Из предыстории человечества

рассказы для школьников

Мы находим в земле вещи — различные орудия из камня — и по этим вещам восстанавливаем жизнь первобытных людей. Люди ледникового периода не умели еще строить себе жилищ, но они нуждались в защищенном месте, причем гораздо больше, чем мы: ведь им грозили хищные звери. Кроме того, они страдали от холодов, поэтому старались использовать естественные укрытия — пещеры.

Не надо думать, что люди тогда всё время жили в пещерах. Нет, большую часть времени они, наверное, проводили на открытом воздухе. Но пещера была убежищем от опасностей. Некоторые пещеры были особенно хорошо защищены, почти неприступны. Такие пещеры стали излюбленными стоянками людей. Иногда племя, заселявшее такую пещеру, покидало ее, переселялось в другие места — или вымирало без остатка. Пещера оставалась пустой. Хищные звери тоже охотно пользовались пещерами. Пустующую пещеру заселял медведь или какой-нибудь другой зверь. Потом вновь появлялось племя людей, изгоняло зверя из облюбованного им жилища. Такие смены происходили много раз. И все сменявшие друг друга поочередно жильцы оставляли в пещере какие-нибудь знаки, какие-нибудь следы своего пребывания. Одни, умирая, оставляли на дне пещеры свои кости, другие — остатки еды или свои вещи. Всё это наследство различных обитателей одной пещеры откладывалось слоями. В Испании была открыта пещера, которая служила жилищем для самых различных человеческих племен в течение пяти или десяти тысяч лет. Бесчисленное множество всяких остатков и обломков образовало огромную кучу, поднимающуюся от дна пещеры почти до самого ее свода, — высотой в тринадцать с половиной метров. На самом дне пещеры залегают каменные топоры и скребки. Выше их на метр, — значит, позже на четыре тысячи лет, — залегли кости носорога и пещерного медведя. Еще на два метра выше — на восемь тысяч лет ближе к нам — мы снова находим орудия, но уже непохожие на те, что лежат на дне. Эти орудия сделаны гораздо лучше, тут почти не попадаются топоры, зато много каменных ножей и сверл. Еще метр наверх — перед нами скелет ребенка. Несколько метров наверх — мы видим кости северного оленя и сделанные из кости резцы. Выше и выше — всё новые и новые вещи и скелеты, и, наконец, на самом верху мы находим небольшие треугольные кинжалы, сделанные уже не из камня, а из бронзы. Люди, которые обитали в этой пещере последними и оставили тут свои бронзовые кинжалы, жили всего две тысячи лет назад. Уже беглый осмотр такой пещеры показывает, что каждому времени соответствует свой способ обработки камня, свой способ изготовления орудий. По этим способам обработки камня можно установить, каким был образ жизни в разные времена, можно составить как бы лестницу культур, вернее — последовательных стадий развития человеческой культуры.

Такие отличающиеся друг от друга культуры получают обычно названия по имени тех местностей, где впервые находят их следы. Древнейшая из известных нам культур относится к тому времени, когда использовались простейшие деревянные и каменные орудия, так грубо отесанные, что их трудно отличить от природных, совсем не обработанных. До сих пор, однако, ученые не пришли к соглашению, действительно ли найденные камни служат свидетельством человеческого труда. Начало этого времени мы указать точно не можем.

Далее идет дошелльская культура (около 700 тысяч лет назад, время второго оледенения). Орудия представляют собой просто слегка отесанные камни — обработанные так, чтобы их удобнее было держать в руке и чтобы другой их край был острым и годился для работы. Эти камни служили для охоты, ими также обрабатывали звериные шкуры, обстругивали деревянные дубинки, сдирали кору с деревьев, рубили мясо. Люди этого времени умели пользоваться и огнем.

Следующий этап — шелльская культура (500—200 тысяч лет назад). Камни обрабатываются уже с обеих сторон и тщательнее, чем в предшествующие времена.

Ашельская культура (300—100 тысяч лет назад, время третьего оледенения) и мустьерская культура (время четвертого оледенения, 100 тысяч лет назад). От этих культур до нас дошли разнообразные каменные орудия — топоры, ножи, скребки. Во времена ашельской культуры в Европе, по мнению некоторых ученых, уже жили неандертальские люди, а мустьерскую культуру явно создали именно они.

Ориньякская, солютрейская и мадленская культуры (50—25 тысяч лет назад) уже настолько сложны, что их не опишешь в нескольких словах. Создателями этих культур были кроманьонские люди.

12 тысяч лет назад в Египте и в Малой Азии люди научились выплавлять медь. Прошло еще несколько тысяч лет — и в Европе появились деревянные жилища на сваях, а на Востоке возникли могущественные государства.

Кроманьонцы создали те культуры, которые зовут обычно ориньякской, солютрейской и мадленской. Об этих культурах и людях, создавших их, мы можем судить уже не только по каменным орудиям. Люди, жившие 40—30 тысяч лет назад, передали нам свидетельство о себе, которое не сгладилось и до сих пор: они оставили на стенах пещер свои рисунки. Пещерные художники не только разрисовывали стены пещер, — причем для нас удивительно, почему они часто выбирали глубинные части пещер, самые темные и неудобные для работы, — они так же искусно вырезывали на оленьих рогах и на мамонтовых бивнях очертания зверей.

Если судить с теперешней нашей точки зрения, то страсть кроманьонцев к рисованию покажется, пожалуй, необычайной. Действительно, они были искусными художниками. Но, возможно, кроманьонцы придавали своим рисункам совсем особое значение. Для них рисование или резьба по кости были не развлечением, не искусством для искусства, а важнейшим занятием, связанным со всей их жизнью: кроманьонцы смотрели на рисунок как на своего рода заклинание, обеспечивающее успех в охоте. Поэтому и рисовали они обычно тех самых животных, на которых им приходилось охотиться.

Такое отношение к искусству как к колдовству или магии сохранялось до недавних пор у некоторых народов, например, у австралийских аборигенов. Перед тем как отправиться на охоту, австралийцы рисовали на земле изображения животного, метали в него свои копья, плясали и выкрикивали заклинания, надеясь, что это будет способствовать удачной охоте. Так же, вероятно, поступали кроманьонцы.

Как же жили кроманьонцы? И как они выглядели? Это были стройные, высокие люди. У кроманьонцев было широкое лицо с тонким орлиным носом и острым, выступающим вперед подбородком. По величине мозга кроманьонцы нисколько не уступали живущим сейчас людям, скорее даже превосходили нас. Но наиболее характерное для кроманьонцев — это удивительно длинные голени ног. Люди с такими ногами должны были быть неутомимыми бегунами. У кроманьонцев, как и у нас, правая рука была развита лучше левой, но среди них были и левши. В общем, это были сильные и, вероятно, красивые люди. Один ученый даже назвал кроманьонскую расу «самой прекрасной, какую когда-либо видел мир». Это, пожалуй, слишком рискованное утверждение: ведь все-таки мы никогда не видели ни одного живого кроманьонца и судим о них только по их скелетам.

return false">ссылка скрыта

Кроманьонцы оставили после себя не только свои скелеты, но и множество разнообразных орудий, рисунки, изображения, вырезанные на кости, вылепленные из глины фигурки. Но, как мы уже знаем, кроманьонские художники не рисовали портретов, они предпочитали изображать зверей, а не людей. В тех же человеческих фигурках, которые дошли до нас, лицо сделано так неясно, что его почти нельзя разобрать. Но на стене одной пещеры в Пиренейских горах нашли оттиски рук кроманьонских людей. Эти отпечатки рук делались, очевидно, таким способом: стена покрывалась черной и красной краской, а потом жители пещеры подходили к ней и прикладывали руки.

Отпечатки рук, принадлежащие людям, жившим около двадцати тысяч лет назад, очень загадочны: почти на всех руках не хватает передних суставов у нескольких пальцев. Было ли это уродство следствием несчастных случаев на охоте, или пальцы нарочно обрубались, — быть может, это считалось тогда красивым, или же отпечатки принадлежат каким-нибудь пленникам, подвергавшимся такому жестокому наказанию, — мы этого не знаем.

Кроманьонцы не только добились больших успехов в обработке камня, они еще научились выделывать из кости гарпуны, шила, иглы, наконечники для стрел и копий. Кроманьонские художники изобрели особый прием рисования: когда им нужно было изобразить стадо бегущих оленей или табун диких лошадей, они вырисовывали тщательно только несколько передних животных, а остальных едва намечали штрихами и черточками. Рисунки на стенах пещеры покрывались обычно красками. Кроманьонцы приготовляли краски в каменных ступках и хранили их потом в узких трубках, сделанных из оленьей кости. Палитрой служила чаще всего тоже кость оленя, его лопатка. До нас дошла одна такая палитра, и на ней можно даже различить следы красной и желтой красок. Кроманьонские краски были очень прочны: некоторые картины в пещерах выглядят и сейчас так, как будто они были сделаны не много тысяч лет назад, а вчера. Вероятно, кроманьонцы раскрашивали и собственное тело в разные цвета. Даже покойнику они не забывали положить в могилу сосуд с красящим порошком. Кроманьонцы жили во время отступления последнего ледника, в послеледниковый период (тогда на Земле было холоднее, чем теперь).

Новые жители Европы и Азии, обитавшие на нашем континенте в самом конце послеледникового периода, около двенадцати тысяч лет тому назад, имели уже прирученных животных (собак) и умели выделывать посуду из глины.

Все они принадлежали к тому же самому виду людей, к которому относятся кроманьонцы. Конечно, на Земле было и остается много разных рас, но все эти расы — подразделения одного человеческого вида.

Кроманьонская культура погибла, но на смену ей пришли другие культуры. В то время холодная волна, захватившая чуть ли не всю Землю, постепенно слабела: ледники отступали. Они отступали медленно, как бы с сожалением покидая захваченные земли. Иногда они останавливались, иногда даже делали попытки снова продвинуться вперед. Но всё же они отходили назад — и это меняло географическую карту. В то время, когда в Европе жили кроманьонские люди, а может быть, и намного раньше, страна, которую мы называем сейчас Египтом, отличалась влажным климатом: там свирепствовали бури, часто шли ливни. Потом климат изменился, и великая река Нил пересохла, потому что исчезли те источники в Абиссинии и в Центральной Африке, которые питали Нил водой. По древней Нильской долине текли тогда неизвестные нам реки, спускавшиеся с холмов вдоль Красного моря.

Когда ледники в Европе отступили, климат в Африке снова изменился. В Абиссинии наступил период дождей. Вода стекала с гор вниз, Нил снова наполнился водой и направил свои воды в Средиземное море. А в самой Нильской долине исчезли реки, стекавшие с холмов Красного моря, потому что на смену прежним ветрам пришли сухие северные. Египет стал песчаной пустыней, которую пересекала узкой полосой плодородная долина Нила. Это случилось примерно четырнадцать тысяч лет тому назад. А через несколько тысяч лет люди, жившие в Нильской долине, основали могущественное государство и создали интересную культуру. Вероятно, еще раньше государства возникли восточнее, в долинах других великих рек...

Древнекаменный век, или палеолит — начальный и самый длительный период в истории человечества, в развитии которого можно проследить ряд этапов:

древний, или нижний, палеолит (до 150 тысячелетий до н.э.);

средний палеолит (150—35 тысячелетий до н.э.);

— верхний, или поздний, палеолит (35—10 тысячелетий до н.э.).

В поздний палеолит сложилась родовая организация, появилось изобразительное искусство. Это, вероятно, время рождения первых религиозных воззрений: магии, тотемизма и анималистических представлений. В эту эпоху жил непосредственный предок современного человека — кроманьонец.

Овладев в предшествующие периоды техникой изготовления примитивных каменных орудий, человек позднего палеолита, совершенствуя навыки, создавал орудия труда, всё более разнообразные. Он уже не только жил в созданных природой убежищах, а научился строить из разного материала (дерева, костей, камня) наземные жилища. Наш далекий предок умел обрабатывать шкуры животных и делать из них одежду, защищая себя от холода. Сплочение родового коллектива позднего палеолита позволило вести сложную загонную охоту на крупных животных. В начале позднего палеолита появляются гравированные изображения, рисунки, сделанные краской, рельеф и круглая скульптура. Гравированный рисунок на камне, кости и роге исполнялся кремневым резцом. Иногда рисовали просто пальцем на мягком, наносном слое глины. Первобытный художник пользовался минеральными красками, сажей. В его распоряжении были все оттенки охры — желтой, красной, темно-коричневой. Охру сперва находили и использовали в натуральном виде, потом научились приготовлять, пережигая железную руду. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений.

Скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины. Рельеф вырезался на отдельных камнях или на стенах пещеры, причем нередко использовались естественные неровности скалы, напоминавшие очертания животных. Первые рисунки животных настолько несовершенны, что почти невозможно узнать их породу. Неясно обозначены голова и ноги, пропорции не соблюдены, линия робкая, неуверенная.

Переходным периодом от палеолита к неолиту считается мезолит — среднекаменный век. В жизни человеческого общества произошли перемены. Люди начали группироваться в небольшие коллективы, обладавшие подвижностью и способные осваивать значительную территорию. Иными, более эффективными становились орудия (с использованием кремневых вкладышей — микролитов). Были изобретены лук и стрелы, что чрезвычайно облегчило охоту. В распоряжении людей уже были деревянная утварь, плетенные из лыка или камыша корзины и сумки. Человек, видимо, научился вязать или плести ткани и рыболовные сети. Он придумал лодку — первое средство передвижения.

Следующая ступень развития человечества — неолит, новокаменный век. От охоты и собирательства человек переходит к скотоводству и земледелию — там, где природные условия способствовали этому. Относительно быстрое наступление неолита прослеживается особенно четко в странах с благоприятными климатическими условиями: в Передней и Средней Азии, в Египте, Индии, несколько позже — в Юго-Восточной Европе. На Северо-Западе Европы, Урале и Сибири этот процесс протекал весьма медленно, так как природные условия не позволяли отойти от старых способов добывания пищи. Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий. Сверление и полировка камня дали возможность создавать разнообразные форм орудий. Появление и развитие гончарного производства и строительного дела говорит об оседлости.

Переход в эпоху неолита к производящим формам хозяйства способствовал более углубленному познанию окружающей природы, что влекло за собой стремление к обобщению существующих понятий, к появлению представлений о мироздании в целом. Человек стал задумываться о явлениях природы, объяснить которые он, однако, не мог. Одной из особенностей жизни людей неолита было стремление так или иначе украсить все предметы, находящиеся в его распоряжении. Об этом можно судить по керамике, которую стали покрывать орнаментом, и по деревянной утвари с резьбой.

Металл в эпоху неолита начинает играть в жизни человека всё более значительную роль. Люди научились изготавливать бронзу (сплав меди и олова), которая очень быстро вошла в быт и облегчила многие трудовые процессы. Улучшилась и обработка земли. Добыча и обработка металла требовала большого мастерства и специализации. Поэтому литейное дело, как и гончарное, а позже ткацкое становятся самостоятельными отраслями производства. Люди получили возможность вести хозяйство одной семьей. Так, видимо, и зародилась частная собственность. Вскоре в некоторых районах (Передняя Азия, Индия) складываются протогосударства. В других районах шел дальнейший процесс разложения первобытнообщинных отношений, усиливалось имущественное неравенство и завершался переход к патриархату.

С изобретением нового материала — бронзы — значительно расширились обмен и контакты между отдельными районами. Начались военные столкновения, появились и военные руководители. Возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохранялось и после его смерти. Недаром первые крупные погребальные сооружения — курганы — появляются в эпоху металла. Размеры курганов, количество и качество положенных в них вещей говорит об особом положении захороненного в обществе. Усложняются культ предков и культ плодородия, обрастая новыми обрядами и церемониями. Самым важным явлением, характеризующим почти повсеместно поздний неолит в эпоху бронзы, была мегалитическая архитектура, появившаяся в это время во многих местах Европы. Мегалит означает по-гречески большой камень. Памятники мегалитической архитектуры — свидетельство не только возросшего чисто технического умения возводить монументальные сооружения, но и проявление совершенно новых духовных и эстетических, потребностей. Первобытный человек давно уже умел возводить разные постройки — он строил полуземлянки еще в палеолите, деревянные дома на сваях, жилища из глины. Памятники мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми идеями, которые в эту эпоху значительно усложняются. Сооружения, требующие затраты усилий огромного числа людей, были художественным и/или религиозным выражением важных для первобытного человека задач.

Последний этап развития первобытнообщинного строя связан с появлением железа в начале I тысячелетия до н.э. Научившись добывать новый, более прочный материал, люди стали с успехом внедрять его во все отрасли производства. Железо окончательно вытеснило каменные и частично бронзовые орудия, в результате чего произошли значительные перемены в основных видах производственной деятельности, прежде всего в земледелии. Происходит дальнейшее имущественное расслоение, появляется патриархальное рабство, повышается роль племенной знати. Связь между отдельными племенами, осуществлявшаяся ранее путем обмена, в эту эпоху начинает принимать иные формы. Для этого периода характерны войны-грабежи. Война способствовала не только развитию техники, но и усложнению общественной организации. Большую роль приобретают военные руководители — предводители походов. Развивается и усложняется духовная культура. Творят художники, певцы и сказители, мастера прикладного искусства. Постепенно завершается предыстория человечества — и начинается история.