ФОРМУЛЫ УРОВНЕЙ ОТРАЖЕНИЯ И ИХ АНАЛИЗ

Уровни отражения описываются следующими формулами:

 

Всю формулу

можно прочесть так: если все ситуации класса А или все объекты, относящиеся к классу А, по отдельности вызывают один и тот же результат b, или, если все они по отдельности обладают тем же свойством b, то любая ситуация этого типа вызовет тот же результат или любой объект этого типа обладает тем же свойством. Пример: если все кислые фрукты (А) не сочетаются с крахмалами (b), значит, с крахмалистой пищей не сочетается помидор (а).

- вариативное отношение ситуации и возможного результата (конкретное мышление). Это формула отражения альтруиста, у которого открыт третий глаз. Для человека с закрытым третьим глазом она лишена смысла.

Эти формулы показывают, что отражение человеком внешнего мира на всех уровнях, кроме альтруизма, осуществляется в форме силлогизма или умозаключения, которому соответствует правая часть формул. Мышление на этих уровнях опирается на аппарат дихотомической логики, искусственное выделение в каждом явлении действительности двух сторон, или граней, и противопоставление их друг другу. О недостатках и ограничениях этого типа мышления говорится в книге Гуру Ар Сантэма «Йога - способ жизни на Земле». Логика есть неполное знание, или авидья, которое создаёт привязанности. Поэтому уровни отражения называют майей человека.

По определению Гуру Ар Сантэма, отражение человеком как внешнего мира, так и самого себя может быть вариативным, т.е. творческим, но ограниченным рамками ранее сформированных понятий и представлений. В случае вариативного отражения происходит перестройка понятийной сетки (ментала), изменение сложившихся представлений.

В то же время формулы показывают, что на любом уровне в психическом отражении человека в различных формах присутствует творчество (вариативное порождение). Осознание себя на уровне трёх нижних тел (уровни: соцориентация, аристократизм, артистизм) делает возможным отражение окружающего мира в системе сложившихся в социуме и его культуре представлений, полученных от других знаний. Однако люди, у которых эти уровни заполнены, умеют творчески применять эти знания в конкретных ситуациях, о чём свидетельствует знак вариативного порождения между верхней и нижней частью формул. Осознание себя на уровне более высоких тел (абстрактное мышление, интуиция, альтруизм) делает возможным творческое (вариативное) отражение внешнего мира, требующее перестройки ранее сложившейся понятийной сетки (ментала). Однако люди, у которых эти уровни заполнены, могут быть практически беспомощными, так как не всегда умеют применять самостоятельно выработанные ими творческие знания на практике. Абстрактники и интуиты часто не интересуются практической стороной жизни.

Заполнение уровней отражения есть духовное развитие человека. Духовное развитие человека есть самоограничение в рамках Природных законов. Следовательно, способности человека к отражению себя на уровне какого-либо из тел основаны на проработке Природных законов, регулирующих работу и развитие этих тел.

Способности человека к отражению внешнего мира зависят от его способности к рефлексии, к отражению самого себя. Левая часть формул отражения показывает, что рефлексия, т.е. отражение самого себя как индивида, отсутствует при соцориентации - отражении себя на уровне физического тела, и альтруизме - отражении себя на уровне тел самадхи. Эти уровни можно рассматривать как самый высокий и самый низкий уровень развития самосознания. В первом случае нет необходимости в рефлексии, поскольку отражение внешнего мира направлено на удовлетворение потребностей физического тела, которые заявляют о себе сами, через присущие нам инстинкты. Социальному человеку всё равно, что о нём подумают, ему важно получить желаемый результат. В случае альтруизма индивидуальное самосознание отсутствует, поскольку человек уже не считает себя изолированным индивидом, он смотрит на мир с позиции той общности, к которой он себя относит.

Отражение себя как изолированного индивида есть авидья, или неправильное знание, в этом состоит ещё одна причина того, что уровни отражения называют майей человека. Это знание является одновременно и условием, и тормозом развития человека в условиях Земли. Если представление о себе как об отдельном индивиде, имеющем самостоятельное значение, является фактором, регулирующим психическое отражение и поведение человека, ему при определённых условиях может придаваться характер ценности, что характерно, в частности, для поведения артиста. При этом вся деятельность человека может быть направлена на поддержание определённого представления о себе в глазах окружающих и своих собственных, отсюда обидчивость и т.д.

Можно выделить два типа рефлексии в зависимости от типа тел, на уровне которых человек осознаёт себя. Рефлексия на уровне женских тел (астрального и Буддхи), характерная для чувственного познания, даёт представление о самом себе, неотделимое от картины внешнего мира, и наоборот. Артист и интуит познают мир через себя, через осознание и анализ своих внутренних состояний по закону «Что внутри, то и снаружи». Результаты чувственного познания легко искажаются эмоциями, привязанностями, предвзятыми установками.

Рефлексия на уровне мужских тел (эфирного и ментального), наоборот, направлена на отделение субъекта познания от его объекта, преодоление субъективности в познании. Рефлексирующий стремится дать себе отчёт о своих исходных установках, чтобы отделить эти предпосылки от полученного результата познания, определить, в каких границах это познание действительно, внести корректировку в созданную картину мира. Это познание часто ведет к потере важной информации, которая отбрасывается или фильтруется как субъективная, поскольку деление на субъект и объект, как всякое дихотомическое деление, условно. Менее объективное интуитивное познание даёт более полную картину мира, чем рациональное. Исходя из этого, следует считать целесообразным сочетание обоих типов познания, т.е. интуицию следует проверять и подкреплять логикой, а логику и абстракцию дополнять интуицией.

Заполнение уровней отражения означает выработку программ познавательной и коммуникативной деятельности. Все виды способностей можно условно разделить на два вида: познавательные и коммуникативные. Познавательные способности позволяют человеку приобретать новые знания, коммуникативные - превращать эти знания в опыт, навык и умения. Накопление опыта происходит через практику, а практическая деятельность человека, как разумного существа, основана на общении. Поэтому актуальный уровень духовного развития человека характеризуется наличием у него коммуникативных способностей, а потенциальные возможности его развития характеризуются степенью развития познавательных способностей. Познавательные способности человека зависят от заполнения уровней артистизма, абстрактного мышления, интуиции. Коммуникативные способности человека характеризуются степенью заполнения уровней соцориентации, аристократизма, альтруизма. В связи с этим можно считать, что основными функциями тел астрального, ментального и Буддхи является познание, а функциями тел физического, эфирного и Самадхи - превращение знаний в опыт, навык и умения через взаимодействие с внешним миром.

Все способности человека можно отнести к трём типам познания: через чувство, через разум и через нравственное чувство (совесть). К первому типу относятся интуиция и артистизм, ко второму - абстрактное мышление и соцориентация, к третьему - аристократизм и альтруизм. Уровни отражения, относящиеся к одному и тому же типу познания, отличаются друг от друга степенью творчества в познании и в применении познанного. Социальный человек изобретательно использует идеи абстрактника для получения практического результата, интуит создаёт образ, который творчески применяет и разрабатывает артист. Эти парные уровни отражения можно рассматривать как плод искусственного (дихотомического) выделения двух разновидностей одного и того же типа познания.