Краткая история развития экологии.

Вступление.В качестве эпиграфа к первому разделу по основам общей экологии мне хотелось бы процитировать следующие слова известного американского ученого Дениса Медоуза: «Без знания основных экологических законов любое современное образование, общее или специальное, не может быть полноценным».

Из этого следует, что любой современный специалист, не знающий или не понимающий законов экологии, законов мироздания не может считать себя цивилизованным человеком, ответственным за судьбу будущего планеты Земля.

Слово ЭКОЛОГИЯ в последнее время стало широко известным и общеупотребительным во всем мире среди самых различных слоев населения. Этим оно обязано прежде всего разразившемуся во второй половине ХХ века глобальному кризису, последствием которого явилось принявшее широкие масштабы экологическое движение (движение зеленых, гринпис и др.), направленное на защиту окружающей природы и ее богатств.

С этого времени предмет «экология» начал вводиться в среднюю и высшую школу в качестве обязательной учебной дисциплины, цель которой – выработать новую естественнонаучную идеологию восприятия человеком окружающего мира и осознать в нем свое место и свою роль.

Новая идеология должна придти на смену глубоко укоренившемуся в современном обществе так называемому технократическому образу мышления, основанному на идее о том, что все экономические и социальные проблемы человечества можно решить лишь с помощью правильной организации производственной деятельности и высокопроизводительной техники, игнорируя законы природы.

Отражением этой идеи может служить еще недавно ранее широко пропагандируемый лозунг: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача».

Краткая история развития экологии.Термин «экология» происходит от греч. – «ойкос», что означает дом, жилище, место обитания и «логос», т.е. слово, учение. В научный обиход его ввел немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель в 1866 г., современник и сторонник научных взглядов Ч. Дарвина. В трактовке Геккеля понятие экология - это дословно «познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды... Наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе".

Довольно продолжительное время (вплоть до 20-х годов прошлого столетия) экология была прерогативой биологических наук. Большая часть экологических исследований в этот период велась ботаниками и зоологами. Это работы по экологии растений датского ботаника Й.Варминга (1895 г.) и немецкого ученого А.Шимпера (1898 г.). Значительными вехами в развитии биоэкологии в России стали работы Е.Ф.Морозова (1912 г.) и В.Н.Сукачева «Учение о лесе» (1915 г.).

Ученые биоэкологического направления определяли экологию, как науку о взаимоотношениях между живыми организмами, биологическими системами и средой их обитания.

Фундаментальная естественнонаучная основа глобального экологического синтеза, как междисциплинарной науки, сформировалась после публикации В.И.Вернадским труда «Биосфера» в 1926 г.

В результате всего этого экология приобрела статус науки об организации и функционировании надорганизменных биологических систем всех уровней.

Какие же это биологические системы?

К их числу относятся популяции, сообщества, экосистемы, или биогеоценозы и, наконец биосфера. Коротко определимся с этими понятиями, поскольку более подробно речь о них пойдет в следующих разделах.

Популяцией (от лат. популус – народ) называется совокупность организмов, относящихся к одному биологическому виду, занимающих определенное пространство, или ареал. Ее уровень внутривидовой.

Сообществом называют совокупность всех организмов (растений и животных), совместно населяющих определенный участок среды. Уровень сообществ – надвидовый.

Экосистемой, или биогеоценозом, называют совокупность сообществ и среды их обитания, т.е. тех условий, в которых они живут.

Глобальная экосистема Земли носит название биосферы. Это наружная оболочка нашей планеты, в пределах которой существует жизнь. В последнее время нередко в качестве синонима биосферы используют понятие экосфера.

Популяции, сообщества, экосистемы и биосфера являются основными объектами изучения современной экологии. Изучение же общих закономерностей их взаимоотношений со средой, включая и человека как биологическое существо, составляет предмет экологии.

Качественно новый этап в развитии экологии произошел буквально в середине ХХ века, когда угроза экологического кризиса реально коснулась значительной части человечества, включая цивилизованные страны, заставив его задуматься о своем будущем.

Что же это такое – экологический кризис? экологический кризис это такое состояние взаимоотношений между человечеством и природой, при котором до предела обостряются противоречия между хозяйственной деятельностью человека и природой, экономическими интересами общества в освоении природных богатств и экологическими требованиями по охране окружающей среды.Именно такое положение сложилось в мире в конце 60-х – начале 70-х годов. Более подробно об этом будет сказано ниже.

Сложившаяся ситуация соответственно нашла свое отражение в новом, более глубоком и более исчерпывающем определении экологии. Наряду со статусом «науки об общих закономерностях взаимодействия природы и общества, она стала рассматриваться и как специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов».

Как следует из второй части этого определения экология на современном этапе выступает уже не только как научная дисциплина, но и как практика, превращаясь по сути в учение о путях выживания человечества.

Вот как образно и в то же время предельно точно выразил свое отношение к современной экологии известный российский писатель и публицист, последовательный защитник природы В.Г. Распутин. «Экология стала самым громким словом на Земле, громче войны и стихии… Звучащее на всех языках одинаково, она выражает собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести…»

А вот как определил свое отношение к проблемам экологии другой известный писатель, С.Н. Залыгин: «Сегодня экология представляется мне как деятельность, направленная на преобразование всех остальных форм деятельности современного человека: управленческой, производственной, социальной, здравоохранительной – всех без исключения. Ибо человечество подошло к тому пределу, за которым, если не будет пересмотрена вся наша жизнь в пользу сохранения природы, мы неизбежно должны погибнуть. Критический момент наступил».

И это, к глубокому сожалению, не красивые слова, а наша с вами неизбежная реальность.

Основные разделы современной экологии.В настоящее время экологию как науку по своим задачам и подходам к изучаемым объектам подразделяют на:

- общую экологию;

- биоэкологию;

- экологию человека;

- геоэкологию;

- социальную экологию;

- прикладную экологию;

Общая экология (геоэкология) изучает общие законы функционирования экосистем различного иерархического уровня.

Биоэкология изучает организацию жизни на трех ее уровнях. Во-первых, взаимодействие отдельного организма со средой его обитания (образ жизни, отношение к отдельным элементам окружающей среды, поведение и т.п.). Данный раздел называется аутэкологией (от греч. аутос - сам).

Разделбиоэкологии, изучающий взаимоотношения между организмами и средой на уровне группы особей одного вида, называется демэкологией.

Комплексное изучение многовидовых сообществ организмов является предметом синэкологи и (от греч. син - вместе).

Кроме того, экология классифицируется по отношению к предметам изучения - например, экология животных, растений, микроорганизмов, по средам обитания (экологии суши, пресных водоемов, морей и океанов).

Почти одновременно с классической биоэкологией возникла экология человека - это комплексная дисциплина, исследующая общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы (человечества в целом, отдельных этнических групп и индивидуумов), влияние природной среды (в ряде случаев и социальной) на человека и группы людей.

Одним из разделов экологии человека является социальная экология,которая изучает поведение людских популяций в городской среде.

Цикл прикладных экологических дисциплин включает промышленную (инженерную), сельскохозяйственную, промысловую экологию, эколого-экономические дисциплины, медицинскую экологию, экономику природопользования и другие.

С учетом того, что человек ныне расширил среду своего обитания, осваивая и познавая не только околоземное, но и отдаленное космическое пространство, возникла новая область экологии – космическая антропоэкология.

Относительно недавно возникшаярадиоэкология, изучает взаимосвязь радиоактивной среды, организмов и их сообществ.

Очевидно, в ближайшее время появятся новые экологические дисциплины. Они будут иметь свои постулаты и теоретические обобщения, но базироваться на экологическом фундаменте, на основных законах и понятиях экологии.

Каждый из перечисленных разделов в свою очередь имеет свои подразделения и связи как с другими частями экологии, так и смежными науками. Современная экология тесно связана с политикой, экономикой, правом, психологией, этикой и др. науками, так как только в союзе с ними возможно преодолеть технократический образ мышления и выработать новый тип экологического сознания, с тем чтобы коренным образом изменить поведение людей по отношению к природе. Этот процесс проникновения идей и проблем экологии в другие области знания получил название экологизации.

Основные задачи современной экологии и пути их решения.В современной экологии традиционно продолжают сталкиваться две системы взглядов, два разных подхода к проблеме взаимоотношений Человека и Природы, которые сложились исторически.

Согласно одному подходу эти взаимоотношения строятся по правилам, которые устанавливает сам Человек. Овладевая законами природы и подчиняя их своим интересам, человек, опираясь на свой разум, социальную организацию и технологическую мощь, считает себя свободным от давления большинства тех сил, которые действуют в природе. Возникшие же проблемы окружающей среды представляются лишь следствием неправильного ведения хозяйства.

С позиции данного подхода считается, что все проблемы могут быть устранены путем технологической реорганизации и модернизации, что законы природы не могут и не должны мешать научно-техническому и социальному прогрессу человечества.

Этот подход называют антропоцентрическим, или технологическим, т.е. ставящем человека, его технологии, его «власть над природой» в центр экологических проблем.

К сожалению, он характерен для многих политиков, экономистов, и представляется естественным для большинства инженеров. Со стороны одних, это результат экологического невежества, отсутствия естественнонаучного воспитания и образования, со стороны других – безнравственности и безответственности перед будущими поколениями, и, как правило, меркантильных интересов.

Согласно другому подходу, Человек как биологический вид в значительной мере остается под контролем главных экологических законов и в своих взаимоотношениях с природой вынужден и должен принимать ее условия.

Развитие человеческого общества в данном случае рассматривается как часть эволюции (исторического развития) природы, где действуют ее законы. Возникновение проблем окружающей человека среды в значительной степени опосредовано антропогенным, т.е. порожденным самим человеком нарушением регуляторных функций биосферы, которые не могут быть восстановлены или изменены технологическим путем. Прогресс человечества ограничивается экологическими требованиями.

Этот подход носит название биоцентрического, или экоцентрического, поскольку ставит в центр экологических проблем состояние и устойчивость живой природы, биосферы.

Стратегию дальнейшего развития человеческого общества во многом будет определять выбор между этими двумя подходами или компромисс между ними.

Основные, наиболее общие задачи современной экологии можно сформулировать следующими образом.

1. Всеобъемлющая диагностика состояния природы планеты и ее ресурсов; определение порога выносливости живой природы по отношению к антропогенной нагрузке (изъятию биологических и минеральных ресурсов, загрязнению среды, изменениям климата и прочим негативным явлениям и процессам, которые наносятся человеческой деятельностью), и выяснение степени обратимости этих изменений.

2. Разработка прогнозов изменений биосферы и состояния окружающей человека среды при разных сценариях экономического и социального развития человечества.

3. Отказ от природопокорительской идеологии; формирование новой идеологии и методологии, наиболее согласованных с экологическими требованиями и экологически-ориентированным социально-экономическим развитием общества.

4. Формирование такой стратегии поведения человеческого общества, такой экономики и таких технологий, которые приведут масштабы и характер хозяйственной деятельности в соответствие с экологической выносливостью природы и остановят глобальный экологический кризис.

Современный экологический кризис.Бурное экономическое развитие, как следствие научно-технического прогресса, привело к резкому обострению противоречий во взаимоотношениях общества и окружающей среды. Прогрессирующий рост народонаселения и все возрастающие объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, возрастающие потребности способствовали интенсификации процессов разрушения и загрязнения окружающей среды, исчерпания природных ресурсов и увеличения риска техногенных катастроф.

В 1945 г. была создана атомная бомба, продемонстрировавшая новые невиданные возможности человека. В 1954 г. была построена первая атомная станция, а в 1986 г. произошла самая крупная в истории Земли техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС, захватившая несколько стран и затронувшая более 7 млн. человек, не считая будущих поколений. И число подобных разрушительных катастроф все продолжается множиться.

К числу потенциальных экологических опасностей, являющихся результатом научно-технического прогресса относятся: -

-опасности исчерпания традиционных видов природных ресурсов;

-глобальные климатические изменения, в частности, тепловой

перегрев планеты;

-разрушение озонового слоя;

-сокращение количества кислорода в атмосфере;

-загрязнения окружающей среды и др.

Одна из наиболее острых проблем, стоящих перед человечеством, это проблема перенаселения. На протяжении большей части человеческой истории, составляющей около 200 тыс. лет, рост численности населения был почти неощутимым. Темпы роста заметно начали возрастать лишь в 18-м столетии. На протяжении всего 19-го и первой половины 20-го столетия они продолжали нарастать незначительно и, лишь начиная с середины 20-го в., очень резко возросли (таблица 1.1.).

Резкое ускорение темпов роста народонаселения получило название «демографического взрыва ». Так, в течение 40 последних лет население Земли удвоилось. В 1999 г. оно достигло 6 млрд. человек и продолжает увеличиваться дальше (рис. 1.1.).

 

Согласно расчетам, население мира увеличивается сегодня ежедневно на 250 тыс. человек, на 1 млн. 750 тыс – еженедельно, на 7,5 млн. – ежемесячно и на 80-90 млн. человек ежегодно. При этом основной прирост приходится на развивающиеся страны, что особенно резко обостряет экологические и социально-экологические мировые проблемы, включая пресную воду и продукты питания. Прогнозные сценарии роста населения Земли на ближайшие 150 лет показаны на рис. 1.2.

 

Таблица 1.1.

Таблица роста народонаселения за последние 2 тыс. лет выглядит следующим образом:

ГОД Миллиард человек ГОД Миллиард человек
0,25
0,28 3,6
1,0
1,5
2,0
7.0 7.2

 

Согласно расчетам, население мира увеличивается сегодня ежедневно на 250 тыс. человек, на 1 млн. 750 тыс – еженедельно, на 7,5 млн. – ежемесячно и на 80-90 млн. человек ежегодно. При этом основной прирост приходится на развивающиеся страны, что особенно резко обостряет экологические и социально-экологические мировые проблемы, включая пресную воду и продукты питания. Прогнозные сценарии роста населения Земли на ближайшие 150 лет показаны на рис. 1.2.

Насколько неестественно выглядит такая высокая численность народонаселения в условиях Земли легко убедиться на следующем примере. Согласно законам естественного отбора, действующим в природе, для видов млекопитающих, к числу которых относится и человек, существует достаточно четко выраженная отрицательная зависимость между массой тела и числом особей. Это означает, что виды мелких животных имеют более высокую численность по сравнению с видами крупных животных (рис.1.3.).

Из этого следует, что нормальная биологическая численность вида ГОМО САПИЕНС превышена на 4 порядка (в 10 тыс раз). В норме она должна составлять не более 1 млн. человек.

Еще более быстрыми темпами чем рост населения за последние 50 лет увеличиваются объемы потребления, т.е. использование обществом ресурсов биосферы. Если за 200 лет (с 1800г) население увеличилось в 6 раз, то объем мирового промышленного производства вырос в 80 раз, причем особенно

 

 

 

 

интенсивным он был во второй половине 20-го в. За период с 1953 по 1973 г. производство выросло примерно настолько же, что за предыдущие 150 лет. Следует помнить, что пропорционально этому росли объемы загрязняющих окружающую среду отходов человеческой цивилизации.

В настоящее время человек эксплуатирует более 55% суши, использует 13% речных вод; ежегодно сжигает 7 млрд. т топлива и рассеивает 500 млн. т ядохимикатов, 1/3 которых смывается поверхностными стоками в океан и рассеивается в атмосфере.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) в настоящее время используется до 500 тыс. химических соединений. Около 40 тыс. из них обладают вредными для человека свойствами, 12 тыс. из них токсичны.

Согласно прогнозам, в течение ближайших 30-40 лет состояние здоровья населения на 50-70% будет зависеть от качества среды обитания, включая продукты питания, (при нынешнем состоянии 20-40%), а затраты материальных ресурсов, энергии и труда на стабилизацию условий окружающей среды станут самой крупной статьей экономики, превысив 40-50% валового национального продукта.

Данные медицинской статистики убедительно свидетельствуют о повышенной заболеваемости населения, проживающего в зонах интенсивных выбросов отходов промышленных предприятий. Поэтому защита окружающей среды (ОС) является глобальной и чрезвычайно актуальной политической и национальной задачей первоочередной важности.

Экологическая обстановка на Украине.Экологическую обстановку на Украине трудно назвать благоприятной.

По анализу исследований Госкомитета по гидрометеорологии Украины, среднегодовые концентрации вредных веществ в воздухе 49 городов Украины в 2002 году превышали санитарные нормы по бензапирену в 5 раз, формальдегиду в 4 раза, фенолу и аммиаку в 2 раза, диоксиду азота в 1,5 раз.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия металлургии (30,7%), энергетики (28%), угольной (17,2%) и нефтехимической промышленности (5%).

Неблагоприятная экологическая ситуация в реках Украины. В бассейнах рек Дунай, Южный Буг и Днестр основными загрязнителями являются аммонийный, нитратный и нитритный азот, легкоокисляющиеся органические вещества, нефтепродукты, тяжелые металлы (медь, цинк, марганец, свинец и др.).

В водах большинства рек и водоемов Крыма содержание основных загрязняющихся веществ не превышает предельно допустимые концентрации (ПДК), за исключением легкоокисляющихся органических веществ, содержание которых составляет 1-2 ПДК. Воды рек Альма, Демерджи, Салгир загрязнены аммонийным и нитратным азотом.

Наиболее загрязненным портом Черного моря является г.Одесса, где средняя концентрация фенола достигает 8 ПДК.

Кроме негативных изменений гидроклиматических условий заметны тенденции ухудшения геологических условий, что является следствием строительства некоторых инженерных сооружений и промышленных объектов. Нарушение равновесия поверхностных пород из-за проведения горных работ, промышленных и городских застроек, мелиорации, поверхностного стока привело к активации неблагоприятных физико-географических процессов - провалов, смещений, затоплений и др. Ухудшение геологических условий обуславливает снижение сейсмостойкости пород, например, на участках затопления.

Современным требованиям уровня сейсмического риска не соответствуют 30-50% жилищных, промышленных, энергетических и др. объектов Украины.

Вследствие хозяйственной деятельности уменьшаются запасы и количество подземных вод, повышается их минерализация.

Наибольший вред природной среде принесла катастрофа на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.). В результате взрыва на четвертом энергоблоке выброс техногенных радионуклидов составил 50 млн. кюри - по массе это составило 77 кг (при взрыве атомной бомбы над Хиросимой было выброшено 740 г радионуклидов).

В выбросах из аварийного реактора было выделено 23 основных радионуклида (йод-131, стронций-90, цезий-137, радий-226, плутоний-239 и 240 и др.).

В результате Чернобыльской катастрофы радиоактивными облаками была покрыта значительная часть Европы (Украина, Белоруссия, Россия, Польша, Румыния, Финляндия, Швеция, Турция и др.).

Самый большой ущерб, нанесенный Чернобыльской аварией - это гибель и облучение людей.

В соответствии с законом «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» определены категории зон радиоактивно загрязненных территорий. Зона обязательного выселения охватывает 92 населенных пункта, зона гарантированного добровольного выселения - 1835 и зона усиленного радиоактивного контроля - 1288 населенных пунктов.

Таким образом, техногенное воздействие на окружающую среду Украины значительно и разнообразно по видам, интенсивности и масштабам распространения.

Индикатором экологической ситуации на Украине является продолжительность жизни населения. По данным 1995 г., средний возраст составлял 67 лет (для мужчин - 62 года, для женщин - 72 года). По данным 2006г. по продолжительности жизни Украина занимает 113 место в мире, а средний возраст составляет 66 лет (для мужчин - 66 лет, для женщин – 73,5 года).

По информации газеты «Украина молода» (№103 за 12.06.2007), в Украине за последние 15 лет население Украины сократилось более чем на 5 миллионов. За это время рождаемость уменьшилась на 40 процентов, а смертность увеличилась на 30 процентов. Постоянно растет смертность среди населения работоспособного возраста - на протяжении 2000-2005 годов смертность мужчин в работоспособном возрасте выросла на 12,2 процента, среди женщин - на 9 процентов.

Смертность по сравнению с рождаемостью увеличилось с 39,2 тыс. человек в 1991 г. до 299,7 тыс. в 1995 г. Особенно поражают показатели смертности детей на первом году жизни: 14,7 на 1000 рожденных (1995 г.), что в 1,5-1,7 раза больше, чем в развитых странах.

В 2006 году печальное лидерство по детской смертности держит Донецкий регион - 14,4 на тысячу новорожденных.

Прогнозы мирового развития. В условиях экологического кризиса объективно возникла необходимость не только решения локальных экологических вопросов, но и понимания глобальных проблем экологии в целом. Для обсуждения глобальных проблем современности в Италии впервые в 1970 г. была создана международная группа из известных ученых, представляющих разные научные направления, и общественных деятелей, получившая название «Римского клуба».

Первое исследование, выполненное специалистами этой группы, имело название «Пределы роста». Его целью была попытка глобального моделирования процесса развития человеческой цивилизации. Была построена математическая модель, отражающая основные факторы и процессы функционирования общества, и с помощью этой модели был проанализирован ряд сценариев глобального развития человечества.

Основной вывод этой работы гласил: бесконечный рост таких основных показателей состояния общества как численность населения мира, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, объемы использования природных ресурсов, уровень потребностей (потребления) и пр., невозможен, так как он вступает в противоречие с ограниченными возможностями Земли в поглощении (утилизации) загрязнений и обеспечении человечества природными ресурсами и услугами.

Иными словами, этот вывод гласил, что количественный рост человеческого общества имеет пределы, и человечество должно изменить стратегию своего дальнейшего существования.

В начале 90-х годов те же авторы (это были американцы – супруги Деннис и Донелла Медоуз), воспользовавшись той же математической моделью, включив новые данные за последние 20 лет, проанализировали вновь те же сценарии. Обнаружилось, что экологическая ситуация на Земле за это время не только не изменилась в лучшую сторону, но стала еще более критической, если не катастрофической, т.е. необратимой.

Результаты математического моделирования в следующем проекте «Римского клуба» под названием «Человечество у поворотного пункта» (авторы М. Месарович и Э.Пестель) с учетом региональной дифференциации мира показали, что при условии дальнейшего сохранения мировых экономических отношений в ныне существующем виде, различия между развитыми и развивающимися странами будут усиливаться. А это неизбежно приведет к ограничению рынков сбыта и, соответственно к ухудшению экономического состояния развитых стран. В свою очередь, ухудшение экономического положения этих стран чревато возникновением и развитием региональных кризисных ситуаций в виде локальных войн, государственных переворотов и пр., т.е. нестабильностью в обществе.

Итак, результаты глобального моделирования убедительно продемонстрировали, что дальнейшее экономическое развитие в том виде, как оно существует сейчас, находится в глубоком противоречии с состоянием экосферы, и потому необходимо немедленное изменение стратегии человечества в поисках путей своего выживания.

В 1984 г. под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН) была создана международная комиссия по окружающей среде и развитию. В результате ее работы в 1987 г. был подготовлен обширный доклад под названием «Наше будущее», основной вывод которого гласил – «выживание человечества возможно, если оно уже сейчас, без промедления встанет на путь осуществления стратегии устойчивого развития».

Под устойчивым развитием в данном случае понимается такая модель социально-экономического развития общества, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без того, чтобы будущие поколения были лишены такой возможности из-за исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей среды. Другими словами, устойчивое развитие это такое экономическое развитие, которое не приводит к разрушению природы.

Концепция устойчивого развития в настоящее время претендует на то, чтобы быть основной во взаимоотношениях человека и природы. Ее идеи и рекомендации были положены в «Повестку дня на XXI век» – документ, принятый в Рио-де-Жанейро в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию.

Тем не менее, отношение к данной концепции в мире далеко не однозначное, от полной ее поддержки до полного неприятия. Нередко ее определяют как наивно – оптимистическую надежду и не более того.

Действительно, при внимательном рассмотрении этой концепции нельзя не заметить, что в самой ее сути заложены неразрешимые противоречия – сохранения по возможности цивилизации потребления в ее существующем виде, с одной стороны, и решение задачи сохранения природы в рамках цивилизации, уничтожающей эту природу, с другой.

Экологический императив. В настоящее время человечество вступило в новую эру своего существования, когда потенциальная мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания стала реально соизмеримой с могучими силами природы. Пришло время учитывать уязвимость природной среды, не допускать превышения ее «пределов прочности», глубже вникать в суть свойственных ей сложных и взаимосвязанных явлений, не вступать в противоречия с естественными закономерностями, чтобы не допустить необратимых процессов (экологических катастроф).

Основанием для любых природообразующих действий должен служить научно обоснованный прогноз. Выполнение этого требования должно быть обязательным и независимым от масштаба мероприятий - региональных, континентальных или планетарных.

Научно обоснованный прогноз любых природообразующих действий академик Никита Николаевич Моисеев назвал «экологический императив».

Любая природообразующая деятельность должна ограничиваться существованием некоторых предельных состояний биосферы, переступать которые человечество не должно ни при каких условиях. Знание этих предельных состояний может служить основой «институтов согласия», которые позволяют народам, живущим в разных природных условиях, обладающих различными экологическими, политическими и социальными системами, объединить усилия для преодоления общих экологических трудностей.

Составляющей экологического императива является и «экологическое сознание». Его несущим стержнем выступает сознание объективной необходимости считаться не просто с законами природы, но и с предъявляемыми с ее стороны «техническими условиями». А это прерогатива сферы Разума, когда разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. И тогда биосфера перейдет в новую, высшую стадию своего развития - ноосферу.

Касаясь прогнозов будущего человечества, необходимо упомянуть, что еще в 20-х годах прошлого столетия русским советским ученым В.И. Вернадским была сформулирована идея ноосферы , или сферы разума, в которую должна трансформироваться земная биосфера «силой культурного человечества».

Ноосфера – этосфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.

Ноосфера представляет совокупность оболочек, связанных с человеческой деятельностью. Среди них выделяют антропосферу - совокупность людей как организмов; техносферу - совокупность искусственных объектов, связанных целенаправленной деятельностью человека и природных объектов, преобразованных этой деятельностью.

Основоположники учения о ноосфере (В.И.Вернадский, Э.Леруа) верили, что человеческий интеллект, превращаясь в планетарную геологическую силу, приведет к упорядочению природной и социальной деятельности, к более совершенным формам бытия. В космических вариантах (например у К.Э.Циолковского) переход к ноосфере предполагает полное устранение зла, полную гармонию. Сейчас ноосфера находится в стадии интенсивного развития и соперничает с чистой биосферой. И только обеспечение коэволюции (совместная эволюция) естественного и искуственного и биосфере и ноосфере становится основным условием выживания.

К сожалению, на протяжении всей последующей истории развития взаимоотношений человека и природы, и особенно в конце XX в., человеческая деятельность по отношению к экосфере была целиком разрушительной, в результате чего на сегодняшний день человечество не только не приблизилось к ноосфере, а стремительно продолжает двигаться в противоположном направлении, полностью дискредитируя свою принадлежность к виду гомо сапиенс– человека разумного. В течение всего этого времени происходило вытеснение биосферы техносферой.

В настоящее время нет уже никаких сомнений в том, что продолжение тех экономических, демографических, социально-географических и экологических тенденций, которые успели сложиться, ведут к глубочайшему кризису современной цивилизации, сроки наступления которого исчисляются десятилетиями.

Что касается Украины, то экологическая ситуация в ней не отличается в лучшую сторону от таковой в других странах, а может быть даже по ряду показателей в силу различных объективных причин значительно хуже.

Значение экологического образования.Экологическая безопасность общества, а соответственно и способность к выживанию, тесно связаны с общим уровнем культуры людей, их образованности и воспитанием, которые призваны сформировать новый тип экологического сознания – экоцентризм, признающий главенство законов исторического развития природы над законами общественного развития.

В 90-х годах в СССР был проведен опрос по широкому кругу проблем личности и общества. Среди предложенных вопросов был, в частности и такой: – «Каким процентом своего нынешнего благосостояния Вы готовы пожертвовать, чтобы предотвратить будущую экологическую катастрофу?”

Вот полученные ответы. Если катастрофа ожидается через 20 лет, то почти половина респондентов готова отчислить более 10% своих доходов на ее предотвращение; если через 50 лет, то таких набралось только 25%, а если кризис отодвинуть на сто лет, то 40% респондентов вообще ничего не пожертвуют на ее предотвращение, а остальные – не более 1% доходов. В данных ответах наиболее ярко продемонстрирован принцип «После нас – хоть потоп».

Подобная картина не внушает особого оптимизма в будущей гармонизации отношений между человеком и природой. Из этого примера очевидно насколько важна роль экологического образования и воспитания современного человека, которое призвано стать той соломинкой, с помощью которой он может спастись сам и сохранить окружающий мир. Альтернативы этому нет.

 

Контрольные вопросы

 

1. Определения и задачи экологии как науки.

2. История развития экологии.

3. Основные разделы современной экологии, их определения.

4. В чем состоит суть процесса экологизации?

5. Чем различаются антропоцентрический и биоцентрический подходы к

проблеме взаимоотношений Человека и Природы?

6. Определение и причина современного экологического кризиса.

7. Перечислите и раскройте современные потенциальные экологические

опасности.

8. Назовите и раскройте математические модели процесса развития

человечества в рамках «Римского клуба».

9. В чем состоит противоречие стратегии «устойчивого развития».

10. В чем состоит суть «экологического императива».

11. В чем состоит идеал ноосферы?