ДЕСЯТИНА

В довольно многих христианских церквах проповедуется учение о десятине. Суть его заключается в том, что Бог якобы желает, чтобы верующие отдавали Ему десятую часть своего дохода. А дальше из этого постулата, как в геометрии, выводятся различные следствия, по поводу которых между законоучителями зачастую разгораются споры: до или после уплаты налогов следует отсчитывать десятину, отделять ли её от денег, полученных в подарок или в качестве помощи, надо ли также отдавать десятую часть выращенных плодов земли, скота, птиц и рыб, когда и куда относить десятину, как её учитывать и на что тратить и т.д. Если визуально оценить гору всей литературы о десятине и кучу посвящённых ей кассет и дисков, а также записать все связанные с ней проповеди, то может показаться, что это один из главнейших вопросов христианской жизни. Однако если мы исследуем Новый Завет, то увидим, что там упоминается о десятине лишь в беседе Иисуса с фарисеями (Матф.23:23, Лук.11:42) и в начале одной главы послания к Евреям (Евр.7:2-9). Как же это так? Почему ни в Деяниях Апостолов, ни в посланиях к языческим и рассеянным по Римской империи иудейским церквам нет ни единого слова на тему десятины? Невольно приходит на ум крамольная мысль, что первые христиане, похоже, ни сном ни духом не ведали ни о какой церковной десятине. По-видимому, современным верующим следует серьёзно разобраться, соответствуют ли истине их взгляды на десятину. Для этого рассмотрим, что же написано по этому поводу в Библии.

Основополагающим текстом для учения о десятине является следующий: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Лев.27:30,32). У тех, кто прочитал предыдущую главу, мысли могут сразу пойти по накатанной дорожке: книга Левит – ритуальные предписания – предназначены исключительно для Израиля – не имеют никакого отношения к христианам. Для дополнительного подтверждения этого логически однозначного вывода можно посмотреть, для каких именно целей была нужна десятина. Об этом Бог сказал следующее: «А сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания. Так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел; потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела» (Чис.18:21,24). Как отсюда видно, израильтяне должны были отдавать десятину потомкам Левия в качестве платы за обслуживание скинии (на смену которой впоследствии пришёл Иерусалимский храм), так как в соответствии с Божьим установлением левиты не имели собственной земли для выращивания плодов или разведения скота. Таким образом, десятина являлась одной из неотъемлемых основ социально-экономического устройства Израиля и имела статус государственного закона. В Новом Завете об этом написано так: «Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев» (Евр.7:5). Итак, предписание о десятине – это одна из заповедей Моисеева закона, которую обязаны были исполнять все иудеи; десятина шла на содержание священников и левитов, которые несли службу при Божьем храме и не имели никакого другого дохода. Христиане же как освобождённые Христом из-под власти закона свободны и от соблюдения этой заповеди.

Строго говоря, христиане даже при наличии желания не могут соблюдать заповедь о десятине в соответствии с Писанием. Ведь среди них нет особого класса приближённых к Богу людей, подобных ветхозаветным священникам и левитам. В ранней Церкви не было разделения верующих на духовенство и прихожан, которое лишь позднее укоренилось в православии и католичестве. Апостолы говорили, что все христиане являются священниками (1Пет.2:5,9; Отк.1:6), поэтому неясно, кто должен был бы получать их десятины. Также у христиан нет храма, ведь ни один из церковных соборов и молитвенных домов не является храмом Бога. В истории был лишь один Божий храм, построенный в Иерусалиме для того, чтобы там пребывало имя Господа (3Цар.9:3). Только о нём Бог говорил как о месте Своего обитания: «Я живу на высоте небес и во святилище» (Ис.57:15). Но этот храм был разрушен через несколько лет после распятия Иисуса Христа, и сегодня от него осталась одна лишь Стена Плача. Новозаветным же храмом являются все христиане, как писал об этом апостол Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1Кор.3:16, см. также 1Кор.6:19, 2Кор.6:16). И у этого живого храма нет никаких специальных прислужников, так что непонятно, куда христианам следовало бы относить десятину и платой за какие труды она бы являлась.

Но самое главное и интересное заключается в другом обстоятельстве. Давайте ещё раз просмотрим исходный текст заповеди и обратим внимание на слова: «десятина из семян земли и из плодов дерева», «десятину из крупного и мелкого скота». Позвольте, а где же здесь финансы? Почему в этой заповеди ничего не сказано о деньгах, серебре, золоте, плате или прибыли? И во всём Ветхом Завете нет ни одного случая, когда десятина была бы связана с деньгами. Например, когда Неемия восстанавливал жизнь Израиля после Вавилонского плена, он дал следующее указание о десятине: «Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие» (Неем.10:37). Значит, с людей, которые занимались торговлей, ремёслами и прочими не связанными с землёй делами, десятина не взималась. Отсюда мы можем сделать вывод, что десятина не являлась чем-то вроде поголовного подоходного налога в пользу Бога, а была ритуальным посвящением Богу десятой части выращенных на израильской земле семян, плодов и животных. О ритуальном характере десятины свидетельствует и тот факт, что в законе Моисеевом есть предписания о том, чтобы израильтяне сами ели свои десятины пред Господом (Вт.12:17-18; 14:22-27). Таким образом, повеление о десятине входит в сферу ветхозаветной обрядности наряду с ранее рассмотренными нами заповедями о субботе и «нечистых» животных. Поэтому к христианам это постановление не относится, и применение слова «десятина» к деньгам, которые верующие отдают церкви, является доктринальной ошибкой.

У кого-либо может возникнуть вопрос: а откуда же тогда левиты брали одежду и другие вещи, если десятина состояла лишь из продуктов? Ответ простой – из добровольных пожертвований. Именно так была построена скиния (Исх.25:2), и в Писании упоминаются случаи, когда цари и богатые люди жертвовали деньги на храм (1Пар.29:1-8, 4Цар.12:4-12, Езд.2:68, 7:15-22, Неем.7:70-72), а иногда вводились специальные налоги (Неем.10:32). В Евангелиях тоже написано, что для храма люди приносили свои пожертвования (Мар.12:41) и платили подать (Матф.17:24-27). Так что денежные средства не входили в десятину и являлись дополнительным и в основном доброхотным приношением. И христианам лучше не называть свои даяния «десятиной» во избежание искажения здравого учения.

Некоторые толкователи утверждают, что в Новом Завете не отменена заповедь о десятине, и в качестве доказательства ссылаются на слова Иисуса: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф.23:23). Однако не так уж и трудно заметить, что это было сказано не христианам, а находившимся под властью Моисеева закона израильтянам, да ещё и до наступления новозаветного периода, начавшегося лишь после смерти и воскресения Христа, а точнее в день сошествия Святого Духа на апостолов. Поэтому приверженцам такого толкования либо недостаёт разумения, либо они попросту сознательно кривят душой.

Другие учителя говорят, что обычай отдавать Богу десятину существовал ещё у патриархов, то есть до появления Моисеева закона. Так, Авраам дал священнику Мелхиседеку десятую часть военной добычи (Быт.14:20), и его внук Иаков тоже пообещал: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28:22). Поэтому они считают, что данный обычай должны соблюдать и все новозаветные верующие, которые «суть сыны Авраама» (Гал.2:7). Однако Авраам ведь дал десятину не от своего личного имущества, а лишь из того, что захватил в сражении, причём остаток не взял себе, а отдал освобождённому им царю Содомскому. Это совершенно не похоже на практику церковной десятины, не так ли? Что же касается Иакова, то попробуйте-ка ответить, каким образом он отдал Богу десятину? Ведь тогда ещё не было скинии и её служителей. Он что, законсервировал своих овец и завещал их будущим левитам или тоже пошёл искать Мелхиседека? Конечно же нет; очевидно, Иаков просто принёс в жертву Господу десятую часть своего скота. Но почему-то сегодняшние проповедники десятины не учат верующих поступать так же, а говорят о денежных взносах в церковную кассу. Ну и нечего тогда приводить в пример поступки патриархов, не имеющие ничего общего с христианской практикой сбора финансов.

Подавляющее большинство проповедей о десятине основано на отрывке из книги пророка Малахии, стоящей в Ветхом Завете последней, то есть ближе всего к Новому Завету. Вот этот отрывок: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землёю вожделенною, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:8-12). Что ж, спору нет, это весьма выразительный и содержательный текст, и на его основе можно говорить и об ответственности перед Богом за пользование Его дарами, и о выражении благодарности Ему за все Его благодеяния, и о вознаграждении верующих за послушание и верность. Возможно, поэтому у некоторых понимающих учителей не поворачивается язык пояснить христианам, что данное наставление не касается церкви. Хотя легко увидеть, что на самом деле слова «весь народ» относятся исключительно к иудеям, «в доме Моём» – к Иерусалимскому храму, а «землёю вожделенною» – к Израилю, обетованной земле, которую Бог дал в удел потомкам Авраама.

Так что в данном отрывке говорится об установленных в законе Моисеевом обязательных для израильтян продуктовых налогах в пользу служителей Божьего храма. Можно заметить, что десятины (от произведений земли) и приношения (очевидно, хлебные – см. Лев.2) нужны для того, чтобы в храме была пища, то есть опять-таки речь здесь идёт не о деньгах. Это подтверждается и обещанными Богом нисходящими с небес благословениями, которые относятся лишь к сфере сельского хозяйства, а не к достатку и успехам в делах. Поэтому некорректно поступают проповедники, делающие из исходного текста вывод, будто в награду за денежные пожертвования Бог в скором времени пошлёт христианам больший прибыток. Подобное учение не только не имеет основы в Писании, но ещё и способствует развитию у верующих корыстных желаний и превращает их даяния в подобие ставки в игре на деньги. Нет, дети Божьи не должны ожидать, что их приношения возвратятся к ним, да ещё и с прибылью. Пускай их жертвы будут настоящими жертвами и возможное вознаграждение от Бога воспринимается ими не как законный заработок, а как дар Божьей благости, каковым оно и является на самом деле. Именно в таком духе следует относиться к словам Иисуса Христа: «какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим» (Мар.4:24).

Развенчаем ещё один некорректный вывод из пророчества Малахии. Если христианин не отдаёт церкви десять процентов своего дохода, то это вовсе не значит, что он обкрадывает Бога и навлекает на себя проклятие. Как мы уже видели, заповедь о десятине не имеет отношения ни к новозаветным верующим, ни к деньгам. Здесь интереснее другой момент: учителя, упрекающие христиан в «воровстве у Бога», основываются на идее о том, будто десятая часть дохода человека принадлежит Богу. Только в этом случае удерживание финансов можно было бы приравнять к хищению. Однако в Библии сказано, что все сокровища на свете являются полноправной собственностью Бога: «Моё серебро и Моё золото, говорит Господь Саваоф» (Агг.2:8). Таким образом получается, что упомянутые незадачливые учителя сами находятся в глазах Бога на положении воров, так как присваивают себе 90% Божьих денег. Иисус также однажды назвал всё земное имение людей «богатством неправедным» (Лук.16:9), то есть которым человек не владеет по праву, а лишь получил от Бога во временное пользование. Поэтому верующие не могут угодить Господу, живя по принципу «десятину отдам церкви, а остальное буду тратить на что захочу». Праведник должен сознавать, что является всего лишь распорядителем доверенного ему Богом имущества, и употреблять все свои вещественные и денежные средства для исполнения Божьей воли. Так что христианам следует с рассудительностью подходить к покупке всего того, что не является для них необходимым, и уж конечно не тратить свои деньги на предметы роскоши, изысканные деликатесы, модные безделушки, пустые развлечения и всё прочее, что угождает лишь их чреву и тщеславию.

А теперь рассмотрим практику сбора и использования финансов в ранней церкви и проверим, соответствует ли она современному церковному устройству, основанному на учении о десятине. О самой первой церкви, образованной верующими в Иерусалиме, написано следующее: «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду» (Деян.4:34-35).

Таким образом, в бюджет первой церкви деньги поступали от зажиточных учеников, которые продавали находившееся в их собственности имение, причём отдавали апостолам всю выручку, а не десятую часть. О прочих же верующих не написано, чтобы они делали какие-либо взносы в церковную кассу; наоборот, они получали от церкви пособие для обеспечения их нужд. Хотя если бы первые христиане придерживались учения о десятине, то каждый отдавал бы церкви часть своих денег, пускай даже всего лишь «две лепты». Так что верующие в то время ещё не додумались ввести в церкви подобие ветхозаветной практики сбора десятины.

Кто-нибудь может попытаться на это возразить, что первая церковь была построена по принципу коммуны: «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (Деян.2:44). Впоследствии же (возможно, из-за гонений) верующие отошли от такого устройства и уже не объединяли свои хозяйства, поэтому пример первой церкви не может служить образцом для более поздних христиан. Но это не обесценивает того факта, что в сформированной апостолами церкви не было учения о десятине. Да и в первых языческих церквах, по всей видимости, не существовало даже общецерковной кассы. Об этом можно судить хотя бы по следующему тексту из послания апостола Павла: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор.16:1-2). Ведь если бы верующие собирали свои пожертвования в одном месте, то Павел легко мог бы в любой день взять необходимую сумму у хранителя этой казны, поэтому апостолу не было бы абсолютно никакой нужды просить христиан приносить с собой деньги на воскресные церковные собрания в ожидании его возможного визита. Также в другом месте сказано: «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее» (Деян.11:29). Как здесь видно, верующие провели специальный сбор средств для оказания помощи своим собратьям, хотя было бы гораздо проще выделить на это часть денег из церковной казны, но таковой, скорее всего, в те времена ещё не было.

Ну а каким же образом христиане собирали пособия нуждающимся братьям – может, они делали это по принципу десятины? Не об этом ли говорит выражение «каждый по достатку своему»? Однако здесь вряд ли имеется в виду некий процент от заработка, к тому же к такому методу нельзя отнести слова апостола Павла «сколько позволит ему состояние». Ведь христиане могли жертвовать лишь то, что оставалось у них после удовлетворения собственных необходимых потребностей – по крайней мере в пропитании и одежде. Иначе церковь была бы вынуждена заботиться потом о них самих, а это явно неправильно. Как писал по этому поводу Павел: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтоб была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтоб была равномерность» (2Кор.8:13). То есть даяния верующих должны делаться от их избытка, который у многих мог быть гораздо меньше десятой части их дохода. У некоторых же христиан этот избыток отсутствовал вообще – у вдов, сирот, рабов или даже у самих апостолов и служителей, которые не работали и находились на обеспечении церкви (см. 1Кор.9:6,14). На основе всего сказанного мы можем сделать вывод о том, что в апостольской церкви ни в каких финансовых вопросах принцип десятины не использовался.

Единственный же в Новом Завете и потому основополагающий для христиан принцип церковных взносов был сформулирован апостолом Павлом следующим образом: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор.9:7). Как мы видим, никакой арифметикой здесь и не пахнет. Так что для того, чтобы угодить Богу своими финансами, верующим совершенно не нужно подсчитывать свои заработки, налоги, полученные пособия, премии, призы, выигрыши, находки и т.п. Всё намного проще: имеешь какой-то денежный избыток – можешь уделить из него сколько хочешь на нужды церкви, и Господь вознаградит тебя за твою искреннюю помощь Божьему делу. Для Бога важны не размеры пожертвований, а внутреннее состояние жертвующих, и Его награда будет соответствовать их щедрости и усердию: «Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет» (2Кор.8:12), «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнёт» (2Кор.9:6).

В качестве дополнения посмотрим, как обстояло дело с финансами в церквах послеапостольского периода. Об этом мы можем прочитать в апологии Иустина Мученика, написанной около 155 г.: «Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное хранится у предстоятеля: а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, вообще печётся о всех находящихся в нужде». То есть к этому времени у христиан уже появилась церковная касса, но изначальный принцип добровольности денежных взносов остался неизменным. На этой же основе построено и финансовое служение в большинстве современных протестантских церквей – и это правильно, как любил говорить всем известный политический деятель эпохи перестройки.

В заключение рассмотрим отклонения от Божьих принципов, встречающиеся в нынешней церковной финансовой практике. Первым и наиболее злостным из этих искажений является, как легко догадаться, принуждение, то есть нарушение принципа добровольности даяний. Оно может выражаться в разных формах, как явных, так и скрытых. Самым жёстким это принуждение было в прошлые века, когда церковь не была отделена от государства. В те времена церковная десятина взималась государственной властью со всех людей независимо от их желания, отношения к церкви и даже веры в Бога. Разумеется, Бог никогда не заповедовал людям поступать таким диким насильственным образом. Апостол Павел писал, что христианское даяние должно быть «как благословение, а не как побор» (2Кор.9:5), то есть должно восприниматься верующими как возможность помочь другим людям, а не являться тяжкой обязанностью. А принудительная церковная десятина была не благословением, а настоящим проклятием для простого народа. Слава Богу, что сегодня государство не контролирует даяния верующих, однако в некоторых церквах эту функцию взяли на себя служители. И бывает, что они ведут учёт доходов своих прихожан и заставляют их отдавать церкви десятую часть денежного прибытка, а к нарушителям применяют карательные меры – от лишения причастия до отлучения. Или в случае более мягкого принуждения мерами воздействия могут быть невыдача пришедшей в церковь гуманитарной помощи, отказ в материальной поддержке в случае каких-либо бедствий, а то и просто формирование негативного отношения к «должникам» как к недуховным христианам, из-за чего у них могут возникнуть проблемы с выдвижением на церковное служение, устройством супружеской жизни и т.д.

Ещё один вид принуждения – обязательные целевые сборы на какие-то особые нужды церкви. Делаются они примерно так: «Скоро мы устраиваем праздник Жатвы, каждый должен сдать такую-то сумму», или: «Давайте постановим, чтобы в следующем месяце каждый член церкви отдал половину своей зарплаты на ремонт молитвенного дома». Но ведь очевидно, что деньги на все эти нужды следует брать из церковной кассы, в которую христиане регулярно вносят свои добровольные пожертвования. Если же там не хватает денег, то можно объявить дополнительный сбор среди желающих помочь – так же, как это обычно делается на чьи-либо похороны, свадьбы или дорогостоящее лечение. Ну а если не хватит и этих доброхотных поступлений, то лучше тогда вообще не браться за ремонт или праздник, чем взимать налог с членов церкви. Пусть лучше им будет стыдно, если виной этому будет их скупость, но вытягивать у них деньги недостойно настоящих Божьих служителей.

В практике некоторых церквей – как правило дочерних – бывает так, что все или почти все собранные прихожанами деньги забирает центральная церковь, так что для обеспечения их собственных церковных нужд они вынуждены проводить специальные сборы. Конечно, это неправильно и достойно осуждения. Даяния верующих должны служить в первую очередь их поместной церкви, а не каким-то там «шефам». Нормально, когда христиане отдают материнской церкви небольшую часть своих средств, подобно тому как левиты платили священникам «десятину из десятины» (Чис.18:26), или возмещают ей потраченные на них деньги – расходы на литературу, транспорт и т.п. Но даже это нужно делать опять-таки от избытка, чтобы оставшихся финансов хватало на нужды дочерней церкви. А то случается, что верующие не могут купить на церковные деньги продукты для заболевшего брата, а служитель говорит им: «Покупайте за свои». В ранней церкви, как мы видели, такое было просто немыслимо.

Некоторые христиане порой думают (и зачастую не без оснований), что их пожертвования вряд ли пойдут на полезные и добрые дела, например на помощь нуждающемуся брату. Могут ли они в таком случае сами отдать ему эти деньги, вместо того чтобы нести их в церковь? Конечно да, ведь мы уже выяснили, что даяния христиан – это никакая не «собственность Бога» или «святыня Господу», как иногда высокопарно выражаются несведущие или лукавые проповедники. Апостол Пётр однажды сказал лицемерному жертвователю: «Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось?» (Деян.5:4). Отсюда следует, что верующие имеют полную власть над своим имуществом и могут распоряжаться всеми своими финансами как им угодно. Хочешь пожертвовать церкви месячную зарплату – пожалуйста; хочешь отдать десятую часть – на здоровье; хочешь потратить всё по своему усмотрению – твоё полное право. Поступай так, как подсказывают тебе сердце и совесть, служи Богу и ближним своими деньгами как считаешь нужным и правильным.

Кстати, в некоторых церквах верующим предоставляется возможность отдать свои деньги на какие-либо конкретные нужды: строительство, покупку звуковой аппаратуры, евангелизационное служение, благотворительные обеды, помощь детям-сиротам и т.п. Такая практика весьма удобна и заслуживает поощрения, так как даёт жертвующему уверенность в том, что его даяние будет использовано для тех целей, которые он сам одобряет. Ведь иногда христианам бывает не по душе оплачивать сомнительные с их точки зрения церковные проекты, поэтому целенаправленные взносы являются хорошим выходом в подобной ситуации.

Учение о необходимости отдавать церкви десятину может побудить христиан к неразумным поступкам, могущим причинить им лишние трудности, а то и стать преткновением для их окружения. Например, бывает, что человек, истративший зарплату на различные неотложные расходы, просит денег в долг, чтобы отдать их как свою десятину. А порой он вообще обращается к другу так: «Одолжи мне денег на продукты, а то я свои отложил на десятину». Разве это не абсурдно до смешного? Посторонние свидетели наверняка приняли бы такого просителя за ненормального или за беззастенчивого наглеца. И о его церкви у них сложилось бы далеко не лестное мнение, раз там учат такому формализму. А ещё хуже, если нуждающийся просит у верующего друга взаймы, а тот отказывает ему на том основании, что не может уделить ему денег из церковной десятины – дескать, это собственность Бога. Это уже самое натуральное фарисейство, причём прямым образом изобличённое в Писании. Вспомним упомянутые Иисусом Христом слова законников: «кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили» (Мар.7:11-13). Та же самая картина имеет место и в нашем случае, ведь Господь заповедовал Своим ученикам: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф.5:42). Таким образом, христиане, благоговейно берегущие свою десятину и боящиеся сделать с её помощью доброе дело, нарушают Божью заповедь в угоду придуманным ими правилам. Здравомыслящему человеку трудно их понять: неужели они боятся, что Бог их накажет за помощь ближнему? Неужели Бог хочет, чтобы эти деньги лежали мёртвым капиталом до дня церковного сбора или непременно поступили в церковь именно в этот день и в таком количестве? Как мы уже отмечали в главе о субботе, апостол Павел сожалел о верующих, которые видели добродетель в соблюдении обрядов и условностей: «Ныне же, познавши Бога… для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им?» (Гал.4:9). А печальнее всего то, что у некоторых христиан желание платить десятину сполна и вовремя мотивировано даже не страхом, а гордостью. Дорогие дети Божьи, не уподобляйтесь Анании с Сапфирой или самодовольному фарисею: «Я не таков, как прочие люди… даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лук.18:11-12). Не возводите культа вокруг своих пожертвований, но со смиренномудрием распоряжайтесь своими деньгами на благо вашим ближним и церкви.

В заключение стоит заметить, что те служители, которые проповедуют об обязательности десятины и принуждают верующих отдавать её, делают это вовсе не из желания Божьих благословений для своих прихожан, а исключительно «из постыдной корысти» (Тит.1:11). Подобная практика является одним из главных признаков деструктивных сект и культов, так что христианам следует быть благоразумными и не поддаваться лукавым делателям, которые пытаются их порабощать и обирать (см. 2Кор.11:20). В нормальной же церкви проповедники, призывающие слушателей к материальному служению, обязательно говорят о добровольности пожертвований. А в некоторых церквах вообще никогда не звучат проповеди на тему денежных взносов, однако собираемых средств вполне хватает на все церковные нужды. Почему? Да потому, что прихожане любят свою церковь и доверяют своим служителям. Думается, что такое расположение сердец является самой желанной целью для настоящих Божьих пастырей.