Линии движения культурных потоков и формы проникновения русских культурных традиций в регион

В дальнейшем эти линии приращения культуры региона укреплялись и усиливались. Так, по мнению исследователей (С.П.Заварихин, А.Н.Копылов), разный люд шел в Сибирь. Главный поток переселенцев с конца XVI в. по XVIII век шел из Поморья. Неудивительно, что в культурном отношении Сибирь в это время стала как бы сколком русского Севера. Первые насельники принесли много своих обычаев, праздников, святых (св. Прокопия Устюжского, св. Савватия и Зосимы Соловецких, царевича Дмитрия Угличского и др.), дали первых земледельцев, посадских людей, построили первые церкви.

Всех принимала Сибирь, всем давала возможность проявить себя, но и всех испытывала суровостью и строгостью. Выживали сильные, упрямые, смекалистые. Так складывался знаменитый сибирский характер, а вместе с ним - культура русской Сибири. Очень сложно сейчас разобраться, что откуда взялось в сибирской культуре, нелегко проследить все линии влияния - Сибирь сама по себе громадна и неоднородна, причудливо переплелись в местных формах культуры творчество аборигенов и насельников, искусство народное и официальное, консервативные, охранительные тенденции и новые веяния из европейской России и Средней Азии.

Плотно спаяны сибирский человек и сибирская природа в памятниках культуры.... Особое, ведущее положение в русской культуре Сибири занимает зодчество. Декоративные формы и единство с природой - суровой, но богатой - составляют его главную художественную ценность.... Истинная красота откроется только тому, кто не ограничится лишь осмотром зданий, а постарается почувствовать связь их с ландшафтом, улицами и площадями, с историей1.

Эта линия приращения культуры региона и обустройства русскими своего культурного пространства в новых местах хорошо прослеживается в памятниках деревянной архитектуры. На это обращает внимание А.Н.Копылов2. Русская архитектура в Сибири до конца XVII в. была представлена исключительно деревянным зодчеством, которое можно условно разделить на три группы: крепостное, церковное и гражданское. Он подробно останавливается на процессе обустройства. Занятие новой территории сопровождалось постройкой укрепленных пунктов-острогов, внутри которых располагались основные казенные здания (воеводская изба, казенные амбары, церковь, тюрьма, таможенная изба, гостиный двор и т.п.). Острог обычно был небольших размеров с общей протяженностью стен в 200-300 саженей, и представлял собой правильной или неправильной формы четырехугольник (иногда шести- или восьмиугольник)....По углам и кое-где в стенах острога стояли башни....Их количество было различным - 4,6,8 и др. Башни были глухие и проезжие, имеющие ворота. Высота башен была неодинаковой....Башня обычно представляла собой высокий сруб с четырех-, шести- или восьмиугольным основанием (чаще всего четырехугольным)....Наверху башни заканчивались шатровой крышей с вышкой.... Нижние венцы башен обычно рубились... в обло...для прочности, а выше углы башен делались в лапу3.

По его мнению, большинство острогов в Сибири очень скоро утратило свое военное значение. В известной мере этим можно объяснить, что балконы над воротами проезжих башен сибирских острогов, по идее имевшие оборонное значение, обычно являлись надвратными церквями или часовенками и увенчивались крестом и маковицей. Этим же объясняется постепенное приобретение некоторыми деталями острожных укреплений декоративного характера....Высокие шатры на башнях, орлы, красивые в национальном стиле оформленные часовенки должны были выражать превосходство русской культуры над культурой аборигенов края.

Характеризуя сибирскую церковную архитектуру XVII в., он подробно останавливается на признаках каждой из двух основных групп храмов. Первая представлена наиболее древним и простым видом церковных строений северорусского происхождения, так называемым клетским храмом....Другим типом старорусских построек, привившихся в Сибири, была шатровая церковь. Она обычно состоит из трех частей, главнейшая из которых представляет собой обширный четырех- или восьмигранник, заканчивающийся вверху восьмигранной пирамидой в виде шатра. Шатер увенчивается небольшим куполом луковичной формы....Несколько особняком стоят... надвратные церкви... над острожными и монастырскими воротами. Они были широко распространены по всей Сибири. Большой интерес представляют покрытия церквей, имеющие чисто национальные русские архитектурные мотивы: бочки, кубы, маковицы и т. п.

Он указывает на отличия гражданской деревянной архитектуры Сибири XVII в. : большая простота и строгость. Дома и избы и деревенских и городских жителей строились из больших бревен,... рубились они топором в обло, с выемкой в верхнем бревне....Крыша в старинных зданиях большей частью была высокой, двускатной....Вверху, на стыке скатов крыши, концы досок перекрывались толстым выдолбленным снизу бревном - охлупнем (шеломом, коньком)....Конец охлупня обычно выдавался вперед и иногда декоративно обрабатывался.

Важен вывод ученого о том, что архитектурный облик сибирского города мало чем отличался от северорусского. В нем наблюдалась та же смена стилей, что и в Москве, только с некоторым запозданием - старинные шатровые колокольни и деревянные дома строились здесь еще после второй половины XVIII в. Каменное строительство в Сибири началось в конце XVII в. Одним из первых был сооружен митрополичий Софийский двор в Тобольске (1683-1688 гг.). Это был комплекс - большой Софийский собор, святые ворота (главный вход на территорию Софийского двора) с церковью Сергия Радонежского под ними, колокольня и крепостная стена с 9 башнями4.

Обратимся к результатам специалистов по истории русского народного искусства. В исследованиях Л.М.Русаковой5 приведенные выше характеристики связываются еще и с особой плотничьей культурой строительства домов и оформлением внутреннего пространства жилища. Она пишет, что в первый период, когда осваивались главным образом лесные пространства, изобиловавшие добротным строительным материалом, крестьяне строили жилища чаще всего из хвойных деревьев: сосны, ели, лиственницы. В Западной Сибири предпочитали сосновые дома, лишь на опорные столбы использовали лиственницу. В районе Омска часть строений была из кедра, сплавляемого с верховьев Оми; избы поражали особой красотой, благодаря необыкновенной соразмерности отдельных частей и всего дома в целом.... Русские плотники и на новом месте сохраняли выработанный в течение столетий принцип золотого сечения. Все в старинных избах было простым, логичным, лишенным каких-либо излишеств, все было подчинено практическому смыслу.... Художественной обработке подвергались в первую очередь основные конструктивные элементы жилища. Охлупень, обращенный к фасадной стороне дома утолщением-корневищем, имел иногда причудливую природную форму. Деревенские зодчие, слегка обработав такой конец охлупня с помощью топора, лишь ярче выявляли, подчеркивали его фантастический вид. Чаще всего концу охлупня придавалась форма головы коня, птицы или оленя. Подобные завершения охлупня распространены в старых деревнях Томской и Омской областей.

Изучая творчество народных мастеров-плотников, Л.М. Русакова установила, что несмотря на некоторое однообразие в оформлении охлупней, каждый конек был оригинален, не похож на соседний, что придавало избам неповторимый силуэт. Повалы - выступы до полутора метров двух-трех- верхних бревен сруба - служили поддержкой кровле, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Чаще всего они украшались полуваликами (одним, двумя, гроздью), уголками-уступами, полуовалами. ...Крючья - курицы, кокоры, на которых держались водостоки-желоба, оформлялись в виде птичьих голов. Концы желобов-потоков также орнаментировались. Со временем, во второй половине XIX в., потоки и курицы исчезают, а повалы и коньки сохраняются. Скульптурная обработка с помощью топора концов бревен, входящих в конструкцию сибирской двускатной крыши, по технике резьбы и по мотивам своеобразной круглой пластики очень близка художественному комплексу северной великорусской избы.

Скульптура головы или птицы на крыше имела апотропейное (охранительное) значение и уходила своими корнями в одних местах к древнеземледельческому культу коня или к культу птицы у древних охотничьих племен....Своеобразный наряд сибирского крестьянского дома дополнялся и другими архитектурными деталями, которые имели определенное утилитарное значение, но при этом играли декоративную роль. Если фронтон - верхняя часть фасада избы - воспринимался как чело, то окна - как глаза. Не случайно на фасаде старинных деревенских построек размещалось, как правило, по два окна.. С переходом к косящатым окнам появляются сначала одна (вверху), а затем четыре доски, прикрывавшие стыки косяка и бревен сруба от дождя и снега. Вначале декоративно оформлялась верхняя карнизная доска.... поверхность покрывалась так называемым городковым орнаментом, состоящим из зубцов, квадратиков, столбиков, ромбиков и других подобных порезок....Во второй половине XVIII - первой половине XIX в. на наличниках сибирских изб встречается трехгранно-выемчатая резьба с мотивами круга-солнышка, его половины и сегмента6.

Важные дополнения к характеристике проявления в Сибири культурных традиций русских крестьян, их мастерства в изготовлении бытовых вещей, которые можно причислить к художественным, вносят результаты современных исследований7. Так, Г.И. Витовтова отмечает, что крестьяне Сибири использовали разный материал: дерево, глину, шерсть, лён, металл, рог, кость. Каждому материалу была присуща своя техника работы с ним. У разных народов она близка, ибо продиктована свойствами материала. Формы, декор бытовых вещей имеет своеобразие у каждого народа. В них выражалось народное видение красоты, вкуса, философское осмысление природных явлений. Художественные изделия русских крестьян также имеют специфику. Прежде всего, следует отметить, что крестьянские изделия были рассчитаны на долгое служение, делались навек. Материал на их изготовление не жалели. К наиболее ценимым качествам относили прочность, добротность, основательность. В связи с этим большинство крестьянских вещей приобретает массивные формы. Постройки сибирских крестьян делались из крепких бревен, просторные, прочные. Крестьянская мебель, под стать постройкам, обычно была устойчивой, приземистой, прочной, простой по форме. Такова же крестьянская посуда. Все эти качества входят уже в круг эстетических понятий крестьян.

При щедром расходовании материала четко просматриваются крестьянский рационализм в изготовлении каждого изделия. При крое мужских рубах в наиболее изнашиваемых местах делались подкладки, вставлялись клинья из простой, более прочной ткани во внутреннюю сторону рукава, под воротник. Сам крой рубахи не допускал напрасной траты полотна. В женских рубахах нижняя часть, носимая под сарафаном, делалась из более грубого холста. Рациональность использования материала поощрялась и в обществе. Так, на выставках в Тюмени награды получали мастера-санники за прочность и рациональность оковки саней8.

Автор подчеркивает, что в крестьянских изделиях всегда на первый план выступает красота материала. Мастера умели раскрывать присущие ему от природы эстетические свойства. Знание материала родилось не в Сибири, но прежний опыт был полно применен здесь. Для примера возьмем обработку дерева в Сибири. Каждый вид древесины использовался с учетом его качеств. Тонкую резьбу делали на липе, посуду точили из березы и осины, сундуки изготовляли из сосны, кедр шел на постройки домов. Народные мастера знали художественные и практические особенности дерева, поэтому в одной постройке часто по-разному использовали разную древесину. На фундамент шла более прочная лиственница, для жилого сруба лучшим деревом считалась сосна, так как она хорошо держит тепло и создает благоприятную для человека воздушную среду, для отделочных работ использовали кедр, так как он имеет красивую структуру тканей. Даже для того, чтобы положить дерево в сруб, необходимы были знания его свойств. На внешнюю сторону сруба укладывали дерево бывшей северной стороной, где древесина была плотнее, годичные кольца мельче. Эта сторона меньше пропускала холод.

Остановимся на отмеченных исследовательницей особенностях резьбы как одного из видов народного искусства, широко распространенного и до сих пор в Западной Сибири. Этот аспект интересен и тем, что резьба с течением времени становится элементом городской художественной культуры, переходит в современное декоративное прикладное искусство. Г.И. Витовтова подробно описывает, как работали сибиряки-резчики с разным материалом: Для резьбы лучшим материалом считалась древесина лиственных пород: липы, осины, березы, ольхи. Липа в Сибири была любимым материалом, но к середине XIX в. липовые леса были здесь почти полностью вырублены. На липе, осине, ольхе выполняли тончайшие узоры. Осина ценилась еще и за то, что изделия из нее были легкими, прочными, могли долго храниться. Древесина березы плотнее, с нею сложнее работать, но на ней также делали тонкие узоры. Из хвойных пород деревьев выполняли резьбу только с крупным орнаментом, чтобы избежать скалываний вдоль годичных волокон и зрительного искажения формы рельефа. Сосна шла в крестьянской архитектуре на крупные украшения дома: причелины, фризы и пр. Годичные слои ели менее выражены, чем у сосны, поэтому из нее резали прялки, однако березовые прялки ценились дороже. Интересно, что современными художниками-прикладниками эти традиции учитываются. Есть и уникальные примеры самодеятельного творчества, известные далеко за пределами региона (например, в Омске - Г.Павлов).

Повсеместно в Сибири были признаны достоинства бересты. Её использовали в постройках для предохранения дерева от гниения, обкладывая ею нижний венец, сруба и закрывая верхний.

Практична посуда из бересты: в ней долго сохраняются многие продукты, квас даже в жару остается холодным. Береста не держит запахов. Поэтому, даже после соленой рыбы эту посуду можно использовать для хранения других продуктов. Ценились и эстетические качества бересты. Она красивого белого, желтого или светло-коричневого цвета. На бересте можно было выполнять тончайшие узоры, используя бересту разных оттенков и разную технику: резьбу, чеканку. Сибирские умельцы создавали многочисленные изделия из бересты самых различных форм, но наиболее любимой формой были туеса, часто богато орнаментированные чеканкой, резьбой, окраской. Выявленные признаки традиционной культуры Западной Сибири сохранились в измененном виде, перейдя в сферу декоративно-прикладного искусства. Современные поиски мастеров видны из музейных выставок и демонстрируются в специальных центрах. Упомянем здесь Сибирский культурный центр (Омск) и коллективы мастеров-берестянщиков из Кемеровской области, где по инициативе Ю.М.Михайлова организован музей Береста Сибири.

Другая особенность народного искусства, отмечаемая исследователями и для западносибирского региона, - его утилитарная основа. Крестьянские художественные изделия утилитарны в своей основе. Они должны были украшать быт и выполнять определенную практическую задачу. Костяная брошь, произведение тобольских косторезов, прежде всего скрепляет края одежды, а затем уже служит как украшение. Свое функциональное назначение имеют и другие изделия из кости: запонки, заколки для волос, вязальные крючки, гребни, пуговицы, чернильницы и песочницы, ножи, ящички, портсигары. Небольшая часть изделий призвана была только украшать быт или служите дополнением к костюму, например, серьги, ожерелья.

Почти все детали в архитектуре имеют определенное утилитарное назначение и в то же самое время играют существенную декоративную роль. Узорные металлические дымники должны были гасить искры и защищать от попадания дождя, резные доски, причелины, карнизы предохраняют наиболее уязвимые места постройки от попадания влаги. Также свое назначение имеют резные ставни, крыльцо и пр. Но эти же элементы формируют и лицо постройки. Подчеркнем, что специалисты выделяют огромную декоративную роль, которая играла раскраска изделий. В крестьянских домах строгий интерьер дополнялся росписью перегородок, дверей, иногда потолка и стен. Г.И. Витовтова пишет о том, что во всех районах Сибири раскрашивались столы, стулья, шкафы, скамьи, сундуки. Традиция раскрашивания у русских древняя, и не удивительно, что любовь к цвету у крестьян Сибири отмечается постоянно во многих источниках. Цвет играл активную роль в создании художественного изделия. В Сибири практиковалось и сплошное окрашивание, и окраска отдельных плоскостей с выделением цветом наиболее существенных частей изделия и подчеркиванием пластически выразительных деталей, и орнаментальная роспись изделий9.

Более подробно вопрос о декоративных росписях в народном искусстве, в быту западносибирских крестьян, а затем, в конце ХIХ в. и горожан рассматривает Г.Г.Беляева10. Она считает, что декоративные росписи по дереву как вид народного творчества можно считать одним из выходов на поверхность пластов традиционной культуры. Декоративные росписи Омской области входят в урало-сибирскую семью, названную так В.А. Барадулиным.

По мнению Г.Г. Беляевой, столь яркий вид народного творчества Омской области почти не изучен, нет публикаций, если не считать словарной статьи в Сибирской советской энциклопедии и заметок, разбросанных в периодике большей частью в конце прошлого столетия. Но эти сведения не идут дальше общих мест: ... пришла (роспись Г.Б.) в Сибирь, вероятно. с первыми же насельниками, но имеющиеся свидетельства и памятники относятся ко второй половине XIX в. ...Мастеров-расписчиков мало. Чаще всего это выходцы из Западного Зауралья.

Исследовательница подчеркивает, что художественная материальная культура Омской области, будучи переселенческой в своей основе и отсюда в значительной степени истощенной, может выделить в себе очень тонкий слой, который, отделяясь от этнографического, приобретает непосредственное значение для народного искусства; декоративные росписи тот безукоризненный случай, который отвечает требованию сложившихся понятий о народном творчестве, а потому заслуживает серьезного систематического изучения.

Она формирует словесный портрет декоративных росписей со следующими чертами: Декоративные росписи носили стилизованный, преимущественно растительный характер. Главный мотив изображения - чашечка цветка с листьями, бутонами, плодами на стебле. По воле художника они сочетались в гирлянды, венки, букеты. Разнообразие вносили вазоны, геометрические фигуры ромбы, квадраты с вогнутыми и выпуклыми сторонами.., изображения птиц, домашних и экзотических животных львов, тигров, но уже значительно реже. Формам придавалась барочная пышность. По виду эти росписи относятся к росписям живописного типа. выполненным в маховой манере со свободной раскладкой основных элементов композиции11.

Важен вывод о географии их распространения. Декоративные росписи - явление хорошо известное на севере Омской области. В Усть-Ишимском, Большеуковском, Крутинском районах были собраны коллекции, правда, скромные по количеству памятников и вошедшие в фонды Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля и Омского государственного историко-краеведческого и литературного музеев. Чем ближе к Омску, амплитуда их распространения становится уже и где-то в пределах Горьковского района затухает.

Г.Г. Беляева считает, что ареал распространения приобретает общие границы с областями, географически сближенными с Омской. Понятие уральская народная живопись объединяет собою Свердловскую, Пермскую, Кировскую области. По стилевым признакам сюда же относятся росписи северо-запада Тюменской области.

Вновь обратимся к суждениями Г.И. Витовтовой. В частности, о том, что часто цвет дополнял резьбу. Например, резные детали иконостасов покрывались золотом, чем подчеркивалась отчужденность, неземная суть образа. В резных рамах портретов позолота использовалась для придания им торжественности. Окрашивались и глиняные изделия. Для этого использовались черная, красная, зеленая, синяя, желтая краски. Нередко цветной фон применялся для создания резного рисунка на бересте. Для этого под узорную полосу подкладывали цветную бумагу, фольгу или тонировали фон. Иногда берестяные туеса раскрашивали масляными красками12.

Искусствоведами установлено, что для крестьянского вкуса характерна любовь к яркому цвету и сильным контрастам. С этим связано частое использование в крестьянском интерьере ковров, скатертей, полотенец. Они хорошо контрастируют с теплым, золотисто-желтым или золотисто-коричневым цветом дерева. Обычно в крестьянском искусстве отсутствовали полутона. Цвет подавался сильным, ярким, локальным декоративным пятном. Полнокровная насыщенная жизнь крестьян формировала полнокровное звучное ощущение цвета. Цвет всегда лежал на поверхности вещи, никогда не создавалось впечатления объемности, глубины в крестьянских росписях. Для крестьянского вкуса характерно мажорное восприятие цвета. Г.И.Витовтова обращает внимание на и некоторые региональные различия. По ее мнению, если в северных округах Сибири отмечается некоторая сдержанность, даже суровость стиля с преобладанием темных насыщенных красок, то в южных округах больше было светлых, радостных тонов.

Продолжая тему вкуса крестьян, она подчеркивает их любовь к узорам, о чем свидетельствует красивый орнамент колоколов, узорные ткани, расписанные маслом сундуки, дуги, посуда, мебель, прялки, горницы, сани, просечный металл, резная береста. Декоративными росписями особенно богата была часть западной Сибири, примыкавшая к Уралу, узорными тканями юг Зауралья. Обильная резьба по дереву встречается во всех районах Сибири. Ажурной резьбой по кости владели некоторые мастера Тобольска. Плоскостное узорочье встречается во многих городах Сибири, особенно в Тюмени, Бийске. В узорах особенно ярко выражен растительный орнамент. В кованом металле и просечке в прорезной бересте и в деревянных кружевах наиболее часто встречаются мотивы переплетающихся веток, листьев, цветов и плодов. В росписях по металлу мастера Туринска располагали обычно на ярком фоне растительный узор. Наиболее распространенным рисунком тюменских ковров были цветы на темном фоне. В золотошвейном деле, которое существовало в Сибири в некоторых монастырях и городах (Тобольске, Тюмени и других), растительный плотный узор был в основе всего искусства. В гончарных изделиях также встречалась резьба в сочетании с поливой и роспись. В расписных прялках, которые, как известно, изготавливали в местах их использования, преобладали растительные мотивы.

Вновь обращаясь к орнаменту, отметим ряд выводов, сделанных исследовательницей на материале преимущественно западносибирского региона. Не менее распространен был геометрический узор. Он известен в ткачестве: брань, пестрядь. Геометрический орнамент часто встречается в деревянной резьбе на предметах быта. Наиболее частыми геометрическими изображениями были круги, вихревые розетки, ромбы. Геометрический орнамент в кружевах в Шадринском округе называли сеткой, звездой, змейкой, огурчиком. В плетеных поясах часто встречаются буквы, знаки свастики. Можно сказать, таким образом, что и геометрический, и растительный узоры встречались одинаково часто в Сибири. Обычно узор плотно заполнял всю поверхность. Например, скатерти так плотно заполнялись тканым узором, что производили впечатление ковра. Поэтому часто тюменские скатерти называли коврами-настольниками13.

Об укоренении культурных традиций насельников пришедших в Западную Сибирь из районов Русского Севера, свидетельствуют исследования культуры и быта старожилов одного из уездов региона, административный статус которого в ХХ в. несколько раз меняется - Касьминских чалдонов.

Приведем мнение В.М.Кимеева: Типично чалдонским домом до конца XIX в. считалась изба-связь, сохранившая северорусскую традицию изба да клеть, а промеж ими сени. Срубы в таком доме соединялись за счет выпуска продольных бревен, примыкающих к торцам второй клети, образуя небольшие сени в 2-3 метра шириной и длиной на всю ширину сруба. Очень редко рубился дом-связь с цельными венцами, в которых врубались две внутренние стены сеней. Иногда сени делались сквозными, с двумя входами, но чаще с одним входом и окном напротив входной двери. Здесь в долгие зимние вечера ткали и выполняли другую домашнюю работу. Первоначальная двускатная самцовая крыша сменилась в конце XIX в. в таких домах на четырехскатную вальмовую стропильную с большими свесами. Северорусской традицией можно считать наличие в домах-связях подклета из 2-3 венцов, вход в который оформлялся голбцом14.

В.М. Кимеев подчеркивает и отличия в отношении чалдонов к декоративному убранству своего жилища. Внешний вид домов сибирских чалдонов вплоть до начала XX в. не отличался изысканностью декора. Чаще всего оформляли передний конец охлупня, нижние концы куриц, придавая им форму головы коня или птицы стилизованной формы. Городковым орнаментом из зубцов, квадратиков, столбиков или более поздней трехгранно-выемчатой долбленой резьбой с солярными мотивами круга и полукруга украшалась верхняя карнизная доска окон крестьянских изб. Вся долблено-резная работа проводилась с помощью долота и коловорота. Первоначальные окна с одной ставней из цельной или составной доски к начале XX в. сменяются двухстворчатыми филенчатыми. Ставни распространяются только в начале XX в.

С появлением пропильной резьбы в начала XX в., под влиянием городских архитектурных форм стиля барокко, силуэты подшивных карнизов, резные узоры, заполняющие свободные плоскости верхней и нижней досок наличника, завершения косяков становятся все изысканнее. Кимеев пишет, что до сих пор в с. Брюханово сохраняются дома с квадратными или прямоугольными подкарнизными досками с навершиями в виде кудрей волют или в виде треугольного выступа. Подкарнизные доски все чаще украшаются накладной резьбой с растительным орнаментом, зооморфными и реалистичными изображениями птиц, с узором в виде трех колокольцев или кистей, соединенных полумесяцами.

Интересно описание внутреннего убранства чалдонского дома. которое приводит исследователь15: В горнице ставили печь-голландку, топившуюся из сеней, или чугунную круглую печь. В одном из углов стояла за занавеской роскошная высокая деревянная кровать, посреди круглый стол, по моде, со стульями, в красном углу ставился стол-угловик, а в углу у порога многочисленные сундуки с добром. У стены против входа стоял комод или шкаф-горка для покупной фаянсовой и фарфоровой посуды. Стол в горнице у чалдонов всегда покрывался двумя скатертями домотканой и поверх нее гарусной ажурной скатертью повелею. По стенам на вбитых колышках развешивались вышитые полотенца, лубочные картинки, зеркала и фотографии в деревянных резных рамах. Пол был застлан большим количеством домотканых широких половиков дорожек, прибитых к нему гвоздями. Сверху все это накрывалось кусками дерюги. Окна не занавешивались, подоконник уставлялся цветочными горшками. Под окнами вдоль стен врубались лавки.

Для нас представляет, особую роль ценность приводимой Кимеевым материал, об отличиях старожильческой и переселенческий культурно-бытовой традиции. Он пишет об одном из домов зажиточного переселенца: Двор крестьянина огорожен жердями. Из сеней дома попадаешь в избу, из избы в горницу (дом пятистенный). В горнице двери, окна и косяки выкрашены масляной краской, особенно расписана дверь. Чего там только не нарисовано! (черные львы, красные птицы, голубые деревья, кавалеры в фуражках). В переднем углу на божничке образа, перед ними желтого воска свечи. По стене направо и налево лубочные картинки. В простенке между окнами зеркало в деревянной рамке, над ним полотенце. В переднем углу перед образами простой деревянный стол, на нем льняная скатерть. Налево, в углу, кровать под ситцевым пологом с периной. Покрыта кровать ситцевым одеялом, здесь же 4 подушки. Налево от входа русская печь, направо в углу ящик ирбитской работы, над ящиком на стене шкаф с посудой. У стены налево и направо под окнами лавки. Пол и лавки выскоблены, стены выбелены. Росписи делает странствующий маляр. В селе домов 200, дома как большинство в Кузнецком округе лачужки, крытые драньем, без заборов, дворы огораживаются жердями или частоколом16.

1 Заварихин С.П. Ворота в Сибирь. М.: Искусство (серия "Дороги к прекрасному"). 1981. С.12-13. [вернуться]
2 Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири в XVII-XVIII вв. Новосибирск, 1968. С.32-42. [вернуться]
3 Копылов А.Н. Указ.соч. [вернуться]
4 Копылов А.Н. Культура русского населения Сибири в XVII-XVIII вв. Новосибирск, 1968. С.32-42. [вернуться]
5 Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. Ново-сибирск, 1989. С.10-20. [вернуться]
6 Русакова Л.М. Указ. соч. [вернуться]
7 Витовтова Г.И. Художественные промыслы русского населения Западной Сибири XIX в. // Культурное наследие Сибири. / Сборник научных статей. Барнаул, 1994. С.57-66 [вернуться]
8 Витовтова Г.И. Указ.соч. С. 57. [вернуться]
9 Витовтова Г.И. Указ. соч. С.61-62. [вернуться]
10 Беляева Г.Г. Традиционная культура и формы ее художественного воплощения //Локальные культурно-исторические исследования, Теория и практика. Омск, 1998. С. 67-82. [вернуться]
11 Беляева Г.Г. Указ. соч. С. 71. [вернуться]
12 Витовтова Г.И. Указ.соч. [вернуться]
13 Витовтова Г.И. Указ.соч. [вернуться]
14 Кимеев В.М. Касьминские чалдоны. Быт культура русских старожилов Касьминской во-лости. Кемерово, 1997. С.52-59. [вернуться]
15 Кимеев В.М. Указ.соч. С.56-58. [вернуться]
16 Кимеев В.М. Указ. соч. С.52-59. [вернуться]