Г Образование формы родительного падежа единственного числа существительных. Дидактическая игра «Листья»
- Посмотрите, какие листья у деревьев. Давайте попробуем догадаться, какому дереву принадлежит каждый из этих листьев.
— Какие листья у ели и сосны? (Иголки.)
— Иголки у ели и сосны одинаковые или отличаются? (У сосны иголки длинные, темно-зеленые, ау ели — короткие, ярко-зеленого цвета.)
— Что еще растет на ели и сосне, кроме иголок? (Шишки.)
— Шишки у ели и сосны одинаковые? (Нет. У сосны шишка маленькая, темно-коричневая, круглая, а у ели — большая, продолговатая, светло-коричневая.) Покажите, где еловая шишка, а где — сосновая.
Л Формирование представлений об сезонных изменениях деревьев. Формирование понятия«листопад»
—Мы говорили, что на деревьях есть листья. Посмотрите в окно, на деревья, и вы не увидите никаких листьев Ветки у деревьев голые. Где же листочки?
— Когда опадают листья с деревьев? (Осенью.)
— Когда появляются новые молодые листочки? (Весной.)
— Какие листочки весной? (Маленькие, ярко-зеленые, клейкие.)
— Какие листья летом? А осенью?
— Когда осенью с деревьев опадают листья, это называется ЛИСТОПАД.
— Послушайте, как получается это слово: ЛИСТЬЯ + ПАДАЮТ = ЛИСТОПАД
— С сосны и ели иголки тоже опадают?
— Почему говорят, что ель зимой и летом — одним цветом?
Г Образование формы множественного числа существительных
ВЕТКА —ВЕТКИ СУК —СУЧЬЯ КОРЕНЬ —КОРНИ
СТВОЛ—... ЛИСТ—... ИВА—...
КЛЕН—... ОСИНА—... СОСНА—...
ДУБ—... БЕРЕЗА—... ЕЛЬ—...
ЛИПА—... ТОПОЛЬ — ... РЯБИНА— ... и т. д.