Объект № 15: Сверхмощный радиовещательный центр в г.Куйбышеве. Введен в эксплуатацию летом 1942 год.

Участок под строительство был выделен возле села Ново-Семейкино Красноярского района. 105 Га земли были изъяты у колхоза "Пробуждение" и переданы под строительство объекта.

17 ноября 1942 года готовая радиостанция была предъявлена к сдаче Государственной комиссии, однако произошла трагедия – 18 ноября 1942 года тяжелый четырехмоторный транспортный самолет ТБ-3, выполняя посадку на один из перебазированных под Куйбышев аэродромов, в условиях сплошного тумана врезался в одну из башен и сбил ее. Весь экипаж погиб, в память об этом в основании башни спустя многие годы была установлена мраморная плита и деревянный крест. Фактически передатчик работал, начиная с лета 1942 года, поэтому мы с полным правом можем говорить, что куйбышевский радиоцентр был единственным центром такой большой мощности в Советском Союзе, который мог работать в то время.

Станция отработала больше 60 лет.

 

3. Прарв

 

4. Самолёт ИЛ-2 с номером 1872932 был обнаружен осенью 1970 года в болотах Мурманской области вблизи станции Алакуртти, доставлен в Куйбышев на авиационный завод, где старые рабочие по памяти собрали и отремонтировали корпус, вооружение и другие детали.

 

5. Ллл

 

6. Этнографическая экспозиция в музее П.В. Алабина, в которой отражены обряды и традиции русских, татар, мордвы называется «Четыре стола: жизненный круг Поволжья».

 

7. Среди множества знаменитых людей, когда-то побывавших в Красноярске, есть имя - Фритьофа Нансена. Прославленный норвежский полярник, легендарный исследователь Арктики, учёный, нобелевский лауреат и, добавим, человек, крайне увлечённый спортом. В Красноярске он провёл пять дней. Случилось это в сентябре 1913 года. Память об историческом визите увековечена мемориальной доской на фасаде особняка, принадлежавшего красноярскому купцу Гадалову, в котором и гостил известный всему миру норвежец.

 

В 1921 году Фритьоф Нансен ездит по миру и уговаривает помочь Советской России, точнее, людям, умирающим от голода в Поволжье. Его тут же называют «большевиком». А это было похуже, чем нынче – «террористом». Но Нансен не боится. Он сам отправляется в Самару, чтобы убедиться, что хлеб доходит до голодающих. В 1921 году по поручению Международного Красного креста создал комитет «Помощь Нансена» для спасения голодающих Поволжья. В следующем году стал верховным комиссаром по делам беженцев и учредил Нансеновское паспортное бюро.

Знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен, прибывший в Самару для ознакомления с положением Поволжья в связи с голодом, посетил воспитанников детского дома №3 (Его статью «Страна юности» с впечатлениями от поездки самарская газета «Коммуна» опубликовала 17 февраля 1923 года).

В Самаре хотят поставить ему памятник на площади перед железнодорожным вокзалом (на месте снесенного старого здания).

 

8. На первой очереди самарской набережной между улицами Некрасовской и Венцека 7 декабря 2012 г. открыли скульптурную композицию, посвященную герою кинофильма «Белое солнце пустыни» товарищу Сухову. Инициатором установки скульптуры «Товарищ Сухов» стало Самарское отделение общенациональной программы «В кругу семьи». Создал новую достопримечательность скульптор Константин Чернявский, который также является автором памятника Петру и Февронии, установленного на площади Славы.

 

9. Памятник П.В. Алабину из черного мрамора установлен в 1897 году на территории кладбища Иверского женского монастыря. Памятник состоит из двух прямоугольных массивных блоков общей высотой 3 м. Завершение памятника в верхней части – мальтийский крест. Памятник стоит на подставке из розового гранита. На лицевой стороне памятника вверху выбиты крест и текст: «Петр Владимирович Алабин, действительный статский советник, воин и летописец 4-х войн 1879, 1853, 1877, 1878».

Алабин Петр Владимирович (1824-1896) – русский общественный деятель, публицист второй половины XIX века, видный самарский деятель (1866-1896), гласный думы и самарский градоначальник (1885-1896), первый историк города Самары и края. В русско-турецкую войну 1877-1878гг. и накануне Алабин был активным сторонником русско-болгарской дружбы. Он был представителем Русского Красного Креста в Болгарии, заведовал госпиталями. После освобождения от османов Софии стал градоначальником болгарской столицы. Он организовал помощь пострадавшему населению, был основателем Софийской публичной библиотеки, автором проекта памятника-обелиска болгарскому революционеру В. Левскому. Именно Алабин вручил 6 мая 1877 года болгарским дружинам Самарское знамя.

На территории Иверского монастыря были погребены некоторые члены семьи Алабиных. Сегодня, из семейного захоронения "сохранилась" лишь могила самого П.В. Алабина и его жены.

 

10. Этот знаменитый дуб растёт в парке им. Гагарина. Он является деревом-долгожителем, по всем документам – памятник природы.8 лет назад дуб-долгожитель внесли в реестр памятников Самары. Возраст дуба определяют по диаметру его ствола. У этого дерева он достигает более 4 метров. Если верить экспертам, ему более 300 лет.

 

11. К 1 января 1942 года в область прибыло оборудование с ряда предприятий Украины, Белоруссии, из Москвы, Одессы, Ленинграда и других. Не было помещений, не хватало топлива, электроэнергии, сырья, рабочей силы. Оборудование выгружалось на открытые площадки и монтировалось вместе со строительством корпусов. В дождь и слякоть, а затем и в мороз развертывались десятки предприятий. Из них 40 разместилось в Самаре, где возникли новые районы.

Во время Великой Отечественной войны в июле — октябре 1941 года в Куйбышев были эвакуированы ряд предприятий из западных регионов России. За годы войны на куйбышевских авиационных заводах № 1 и № 18 выпущено около 28 тысяч штурмовиков Ил-2 — свыше 80 % от их общего количества.

Осенью 1941 года на Безымянке начинали производство боевых самолетов Рационных завода - Воронежский и Московский (ныне Самарский авиационный завод), а моторы АМ-38 им должен был поставлять также эвакуированный из Москвы завод имени М. В. Фрунзе (ныне Самарское моторостроительное производственное объединение имени М. В. Фрунзе). Недалеко от Волги, в Линдовом городке в первые месяцы войны обживали свою новую площадку рабочие 1-го Московского подшипникового завода.

. Самарские самолетостроители изготовили и отправили на фронт самолетов-штурмовиков - 36163. К концу войны из цехов авиационного завода вышло еще 4996 "летающих крепостей" - так летчики окрестили тогда усовершенствованный, более мощный штурмовик Ил-10, наводивший на противника панический ужас.

Знаменательным для моторостроительного завода имени М. В. Фрунзе (поставлявшего моторы для Ил-2), стал май 1942 года: в этом месяце они собрали моторов больше, чем на московской площадке до эвакуации.

Если завод имени М. В. Фрунзе делал моторы, то с завода аэродромного оборудования, перебазировавшегося с Украины, авиационные предприятия получали узлы крепления пушек, блочные держатели для подвески бомб, пулеметные установки. Рабочие и инженеры "Металлиста" готовили вооружение - скорострельные пулеметы ШКАС, установки турельные, синхронные, крыльевые. 9 ГПЗ, организовав на новом месте производство, снабжал авиастроителей подшипниками. Без этого, как и без мотора, штурмовик не мог подняться в небо войны.

Заводские ремонтные бригады помогали восстанавливать боевую технику непопосредственно в боевых частях, там, где базировались и поднимались в небо самарские штурмовики. От Сталинграда до фашистского логова прошла авиационными частями бригада, которую возглавлял Константин Федорович Борташевич. Она восстановила и вернула в строй около 400 самолетов. 465 восстановленных машин было на счету бригады Ивана Ивановича Матвеева. Мастер Павел Николаевич Фролов отремонтировал 25 машин. Одну из них в январе 1943 года под Ржевом он восстанавливал под огнем противника. Вот как переплелись судьбы рабочих и воинов.

Трудно начинали подшипниковцы свое производство: подшипник - деталь сложная, ответственная. Осваивая выпуск подшипников, рабочие одновременно выпускали минометы, снаряды, гильзы, гранаты и литье. На счету заводского коллектива - 70 тысяч минометов, 500 тыс. снарядов и гильз к ним, 2,5 миллиона гранат...

18 марта 1942 года заводчане дали первый подшипник для танков. А до конца войны завод поставил танкостроителям 2 миллиона подшипников, что обеспечило ежегодное комплектование 30 тысяч танков Т-34 и ИС. Получали продукцию 9 ГПЗ и авиастроители.

Недалеко от Волги, в Линдовом городке обжил свою новую площадку бывший 1 Московский подшипниковый завод, ставший Самарским 4 государственным подшипниковым заводом (4 ГПЗ). В ноябре 1941 года завод выпустил первые 3 тысячи подшипников. В декабре - 59 тысяч штук. А в 1942 году - уже 10 миллионов 703,5 тысячи, в 1943 - 13 миллионов 506,5 тысячи штук. И дальше - по восходящей. Нужды обороны удовлетворялись полностью. Коллектив завода завоевал на вечное хранение переходящее Красное знамя ГКО.

ГКО поручил освоить выпуск в кратчайший срок реактивных снарядов для реактивной артиллерии - знаменитых "катюш".

Трудно начинали подшипниковцы свое производство: подшипник - деталь сложная, ответственная. Осваивая выпуск подшипников, рабочие одновременно выпускали минометы, снаряды, гильзы, гранаты и литье. На счету заводского коллектива - 70 тысяч минометов, 500 тыс. снарядов и гильз к ним, 2,5 миллиона гранат...

Так появился на заводе новый, специализированный цех. Возглавил его Василий Зверев, а заместителем у него стал Александр Мурысев. Всего один месяц был отпущен заводу на освоение новой продукции. И через месяц фронт начал получать из Самары снаряды, которые наводили ужас на фашистов.

Пожалуй, не было ни одной крупной операции Великой Отечественной войны, в которой бы не использовалась боевая техника, созданная руками рабочих Куйбышевской области. Если в целом по СССР в годы войны валовая продукция авиационной промышленности возросла в 4 раза, то в Поволжье - в 5 раз.

Область пережила промышленную революцию и превратилась в один из крупнейших индустриальных районов страны. Родились и окрепли новые отрасли промышленности - нефтедобывающая, подшипниковая, автомобильная, газовая, авиационная, оборонная

Только летом и осенью 1941 г. были построены: самолетостроительный завод № 122, где был размещен эвакуированный из Москвы завод № 1 самолетостроительный завод № 295, где размещен эвакуированный из Воронежа завод № 24; моторостроительный завод № 337, где размещен эвакуированный из Москвы завод № 24; пять заводов, производящих вооружение для самолетов, пропеллерные винты, пневматическое оснащение самолетов