Проектирование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой

Проблема формирования готовности детей к школе, актуальная на протяжении многих лет, определяет необходимость определения преемственности в развитии и воспитании детей, объективной оценки детских достижений и проектировании единого и образовательного процесса, обеспечивающего безболезненный переход детей от дошкольной ступени к последующей ступени образования.

В рамках данной проблемы важным является взаимодействие с социальным партнером — школой (Т.И. Бабаева, Н.И. Гуткина, Л.А. Венгер). Это позволяет детскому саду и школе ориентироваться в нормативах и требованиях, предъявляемых государством к дошкольному и начальному образованию в Российской Федерации, рациональнее и эффективнее проектировать и реализовывать работу по преемственности данных типов образовательных учреждений.

Взаимодействие может осуществляться в нескольких направлениях.

1. Разработка совместных программ, материалов, пособий в рамках учебно-методического объединения, сетевого проекта (например, в рамках исследовательской темы в творческой группе районной методической службы, обмена опытом реализации преемственной программы «Школа-2010» и т. п.).

2. Осуществление мониторинга развития и воспитания детей, осуществляемое совместными усилиями воспитателей и учителей (с этими целями учителя могут посетить несколько раз детский сад, наблюдать занятия и игры детей, беседовать с детьми и родителями).

3. Проведение консультативной работы (педагогов, родителей) в форме выездов и выступлений на родительских собраниях в детском саду.

4. Оказание дополнительных услуг (проведение курсов, кружковой работы на базе детского сада или школы с целью подготовки к школе, эстетического, когнитивного развития детей).

5. Помощь в процессе подготовки детей к школе, формирование мотивационной готовности в форме экскурсий по школе, виртуальной или реальной переписки с будущими первоклассниками, игровых заданий детям, участия первоклассников в мероприятиях в детском саду.

6. Проведение совместных мероприятий (концертов, праздников, дней здоровья, выставок, социальных акций).

Школа является важным социальным партнером любого детского сада. Такое сотрудничество создает непрерывность образования ребенка на дошкольной и начальной ступенях образования, нивелирует дублирование действий воспитателей и учителей, позволяет организовать качественную подготовку ребенка к обучению в школе.