Повреждения, возникающие в кабине автомобиля

 

 

Условия, при которых возникают повреждения у водителей и пассажиров в машине, самые различные. Чаще они получают травму в момент всевозможных автодорожных происшествий – при столкновении автомобилей между собой и другими видами транспортных средств, при ударах автомобиля о неподвижные придорожные предметы, при падениях автомобилей в кювет, с насыпи, моста. При травме в кабине автомобиля, как правило, получают повреждения или погибают несколько лиц, находившихся в кабине. Возникающие повреждения отличаются своей тяжестью, часто приводят к летальному исходу на месте происшествия, весьма разнообразны по своему характеру и локализации.[21]

 

Возникновение повреждений у водителей и пассажиров кабин во время столкновения автомобилей между собой, с другими видами транспорта и неподвижными предметами объясняется явлением инерции. Когда автомобиль приходит в движение, люди, сидящие в его кабине, отклоняются назад, и это отклонение тем больше, чем быстрее переход автомобиля из состояния покоя в движение. При замедлении движения автомобиля или при внезапной его остановке находящиеся в кабине лица наклоняются вперед соответственно ходу движения машины.

 

Резкая и внезапная остановка машины приводит не только к наклонению тела, но нередко и к выбрасыванию его вперед. При этом различные участки передней поверхности тела водителя и пассажира (голова, грудь, нижние конечности) ударяются о расположенные спереди части и механизмы кабины автомобиля – о щиток приборов управления, потолок, рулевое колесо, ветровое стекло. [22]

 

На локализацию и характер повреждений оказывают влияние расположение, плотность и форма различных частей кабины, скорость движения машины, масса и положение тела пострадавшего и другие факторы. Чем больше скорость движения машины и внезапнее остановка, тем выше сила инерции, а, следовательно, и сила удара тела человека о части кабины.

 

Характеристика повреждений. Повреждения мягких тканей у водителей и пассажиров в кабине, как правило, располагаются на голове, передней поверхности лица, туловища и нижних конечностей, реже – на боковых (на левой стороне у водителя; на правой – у пассажира) и крайне редко – на задней поверхности тела.

 

Повреждения головы и лица возникают от удара о руль, ветровое стекло и его раму, панель щитка приборов управления, стойки и другие части кабины. При ударе о ветровое стекло или стекло дверц, вследствие их повреждения на лице и голове возникают многочисленные резаные раны различной формы, величины и глубины, иногда в сочетании с обширными скальпированными ранами волосистой части головы. Они располагаются на наиболее выступающих частях лица – на лбу, в области надбровных дуг, на носу, губах, подбородке и реже на щеках. В глубине резанных и скальпированных ран, как правило, обнаруживаются осколки разбитых стекол. У пассажиров кабины иногда в результате удара о панель щитка приборов управления на передней поверхности шеи возникают ссадины и кровоподтеки, сопровождающиеся кровоизлияниями в глубокие мягкие ткани, переломами хрящей, подъязычной кости и повреждениями органов шеи. Повреждения мягких тканей грудной клетки у пассажиров возникают значительно реже, чем у водителей.

 

У водителей и пассажиров кабины почти одинаково часто наблюдаются повреждения мягких тканей передних поверхностей коленных суставов или верхней трети голеней, образующихся вследствие удара о щиток приборов управления. Они проявляются в виде поперечно расположенных ссадин, чаще линейной формы, иногда с кровоподтеком вокруг, или реже в виде ушибленных разной формы и размеров.

 

 

Некоторые особенности судебно-медицинской экспертизы при расследовании автотранспортных происшествий.

 

Вопросы, разрешаемые экспертом, можно разделить на две группы. Первую группу составляют те вопросы, которые обычно возникают во всех случаях насильственной смерти. Сюда относятся вопросы обо всех повреждениях и болезненных изменениях, обнаруженных на трупе; о причине смерти; о том, как давно она наступила; мог ли пострадавший двигаться после получения повреждений; прижизненно или посмертного происхождения повреждения и ряд других вопросов. Вторую группу составляют специфические вопросы, характерные для автомобильной травмы. Содержание их в каждом случае зависит от вида происшествия и от того, кто оказался жертвой этого происшествия.

 

При автотранспортных происшествиях возникает необходимость проведения судебно-медицинской экспертизы трех категорий пострадавших: пешехода, пассажира и водителя автомашины. При этом эксперту приходится: устанавливать наличие автомобильной травмы, определять механизм возникновения повреждений, устанавливать вид автомобильной травмы.[24]

 

Определение механизма образования повреждений и вида автомобильной травмы включает в себя решение следующих вопросов:

 

1. Каков механизм и последовательность образования повреждений?

 

2. Характерны ли повреждения для определенного вида автомобильной травмы (удара, переезда, травмы в кабине и т.п.)?

 

3. Имел ли место удар движущейся автомашиной?

 

4. Какой частью автомашины нанесен удар?

 

5. На какой высоте от земли и в каком направлении нанесен удар?

 

6. Имел ли место переезд колесом машины, какого его направление?

 

7. Передними или задними колесами автомашины совершен переезд?

 

8. Сколько раз тело подвергалось переезду?

 

9. Имеются ли на трупе отпечатки каких-либо частей автомашины?

 

10. В каком положении находился пострадавший по отношению к автомашине в момент травмы?

 

11. Было ли волочение (скольжение) жертвы, его направление?

 

При автоаварии следствию важно знать, не было ли у участников происшествия такого состояния организма, которое прямо или косвенно могло способствовать созданию аварийной обстановки. Решение этого вопроса также входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта.[25]

 

Одним из условий дачи полноценного заключения является ознакомление эксперта с обстоятельствами происшествия. Поэтому следователь в описательной части постановления о назначении экспертизы должен подробно их изложить. Кроме того, он должен поставить перед экспертом вопросы, интересующие следствие.[26] Заключения судебно-медицинских экспертов станут полноценными, научно обоснованными только тогда, когда эксперты получат возможность своевременно знакомиться с обстоятельствами происшествия, осматривать место происшествия и машину, совершившую наезд, знакомиться с показаниями очевидцев, а иногда и участвовать в их допросах.

 

Внутреннее исследование трупа. Наиболее приемлемым методом внутреннего исследования трупов является комплексный метод извлечения и осмотра органов, при котором после удаления грудины с реберными хрящами в первом комплексе извлекают во взаимной связи все органы шеи и груди и частично брюшной полости (печень с желчным пузырем, селезенка с двенадцатиперстной кишкой и поджелудочная железа), а во втором комплексе – почки с надпочечниками и органы малого таза. Тонкий и толстый кишечник (без прямой кишки) удаляют предварительно и исследуют отдельно. Состояние мягких покровов шеи, груди и живота, петель кишок, брыжейки и брюшной полости, грудной полости, сердечной сорочки, а также диафрагмы устанавливается до извлечения органов.[28] После извлечения органов исследуют реберную плевру, межреберные мышцы, ребра, позвоночник, пояснично-крестцовые мышцы, кости таза, мягкие ткани спины и конечностей, и, наконец, трубчатые кости и суставы.

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Актуальные вопросы судебно-медицинской экспертизы автомобильной травмы, Пермь, 1977.

 

2. Актуальные вопросы судебно-медицинской травматологии: сборник научных трудов, Ленинград: ЛГСМИ, 1987.

 

3. А.А. Матышев Распознавание основных видов автомобильной травмы, ''Медицина'', Ленинградское отделение, 1976.

 

4. А.Р. Рахимов, В.Ф. Смирнов Некоторые вопросы судебно-медицинской экспертизы несмертельной автомобильной травмы, Ташкент: ''Медицина', 1976.

 

5. А.А. Солохин Судебно-медицинская экспертиза в случаях автомобильной травмы, Москва: ''Медицина'', 1968. – С.37

 

6. В.К. Стешиц Судебно-медицинская экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях, Минск: ''Беларусь'', 1976