Младенец, или Вечное Дитя

Инфантильный герой, в поведении которого резко выявлены черты ребенка: беззащитность, безответственность, неумелость, наивность, неприспособленность к жизни, зависимость в сочетании с безрассудством, романтизмом, эмоциональностью и т. д. Любимый герой всех романтиков и детской литературы.

Такой герой никогда не становится взрослым. Он либо никогда не взрослеет (как вечно юный бог, Питер Пэн и другие герои многих детских книжек), либо и во взрослом состоянии продолжает оставаться ребенком (Карлсон, Паганель). Он же — этакий вечный Страдалец или Золушка, противоположность Герою, жизнь которого подчинена борьбе.

Он живет фантазиями, мечтами, прожектами, но решительные действия, движение к цели — не его стихия. Действует он только для обеспечения сиюминутных потребностей, да и то с массой несуразностей, бестолково. Он не отличает причин субъективных от объективных, но при этом все время стремится расширить границы, презирает любые ограничения.. Как это свойственно подросткам, требует все права, но никогда не берет на себя ответственность.

Сама жизнь воспринимается им как некие рамки, которые, так или иначе, нужно непременно сломать. А любимая форма самовыражения — «я бедный, непонятый, непризнанный» и т. п. Все время хорохорится, но в то же время требует жалости к себе. То есть типичный герой-ребенок или — в качестве взрослого, — комедийный персонаж (например, Треплев из чеховской «Чайки»).

Это любимые герои Ч. Чаплина и Г. Данелии («Осенний марафон», «Мимино», актеры из фильма«Кин-Дза-Дза»). Это Шурик из фильмов Л. Гайдая.

В документалистике этот персонаж проявляется в герое фильма «Тот, кто с песней», «Кевин Кейн в стране большевиков» и других лентах В. Тарика.