ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особая актуальность философского анализа современных биологических знаний, вызванная чрезвычайно большим потенциальным влиянием её разработок на развитие общества и человека ещё долго будет вызывать необходимость их философского осмысления. Биологические знания выходят на новый, качественно иной уровень, который позволит человеку, не только постигать закономерности жизнедеятельности окружающих организмов и самого человека, но и существенно влиять на ход их развития, конструировать и изменять их свойства и функции по собственному усмотрению. Данные возможности потенциально несут большую угрозу естественному ходу эволюции живых организмов на планете Земля и дальносрочные последствия применения таких знаний достаточно сложно предсказуемы. Всё это требует постоянного проговаривания и общественной дискуссии на предмет важности и серьёзности возможных последствий, воспитания в людях понимания всей глубины ответственности за возможное применение той силы, которая оказывается у них в руках, благодаря такому развитию научного знания.

В данной работе мы рассмотрели самые общие основания биологической науки, которые важно знать любому грамотному человеку.

В первой главе нами были рассмотрены основные критерии отличия живой и неживой материи, показано, что данная тематика до сих пор, является весьма дискуссионной, и имеет ряд своих сложностей, к которым относится проблематичность строгого отнесения некоторых явлений, например, вирусов, к одной из представленных категорий.

Так же в первой главе нами были рассмотрены основные теории происхождения жизни, такие как креационизм, концепция самопроизвольного зарождения жизни, концепция панспермии, концепция случайного однократного зарождения жизни и другие. Рассмотрение данных теорий помогает проследить истоки современных концепций и понять логику развития биологического знания.

Кроме того, в третьем пункте второй главы нами были рассмотрены мировоззренческо-методологические основания современной биологии, согласно которым биологическая наука в своём стремлении к познанию всегда отталкивалась от стихийно материалистических и гностических позиций, т.е. рассматривала мир, как существующий объективно и независимо от сознания исследователя, мир как явление, которое подчинено своим внутренним законам, и законы эти могут быть познаны методами науки и силами человека.

Во второй главе была рассмотрена специфика биологического познания какового, заключающаяся в особенностях объекта её изучения, многоуровневой взаимосвязанной иерархичности организации данного объекта, которая приводит к разделению и структурированию самого биологического знания.

Далее во второй главе были подробно освещены методы, уровни и формы биологического познания, приведена подробная структура областей знания о живой материи, и основные вопросы и проблемы каждой из рассмотренных областей.

В последнем пункте второй главы проделана работа по анализу этических проблем современной биологии. В основном данные проблемы возникают на стезе опытного применения полученных биологией знаний, т.е. в медицинской практике. Они рассматривают ответственность врача перед пациентом основанную на признании экзистенциальной свободы и автономности пациента, его возможности самому принимать решения об использовании тех или иных методик в своём лечении даже без глубокого профессионального понимания их содержания. Данные этические проблемы невозможно понять не рассматривая их в контексте общего развития гуманитарных знаний, культурологической и правовой основы западного общества.

В заключение можно сказать, что в связи с дальнейшим развитием, как самой биологии, так и гуманистического и правового мировоззрения западного общества человечеству ещё предстоит встать перед решением многих и многих философско-этических вопросов, и скорее всего, острота этих вопросов, в процессе извлечения всё новых практических возможностей из биологического знания, существенно возрастёт. Однако и сейчас уже важно подробно изучать эту тему поднимать общественную дискуссию, направленную на осмысление философских и нравственных проблем биологического знания.