенок и последний ребенок в семье. Последним конструктом, на котором делается упор в индивидуальной психологии, является социальный интерес — внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества. С точки зрения А. Адлера, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья.

Судя по исходным положениям, которых придерживался А. Адлер, этот ученый, отнюдь не будучи “неофрейдистом”, как он сам считал, может быть гораздо лучше понят как предвестник современной гуманистической и феноменологической философии. Его философия индивидуальности отражает:

• сильную приверженность положениям свободы, холизма, неизменности, субъективности, проактивности, гетеростаза и непознаваемости;

• умеренную приверженность положению рациональности;

• промежуточную позицию по положению конституционализм — инвайронментализм (экологически мыслящий субъект).

Применение положений Адлера в психотерапии способствовало пониманию природы неврозов и путей их лечения. В адлеровском терапевтическом подходе подчеркивается важность понимания стиля жизни пациента, осознания им своих проблем и усиления его социального интереса.

Главные усилия К.Г. Юнга были сосредоточены на пересмотре природы либидо. Фрейд видел в последнем, главным образом, сексуальную энергию, в то время как Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума.

К.Г. Юнг усматривал в личности три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В этом представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное — это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также скоплений связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества, начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются персона, тень, анима, анимус и самость. Символом архетипа самости является мандала (круг).

К.Г. Юнг прославился своей теорией психологических типов, нашедшей в дальнейшем развитие в работах других ученых. Результатом комбинации двух видов личностных ориентации и четырех психологических функций явились восемь различных типов личности, описаных Юнгом.

Рассматривая вопрос о развитии личности, К.Г. Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин “индивидуация”. Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает индивидууму достичь самореализации. По мнению К.Г. Юнга, очень немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.

Аналитическая психология в последние годы оказывает огромное влияние на интеллектуальную общественность.

Контрольные вопросы:

1. Какова структура личности по З. Фрейду? Охарактеризуйте функции id, ego, superego.

2. Каковы главные инстинкты, определяющие, по теории З. Фрейда, поведение личности?

3. Что такое либидо по З. Фрейду?

4. В чем заключается теория сублимации и основной психотерапевтический метод лечения неврозов З. Фрейдом?

5. Расскажите об основных положениях теории индивидуума А. Адлера. Чем она отличается от фрейдистской.

6. Что представляет собой аналитическая психология К.Г. Юнга?

7. Расскажите о теории коллективного бессознательного. Назовите известные вам архетипы коллективного бессознательного. Как вы их понимаете?

8. Разделяете ли вы учение К.Г. Юнга о психологических типах?

9. На каких основаниях построена К.Г. Юнгом его теория психологических типов? Охарактеризуйте выделенные психологические типы.

10. Назовите известных вам других представителей психоаналитических школ.

 

Дополнительная литература

1. Адлер А. О нервическом характере. СПб., 1997. 388 с.

2. Бертран Б. Бессознательное в работе мысли. Вопросы философии. 1993. №12.

3. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека. Ростов-на-Дону, 1994.

4.Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск, 1995. 192 с.

5.Лейбин В.М. Фрейд: психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. 397 с.

6.Маслова Е.Б. Бессознательное и его роль в психической деятельности человека. Вестник МГЧ. 1992. №2.

7.Николаев И.В., Зырянов Н.А. Проблема познания чувственно-сверхчувственного. Вестник МГУ. 1996. №6.

8.Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994.

9.Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. М.: Политиздат, 1985. 175 с.

10.Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. 398 с.

11.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991. 456 с.

12.Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. 448 с.

13.Человек. М., 1991.

14.Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 1995.

15.Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1996. 716 с.

16.Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1997. 368 с.