сложение и вычитание целых десятков, приводящее к действиям в пределах 100
случаи вида: 450+30 и 450-300
вычисления могут выполнятся двумя способами:
а). на основе знаний разрядного состава трехзначного числа: 450+30=400+80=480
б). использование правила прибавления числа к сумме и вычитания числа из суммы:
450+30=400+(50+30)=480.
Аналогично используются и правила прибавления и вычитания суммы к(из) числу: 500+150=(500+100)+50=650.
В основе вычислений лежит хорошее знание разрядного состава и устных вычислительных приемом в пределах 10, 20 и 100.
24). Разрядные случаи сложения и вычитания. Случаи вида 10+2, 2+10, 12-2, 12-10. При нахождении знач. данных выражений ссылаются на десятичный состав: 12-10=(10+2)-10=2 или 2+8+3=10=3=13(выполняем действие слева направо, так же и при вычитании). Переход через десяток. : 8+5 и 13-7. Алгоритм сложения: 1). второе слаг. расклад. на составные части так, чтобы одна из частей в сумме со вторым слагаемым составляла 10. 2). первое слаг. склад. с частью 2-го слаг. образуя промежуточное число 10. 3). к промежуточном числу 10 прибавляем оставшуюся часть. Для овладения приемом ребенок должен: уметь быстро подбирать необходимый случай разложения т.е. знать состав однознач. чисел; уметь дополнять любое однознач. число до 10 и выполнять разрядное сложение в пределах второго десятка. Если у детей возникают трудности при освоении этого навыка можно использовать линейку или счеты. Некоторые считают по пальцам. Методически рекомендуется довести приемы вычисления до автоматизма. С этой целью на каждом уроке этой темы дается по 3 случая заучивания наизусть. Н-р, 9+2=11, 9+3=12, 9+4=13. Для облегчения заучивания как «базу» используют суммы с одинаковыми слагаемыми: 7+5= 5+2+5= 12. Алгоритм вычитания: 14-9= 14-4- 5=5. 1). Вычитаемое раскладывают на составные части таким образом чтобы при вычитании из уменьшаемого получилось 10; 2). образуем промежуточное число 10. 3). из промежуточного числа вычитаем оставшуюся часть. Детям нужно знать: уметь быстро подбирать необходимый случай разложения; выполнять разрядное вычитание в пределах 20; выполнять вычитание в пределах 10. Для облегчения используют те же предметы. Другой способ вычитания: 16-9= (10+6)-9= 10-9+6=1+6=7. Данные случаи так же заучиваются, а для облегчения используют суммы с одинаковыми слагаемыми: 16-7=(8+8)-7=1+8=9.
25). Прием 60+20, 50-30 – сложение и вычитание целыми десятками. Для освоения нужно хорошо представлять десятичный состав числа: 60 – это 6 дес. и т.д. Прием 34+20, 34+2 – прибавл. единиц или десятков без перехода через десяток. 34+20=30+4+20=54: разрядный состав двузнач. числа, сложение целых десятков и единиц в пределах 10. Прием 26+4. = 20+6+4=20+10=30: разрядный состав, сложение кругл. десятков и в пределах 10. Прием 48-30, 48-3 – вычитание единиц или десятков бе перехода через десяток: 48-30=40+8-30=10+8=18: разрядный состав, вычитание целых десятков, разрядное сложение. Прием 30-6- вычитание единиц из целых десятков с заемом одного десятка: 30-6=20+10-6=20+4=24: десятичный состав, вычитание в пределах 10, разрядное сложение. Прием 46+5 – прибавление единиц с переходом через десяток: 46+5=40+6+5=40+11=40+10+1=51: разрядный состав, сложение однознач. с переходом через десяток, слож. круглых и разрядное сложение. Прием 42-5 вычитание единиц с переходом через десяток: 42-5= 42-2-3= 40-3=30+10-3= 30+7=37 либо 42-5=(32+10)-5=32+5=37. Прием 45-12 – вычитание двузначных без перехода через десяток: 45-12=(40+5)-(10+2)=(40-10) + (5-2)= 30+3=33. Прием 40-16 –вычитание двузнач. из целых десятков с заемом десятков: 40-16=(30+10)-(10+6)=(30-10)+(10-6)=20+4=24. Прием 37+48 – сложение двузнач. с переходом через десяток: 37+48=30+7+40+8=70+15=85. Прием 37+53 сложен. двузнач. с получ. в результате целых десятков: 37+53=30+7+50+3=80+10=90.
26).
27). алгоритм расскажешь сама. Отличие письменного сложения от устного заключается в порядке складывания (или вычитания) разрядных единиц. При устных всегда начинают со старших разрядах и выполняют д-е слева направо. При письменных всегда с единиц и справа налево.
28).