Развитие науки. Понятие научной революции

Проблема развития научного знания — третья основная тема, которая обсуждается в рамках современной философии науки.

К. Поппер напрямую связывает развитие науки с ее крити­ческим характером. Ученый, создавая теорию, уже имеет уста­новку на поиск фактов, ее опровергающих. Конечно, ни одна теория не опровергается одним единственным эмпирическим фактом, но рано или поздно любая научная теория вытесняется другой, более успешной с точки зрения объяснения эмпири­ческих данных. Новая теория, в свою очередь, подвергается проверкам и со временем опровергается. Таким образом, раз­витие науки идет через опровержение и смену теорий и пред­ставляет собой непрерывный процесс пересмотра знаний.

По мысли Т. Куна, развитие науки есть революционный процесс смены парадигм или дисциплинарных матриц. Т. Кун выделяет два этапа развития науки: период нормальной науки и период кризиса. Нормальная наука — это развитие научно­го знания в рамках определенной парадигмы. В это время про­исходит накопление эмпирических данных, которые находят приемлемую интерпретацию с помощью привычных средств.

Постепенно у представителей научного сообщества накап­ливаются сомнения в ясности и адекватности методов, теоре­тических положений и принципов, поскольку появляются все новые эмпирические данные, которые не поддаются объясне­нию и даже напрямую противоречат устоявшимся научным по­ложениям. В результате этого начинают складываться новые методики, которые позволяют лучше объяснить известные факты и предсказать новые. Как результат — научное сообще­ство отказывается от прежней парадигмы и формирует новую. Этот момент смены парадигм Т. Кун называет кризисом в на­уке. Выбор в пользу новой парадигмы осуществляется как на рациональных, так и на нерациональных основаниях. Большая часть членов научного сообщества должна верить, что новая парадигма предлагает лучшие средства решения научных за­дач. Однако эта вера, по мнению Т. Куна, все же опирается на некоторые рациональные основания, заложенные в логике на­учного исследования.

Интерпретация процесса развития науки в концепции И. Лакатоса является очень близкой к позиции Т. Куна. Развитие науки происходит через смену научно-исследовательских про­грамм. И. Лакатос выделяет два этапа развития научно-иссле­довательской программы: прогресс и регресс, граница этих стадий — «пункт насыщения». Научное сообщество всякий раз совершает выбор в пользу более прогрессивной исследователь­ской программы, которая не просто задним числом объясняет, но предсказывает ранее не известные факты. Таким образом, выбор делается в пользу более эвристичной научно-исследо­вательской программы, которая постепенно вытесняет преды­дущую и со временем разделяется всем научным сообществом.

Процесс смены научно-исследовательских программ назы­вается научной революцией. По мнению И. Лакатоса, история развития науки полностью описывается схемой борьбы кон­курирующих исследовательских программ. И. Лакатос разли­чает внутреннюю и внешнюю историю развития науки. Внут­ренняя история науки представляет собой смену идей и методологий, движение которых и составляет собственное со­держание науки. Внешняя история науки — это те факторы научного исследования, которые связаны с отдельными лич­ностями и формами организации науки, т.е. не столько со зна­нием, сколько с деятельностью ученых. Внешняя история на­уки имеет второстепенное значение. Рассматривая процесс развития науки, следует апеллировать к внутренней логике развития самого научного знания.

По мнению И. Лакатоса, произошло три научных револю­ции, результатом которых стала последовательная смена индуктивизма, конвенционализма, фальсификационизма и мето­дологии исследовательских программ

Если Т. Кун и И. Лакатос рассматривают процесс развития науки как единство рациональных и иррациональных момен­тов, то П. Фейерабенд полностью его иррационализирует. П. Фейерабенд исходит из положения, что одновременно су­ществует множество равноправных типов знания, а внутри науки — множество равноправных теорий. Развитие науки осуществляется за счет конкуренции различных теорий. П. Фей­ерабенд выдвигает принцип пролиферации (размножения) тео­рий. Поскольку ни одна теория не может быть опровергнута фактом, то для ее опровержения необходимо появление другой теории. Поэтому ученые должны стремиться к созданию как можно большего количества альтернативных теорий. Теории соперничают друг с другом, что способствует уточнению их ис­ходных принципов, взаимной критике и, в конце концов, разви­тию науки. По мнению П. Фейерабенда, несравнимы не только теории, сформулированные в разных парадигмах, но и вообще две любые теории. Каждая из них имеет собственный набор по­стулатов, отличающийся от исходных оснований других тео­рий. Именно поэтому сравнить теории на рациональной основе невозможно. Таким образом, П. Фейерабенд делает крайний вывод о несоизмеримости научных концепций ни в плане эмпи­рического базиса, ни в плане теоретических постулатов и ло­гико-методологических норм. Процесс развития науки в его понимании становится полностью иррациональным и не опре­деляется никакой внутренней логикой развития знания.