Артикуляционные игры
1. Упражнение “Трубочка”
Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики у детей. С его помощью дети учатся развивать мышцы губ. Воспитатель собирает детей в полукруг или рассаживает на стульчики. Затем сам садится напротив детей таким образом, чтобы воспитателя видели все. Далее педагог предлагает детям картинку, на которой изображена дудочка или трубочка. Затем воспитатель говорит детям: “Ребятки, а давайте-ка мы с вами попробуем изобразить с помощью мимики трубочку”. Воспитатель на собственном примере показывает, как правильно изобразить трубочку с помощью мимики. Затем предлагает детям самим попробовать изобразить трубочку, они складывают губы в трубочку и пытаются их вытянуть.
2. «Игра в прятки» Упражнение используется для активизации корня языка. Для проведения этой игры дети рассаживаются так, чтобы все видели педагога. А он, в свою очередь, должен объяснить детям ход игры. Для этого он сам показывает детям, как правильно выполнять движения языком. Воспитатель должен следить при выполнении этого упражнения за посадкой детей и за тем, чтобы корень языка во время упражнения находился направленным вниз, а рот — открытым. Далее начинается сама игра. Воспитатель предлагает детям поиграть в прятки, но не самим, а язычкам, затем сам показывает, как играть язычком, а дети повторяют за ним.
3. Упражнение “Накорми птичку”
Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики, а также с его помощью развивается нижняя челюсть ребенка. Воспитатель рассаживает детей в полукруг, а сам усаживается напротив, лицом к детям — так, чтобы его видели все. Он показывает детям картинку: птица кормит своих маленьких птенчиков, которые на картинке изображены с открытыми клювами. Далее педагог предлагает детям: “Дети, давайте поиграем в птичек. Я буду птицей-мамой, а вы моими птенчиками. Я вам буду приносить и давать в ротики еду, а вы как птенчики на картинке открывайте свои ротики”. Далее дети по команде воспитателя начинают то открывать, то закрывать рты.
4. Упражнение “Сладкий мед”
Это упражнение, как и предыдущее, направлено на развитие мышц языка, т.е. артикуляционной моторики. Дети рассаживаются на стульчики в ряд, а воспитатель садится напротив, лицом к детям. Далее воспитатель показывает им картинку с изображением девочки, которая кушает мед и от восхищения вкусом облизывает рот. Воспитатель предлагает детям поиграть в такую девочку. Он говорит детям: “Детишки, а давайте поиграем в эту игру”. Показывает, как нужно сидеть, вести себя и показывает им, как работать языком во время проведения этого упражнения. Детям необходимо объяснить, что языком можно работать только вверх и вниз (но не в стороны) и при этом не втягивать в рот нижнюю губу. Далее в конце упражнения воспитатель объявляет кто из детей “лучше слизывал мед” и дает ему фант, например, звездочку или флажок.
5. Упражнение “Округляем ротики”
Данное упражнение направлено на разработку мышц языка. Воспитатель рассаживает детей в ряд на стульчики и показывает, как правильно нужно округлить ротики. Можно детям показать несколько картинок с предметом, похожим на букву “о”, например, это может быть картинка с изображением бублика, круглого солнышка, мяча и т.п. Воспитатель сам показывает, как нужно играть ротиком, чтобы он получился округлым, а затем уже сами дети пробуют повторить за воспитателем. Проводящий упражнение должен следить за тем, чтобы дети не напрягались, и чтобы при произношении звука “о” дети не выпячивали нижнюю челюсть.
6. Упражнение “Жил — был язычок”
Данное упражнение способствует развитию мышц языка у детей. Воспитатель рассаживает детей в ряд на стульчики и начинает рассказывать им сказку о язычке. В процессе рассказа воспитатель показывает определенные движения с помощью языка. Воспитатель рассказывает: “Как-то раз веселый язычок, захотел пройтись погулять и посмотреть на мир. Он открыл свой домик и высунул свою голову наружу (в этот момент воспитатель высовывает язык и просит высунуть его детишек), посмотрел на то, как радостно и весело светит солнышко (воспитатель и дети поднимают язык вверх), затем наш язычок посмотрел вниз — нет ли луж под ногами (язык направлен вниз)”. И так сказку можно продолжать сколько угодно, главное, чтобы дети точно подражали воспитателю. Для похожего упражнения можно выбрать или сочинить самому любую сказку. Здесь также можно попросить детей поработать языками, имитируя лакание молока кошкой или собакой.
7. Упражнение “Часики”
Упражнение направлено на развитие артикуляционной моторики у детей. Детей необходимо рассадить на стульчики в один ряд, а воспитателю сесть напротив детей, лицом к ним. Взрослый готовит рассказ о часах с маятником, которые хорошо ходили. И предлагает детям изобразить языком — как ходят часики. Воспитатель вначале сам показывает языком движения маятника (он высовывает язык и начинает делать им движения в разные стороны). Затем просит детей повторить те же движения, но под его диктовку хода часов, например, воспитатель начинает произносить “тик” — язык направлен в одну сторону, “так” — язык переходит в другую сторону. Еще необходимо объяснить детям, что когда они будут изображать часики, нельзя языком прикасаться к зубам.