Мистический дух

Персонаж, контролирующий все действия героя и руководящий им. Будет он «добрым» или «злым», «высоким» или «низким» — не имеет значения. Причем «духу» не обязательно «вселяться» в героя. Важно, что он получает возможность руководить всеми его действиями без всякой критики. Такими «духами» становятся Серый Волк, спасающий Ивана-царевича, Конек-горбунок, Сивка-Бурка, всяческие Джины, Волшебники и Кудесники. Наконец — Вергилий, ведущий Данте по кругам ада и рая, мудрые Отцы, Матери, Деды, Старейшины и прочие мудрецы, наставляющие героя на путь истинный. А также то, что правит всеми святыми всех религий.

Другой полюс этой же силы — Мефистофель для Фауста, Баба Яга, Злая (Кривая) Судьба, одержимость бесами. Сюда же попадут Неправедные судьи, инфернальные Черные Рыцари, Великий Инквизитор, всякие Чужие, в том числе из одноименных фильмов, и прочие подобные персонажи.

Впрочем, «дух» этот сам по себе может быть и нейтральным, как, например, тот, что снисходит на оракулов. Важно то, что человек теряет контроль над своими действиями и подчиняется воле захватившего над ним власть существа — читай, идеи.

При работе с неигровым материалом «материализовать» на экране такого персонажа сложно. Чаше он просто упоминается в качестве идеи фикс, наставника или учителя, «задавшего» направление действий героя сюжета. Или некой структуры, «инфернального» антагониста, с которыми герой вышел «на тропу войны». Этот «дух» движет большинством персонажей из разряда «чудиков», «одержимых идеей», «подвижников» и им подобных — теми, кто во что бы то ни стало, даже ценой собственного благополучия (а то и жизни), добивается чего-то, будь это озеленение своего двора, внедрение новой технологии или мир во всем мире, — сам по себе масштаб тут значения не имеет. Это не значит, что любое подобное действие подразумевает наличие такого «персонажа». На него, скорее, указывает одержимость «зависимого» героя некой идеей.

Наличие «духа» может усилить комизм или трагизм сюжета. Но лучше избегать упоминания о нем в авторском тексте. Место ему — в синхронах и действиях персонажей.