ПОИСКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Что делать человеку, оказавшемуся перед лицом неведомого? Отвернуться и забыть? В случае со мной такой реакции препятствовали два фактора. Первый - самое обычное любопытство. Второй - как можно забыть или не замечать слона в гостиной? Или еще точнее - привидение в спальне?

На другой чаше весов лежали конфликты и опасения вполне реальные и осязаемые. Естественно, я страшно боялся того, что может произойти со мной, если такое "состояние" будет продолжаться и дальше. Гораздо больше, чем ухудшение физического здоровья, меня беспокоила опасность психического заболевания. Дабы развеять подобные опасения, я основательно занялся психологией и завел знакомства среди психологов и психиатров. Однако я не решался обсуждать с ними свои проблемы, так как боялся, что тогда попаду в разряд их пациентов и потеряю ту доверительность в отношениях, которую гарантирует равенство ("нормальность"). С приятелями по бизнесу и соседями дело обстояло еще хуже: они бы сочли меня за ненормального, психопата, а это уже серьезно отразилось бы на жизни моей и моих близких.

Наконец, видимо, надо было держать это в секрете и от семьи: незачем было подвергать домашних ненужным треволнениям. Лишь необходимость объяснить некоторые из моих странных действий вынудила меня раскрыть тайну жене. Поначалу она восприняла все это с недоверием, но иного выбора не было, и ей не оставалось ничего другого, как стать встревоженной свидетельницей таких происшествий и событий, которые резко противоречили ее религиозному воспитанию. Дети в то время были еще слишком малы, чтобы что-нибудь понимать. (Позже все это стало для них обыденностью.

Моя старшая дочь рассказывала, что однажды вечером, после того как они вдвоем с подружкой осмотрели пустую спальню колледжа, она сказала:

"Папочка, если ты здесь, выйди, пожалуйста. Мы ложимся спать и сейчас будем раздеваться". В тот момент я находился в двухстах милях от того места - и физически, и во всех иных смыслах.)

Постепенно я все больше привыкал к новой необычной стороне своей жизни. Медленно, шаг за шагом я учился управлять ею, и это приносило мне определенную пользу. Мне уже не хотелось расставаться со всем этим. Таинственность сама по себе возбуждала мое любопытство.

Даже после того, как я уверился, что в основе всего этого нет никакой физиологической причины, и я безумен ничуть не более большинства своих собратьев по человечеству, страх не покидал меня. Это был дефект, болезнь или уродство, которое следовало скрывать от "нормальных" людей. Если не считать случайных встреч с д-ром Брэдшоу, поговорить на эту тему мне было не с кем. Единственным возможным решением проблемы было обращение к психотерапевту. Однако целый год ( а то и пять, и десять лет) ежедневных собеседований стоимостью в тысячи долларов, и притом без особых надежд на результат, - на мой взгляд, это было лишено какого-либо смысла. Мне было очень одиноко в те первые дни. В конце концов я начал экспериментировать со своим странным отклонением, записывая в дневник каждый случай. Кроме того, я принялся читать такую литературу, которой до той поры в силу своей жизненной ориентации пренебрегал. Прежде религия не очень-то влияла на мой образ мыслей, теперь, похоже, она оказалась единственной областью знания о человеке, где мне осталось искать ответы на свои вопросы. Если не считать посещения церкви в детстве и редких случаев, когда я заходил туда с кем-либо из своих приятелей, Бог, церковь и религия мало что значили для меня. Вообще, я никогда особо не задумывался над этими вопросами, так как они просто не вызывали у меня никакого интереса.

При поверхностном чтении работ по древней и современной западной философии и религии я обнаружил лишь кое-какие неясные упоминания и общие места. Кое-что из этого походило на попытки описать или объяснить явления, сходные с теми, что происходили со мной. Много подобного материала давали Библия и христианские писания, но в них не указывались ни конкретные причины, ни способы исцеления. В лучшем случае давались советы молиться, медитировать, поститься, ходить в церковь, покаяться в грехах, уверовать в Троицу - Отца, Сына и Святого Духа, противиться Злу или, наоборот, не противиться Злу и предать себя в руки Божьи.

Все это лишь усугубляло мое смятение. Если это новое в моей

жизни явление было "добром", т. е. "даром", то обладать им, в соответствии

с религиозными канонами, мог лишь святой или по крайней мере подвижник.

Я отчетливо понимал, что претендовать на святость у меня нет никаких

оснований. Если же это - "зло", то тогда это - работа Дьявола или

во всяком случае демона, пытающегося вселиться в меня, и без экзорцизма

тут не обойтись.

Ортодоксальные священнослужители официальной религии, с которыми я беседовал, вежливо, с различными оговорками склонялись ко второму варианту. У меня было ощущение, что в их глазах я выгляжу опасным еретиком. Они держались настороженно.

В восточных религиях, как и говорил д-р Брэдшоу, я обнаружил больше сведений на сей счет. В них много говорилось о существовании нефизического тела, но опять-таки утверждалось, что достижение этого уровня возможно лишь в результате огромного духовного развития. Только Наставники, Гуру и прочие Святые Люди, прошедшие долгую подготовку, обладали способностью временно покидать свои физические тела, чтобы получать не поддающиеся описанию мистические прозрения. Никаких подробностей и практических указаний относительно духовного развития не давалось. Подразумевалось, что в практике тайных культов, сект, ламаистских монастырей и т. д. эти вещи общеизвестны.

Если все это правда, то кто или что такое я? В любом случае я слишком стар, чтобы заново начинать жизнь в тибетском монатыре. Одиночество становилось все острее. Ответов, очевидно, не найти нигде, в нашей культуре по крайней мере.

В то же самое время я открыл для себя существование в Соединенных Штатах андерграунда. Его единственное отличие от настоящего подполья состоит в том, что он не запрещен законом и не подвергается официальным гонениям и преследованиям. Этот андерграунд лишь случайно и частично пересекается с миром бизнеса, науки, политики, академических кругов и так называемых искусств. Кроме того, он отнюдь не ограничиваетсся только Соединенными Штатами, но пронизывает всю западную цивилизацию.

Многие, возможно, кое-что слышали о нем или даже случайно соприкасались с его представителями, видя в них просто чудаков с эксцентричными идеями. Одно можно сказать наверняка: члены этого андерграунда, пользующиеся в своей среде авторитетом, будут говорить с вами о предмете своих интересов и веры только в том случае, если вы тоже принадлежите к их клубу. Они на опыте познали, что откровенность влечет за собой осуждение со стороны священников, клиентов, работодателей и даже друзей.

Я подозреваю, что число участников андерграунда, если бы они вдруг решились признаться в своей принадлежности к нему, составило бы несколько миллионов. Среди них можно встретить представителей всех кругов-ученых, психиатров, врачей, домохозяек, учащихся колледжей, бизнесменов, подростков и по крайней мере какое-то число священнослужителей официальных религий.

Этот слой людей отвечает всем признакам подпольного движения. Они собираются маленькими группами где-нибудь в уединении и часто наполовину тайно. (О таких встречах нередко помещается публичное объявление, но чтобы сообразить, о чем в нем идет речь, надо быть "в курсе"). Дела андерграунда обычно обсуждаются только с другими его членами. За исключением семьи или близких друзей (которые, возможно, сами в нем состоят), никто из окружающих не знает о тайных интересах и жизни его участников. Если вы спросите такого человека, он начнет отрицать свое членство, поскольку зачастую сам не отдает себе отчета в том, до какой степени он вовлечен во все это Все участники как чувствами, так и разумом весьма преданны своему делу. Наконец, у андерграунда есть собственная литература, язык, технология и - в каком-то смысле -свои полубоги.

В настоящее время этот андерграунд крайне неорганизован Вообще-то, никакой организации в общепринятом смысле нет вовсе. Даже местные группы редко заходят настолько далеко, чтобы присвоить себе какое-нибудь название или имя. Пока что они представляют собой маленькие, но регулярные собрания; проводимые в чьей-либо гостиной, в конференц-зале банка или - что тоже вполне возможно - в доме какого-нибудь пастора. Такие группы бредут на ощупь в темноте по разным тропинкам, но цель у всех одна и та же. Как это бывает в любом подпольном движении, если вы являетесь его членом и оказываетесь в другом городе, вы обязательно встретите других членов. Встреча не планируется. Она просто "случается".

Кто входит в андерграунд? Прежде всего - профессионалы. Среди них выделяются парапсихологи, весьма, впрочем, немногочисленные. Это люди, имеющие официальные докторские степени, полученные ими в признанных университетах, открыто проводящие исследования по ЭСП. Наиболее известен из их числа д-р Дж. Б. Райн, ранее работавший в Дьюкском университете. В течение примерно тридцати лет он обрабатывал и изучал результаты статистически-вероятностных карточных тестов. Ему удалось статистически доказать, что ЭСП - это факт. Его результаты подвергаются сомнению и, как правило, не принимаются большинством психологов и психиатров Соединенных Штатов. В числе других парапсихологов можно назвать такие имена, как Андриджа Пухарич, Дж. Дж. Пратт, Роберт Крукалл, Хорнелл Харт, Гарднер Мэрфи. Тем, кто вхож в андерграунд, эти фамилии хорошо известны,

Группа профессионалов включает в себя широкий спектр специалистов

- от парапсихолога до уличного хироманта, выдающего себя за цыгана или индийца из Нью-Дели и готового за пять долларов быстренько, за какие-нибудь пять минут "прочитать" вам вашу судьбу. Области интересов у них совершенно различны, но всех так или иначе связывает общая вера.

Массы андерграунда надеются получить от профессионалов информацию и наставления и творят вокруг них нечто вроде культа героев. Все, кто пишет Книгу, организует Фонд, проводит Исследования, пережил Особый Опыт, учился вместе с Великим Профессионалом, читает Лекции о Психике, проводит Занятия по Развитию Разума и/или Души, лечит Верой, является Патентованным Астрологом, Служителем Божественной Науки или Спиритуализма, Трансмедиумом; Последователем Космических Тарелок, Гипнотизером - все считаются профессионалами.

Большинство целиком или частично зарабатывает этим на жизнь. Многие питают глубокую профессиональную зависть Друг к другу и зачастую с подозрительностью относятся к практикам и теориям, выходящим за пределы их компетенции. Этим объясняется, почему андерграунд до сих пор не организован. Однако вопреки своему желанию профессионалы тянутся друг к другу, к этому их вынуждают общие интересы. Ведь им просто не с кем на равных делиться своими мыслями и опытом.

Сказанным ни в коей мере не хотелось бы бросить тень на профессионалов или посеять недоверие к ним. Это на редкость прекрасные и удивительные люди. Каждый из них, идя своим путем, каков бы тот ни был, ищет Истину. Став членом андерграунда, начинаешь понимать, насколько серым мир был бы без них.

Для рядовых участников андерграунда существуют журналы, газеты, лекции, книжные клубы (ежегодно публикуется по меньшей мере полсотни таких книг, многие - в самых престижных издательствах) и даже теле­и радиопрограммы. Последние, составляемые, по-видимому, наиболее рьяными приверженцами, особым успехом не пользуются, поскольку в ан-дерграунд входит лишь незначительное меньшинство населения. Обычную реакцию публики можно выразить так: "Неужели вы верите в эту чепуху?"

Кто же составляет основную массу участников андерграунда? Вопреки ожиданиям это отнюдь не скопище глупых, необразованных, суеверных и немыслящих неудачников. Разумеется, такие тоже встречаются, но в пропорции, не превышающей их долю в остальных группах населения. На самом же деле средний интеллектуальный уровень андерграунда, по всей видимости, намного выше, чем у остального западного общества.

Основная причина, побуждающая их тянуться друг к другу, проста. Все они верят в то, что: во-первых, в нашем современном обществе Внутренняя Сущность человека не только не выражена полностью, но и не понята; во-вторых, эта Внутренняя Сущность обладает способностью действовать и проявлять себя немыслимым с точки зрения современной науки образом. Главное увлечение этих людей - читать, беседовать, размышлять, обсуждать и принимать участие во всем, что относится к области "психического" или "спиритуального". Это все, что требуется для членства в андерграунде. Возможно, вы тоже, сами того не подозревая, входите в него.

Каким образом люди встают на этот путь? Чаще всего в результате личного опыта или соприкосновения с каким-либо феноменом, который не поддается объяснению современными научными, философскими или религиозными доктринами. Одни просто отбрасывают непонятное, кладут его под сукно и забывают о нем. Другие - именно они в конечном счете становятся участниками андерграунда - пытаются искать ответы.

Я обратился к андерграунду потому, что не мог найти иного источника информации. К сожалению, даже этот странный новый-старый мир располагал по интересующему меня вопросу лишь крайне ограниченными сведениями. Но я, по крайней мере, встретил там людей, всерьез допускавших, что Второе Состояние возможно и, более того, существует.

Вскоре я узнал, что авдерграунд возник больше сталет назад, если не раньше, когда современная наука начала систематизировать различные представления человечества, избавляясь при этом от иррационального, неподтвержденного "знания". В этих опытах очищения интеллектуальная элита беспощадно отбрасывала в сторону все, что не проходило или

не прошло проверку эмпиризмом. Те же, кто продолжал придерживаться

отвергнутых мнений, теряли свою репутацию. Если они упрямо упорствовали,

но при этом хотели по-прежнему действовать и сохранять свои позиции

в обществе, у них не было иного выбора, кроме как затаиться, держа

свои мысли при себе и надев на себя личину конформизма. Многие

из тех, кто отказался пойти на такой обман, стали Мучениками.

Эта ситуация до сих пор сохраняется почти без изменений и в

нашем просвещенном обществе. Из числа профессионалов, открыто отстаивающих

парапсихологию и смежные с ней явления, быть может, всего человек

пять пользуются официальным почетом и уважением со стороны своих

коллег по основной профессии - медицине, психологии, психиатрии

или физическим наукам. Со всеми ими я знаком лично. К моему огорчению,

я знаю несколько больше их. Разумеется, не их вина в том, что им

не так много известно о Втором Состоянии и Втором Теле.

Больше всего в андерграунде мне нравятся люди. Я встречал их в маленьких городишках и больших городах, в бизнесе, церковных группах, университетах и даже в Американской Психиатрической Ассоциации! Как правило, это очень приятные люди. Веселые, с мягким юмором, они относятся к числу счастливцев, способных при случае подсмеиваться даже над собственным совершенно серьезным увлечением. Не знаю, случайность ли это, но мне не встречалось людей более альтруистичных и отзывчивых. Должна быть какая-то закономерность и в том, что они весьма религиозны в подлинном смысле этого сдова.

Если у читателя сложится впечатление, будто моя книга - попытка решительно просмотреть данные всех прочих источников и материалы, опубликованные в общедоступных сочинениях на "психические" темы, то хочу заверить, что это в мои намерения не входило. Все дело в том, что у каждого свое собственное понимание Истины, и, быть может, Истин и в самом деле много. Присутствуя на сеансах трансмедиумов, я задавал им вполне конкретные вопросы и вместо столь необходимых мне однозначных ответов слышал какие-то туманные высказывания, похожие, скорее, на пустые отговорки. Тем не менее, как-то раз мне довелось участвовать в эксперименте со Вторым Телом, который убедил и меня, и других в подлинности способностей одного из этих самых медиумов. Поистине, истина есть тайна!

Деятельность Эдгара Кейса, подлинного святого психического мира наших дней, без сомнения, была наиболее впечатляющей и хорошо изученной, оставаясь при этом совершенно невероятной с точки зрения современной науки и медицины. Похоже, то было откровение Истины, и история просто не решилась зафиксировать ее в явном виде. О том, как работали его способности и что это был за феномен, мы сегодня знаем столь же мало, как и в день его смерти, два десятка лет тому назад.

Тем не менее кейсовские записи помогли мне, хотя спроецировать

их на конкретные проблемы Второго Состояния и оказалось делом чрезвычайно

трудным. Его существование ок подтверждал, но никаких пояснений

не давал. Сведения Кейса по этому вопросу в значительной степени

окутаны флером сильной религиозности, что открывает простор для

интерпретаций. Восполнить эти пробелы пытаются появляющиеся один

за другим толкователи (священнослужители?) Кейса.

Даже сейчас есть люди, которые могут совершать нечто подобное тому, что делал Кейс. Одна такая женщина совершенно точно описала мое физическое самочувствие и сообщила некоторые общие данные о моей деятельности во Втором Состоянии. Проверке ее сведения не поддавались и сути дела не проясняли, но я по крайней мере убедился в подлинности ее способностей. Итак, еще одна Истина (для меня и прочих присутствовавших), но при этом никаких прямых ответов, которые можно было бы использовать в качестве доказательств.

Несколько экстрасенсов "читали" мне мою жизнь, но в самом общем виде и без прямых и ясных ответов на простые вопросы. Если они не шарлатаны (а кто я такой, чтобы так утверждать?). то их экстрасенсорные способности должны быть достаточно ограниченными. Или же они испытывают трудности с переводом символов в слова. И в этом отношении я их хорошо понимаю.

Только благодаря чтению литературы и знакомству с тем, что я доброжелательно называю андерграундом, я в конце концов начал более или менее отчетливо представлять, что же такое со мной происходит. Если бы все это не случилось со мной лично, я бы просто не поверил, что такое вообще бывает. Кроме того, было утешительно узнать, что я не единственный в своем роде.

Итак, что же все это значило? Попросту говоря, то, что я открыл в себе способность совершать "астральную проекцию". Такую подсказку дал мне еще д-р Брэдшоу, хотя сам он имел об этом весьма смутное представление. Для непосвященных: термином "астральная проекция" обозначается способ, с помощью которого можно временно покидать свое физическое тело и перемещаться в нематериальном, или "астральном", теле. В понятие "астральное" вкладывается много разных смыслов, существ вуют различные его интерпретации - как научные, так и иные. Впрочем "научные"-это, пожалуй, сильно сказано, поскольку современная наука, по крайней мере западная, не просто не признает этого феномена

- она о нем практически не слышала.

Иное дело - потаенная история человечества. Своими корнями понятие "астрального" уходит в туманную даль древних мистических учений с их магией, колдовством, заклинаниями и прочими на первый взгляд нелепостями, в которых современный человек видит лишь суеверие и бессмыслицу. Так как никто даже не пытался сколько-нибудь серьезно исследовать этот вопрос, я до сих пор не знаю, что же значит слово "астральный", и потому предпочитаю придерживаться терминов "Второе Тело" и "Второе Состояние".

В посвященной этим проблемам обильной литературе астральный

мир описывается состоящим из многих уровней, или планов, куда попадают

люди после "смерти". Человек, путешествующий в астральном теле,

может ненадолго посещать эти места, беседовать с "умершими", действовать

"там", а затем, как ни в чем не бывало, возвращаться в свое физическое

тело. Что касается последнего, то было время, когда я страстно

надеялся (молился!), чтобы это было именно так.

По утверждениям оккультистов, для того чтобы совершить столь чудесное деяние, нужна необычайная тренированность, а еще лучше

- высокий уровень духовного развития. Полагают, что необходимые наставления на протяжении столетий тайно передавались из уст в уста для просвещения тех, кто был готов к их восприятию. Очевидно, время от времени находились люди, сознательно открывавшие свою тайну или случайно находившие способ выхода в астральное тело.

За это их либо канонизировали, либо поносили, сжигали на кострах, подвергали осмеянию, запирали в сумасшедшие дома. Если принять это во внимание, то ничего хорошего меня, по-видимому, не ждет.

Парадоксальным образом - и это неожиданность для меня самого

- многое из того, что содержится в моих записях, похоже, подтверждает оккультный подход к проблеме. Свободно интерпретированный и переведенный на современный язык, мой опыт отлично укладывается в эти рамки. Однако многое при этом осталось недосказанным - сам не знаю, почему.

В литературе психического андерграунда отмечается, что религиозно-мистическая история человечества содержит множество свидетельств о существовании Второго Тела. Задолго до появления Библии и христианства в культурах Египта, Индии, Китая (этот список можно продолжить) представление

о Втором Теле рассматривалось как не нуждающееся в доказательстве.

Историки на каждом шагу натыкаются на упоминания об этом, но, очевидно, относят их к области мифологии той эпохи.

Если прочитать под этим углом зрения Библию, то множество подтверждений обнаружится как в Ветхом, так и в Новом завете. Католическая церковь хранит достоверные предания о святых и иных религиозных деятелях, переживших подобное состояние, кое-кто из них мог вызывать его

по своему желанию. Даже среди протестантов встречаются особо ревностно

верующие, сообщающие о внетелесном опыте, пережитом ими во время

религиозного экстаза.

На Востоке понятие Второго Тела долгое время считалось естественным и не противоречащим реальности. Впрочем, это тема для самостоятельного исследования. Литература андерграунда насчитывает множество книг и авторитетов по восточным культурам, подтверждающих концепцию Второго Тела. Утверждается, что и в наши дни существуют разного рода адепты, ламы, монахи, гуру и им подобные, владеющие такими ментальными и физическими силами - в том числе и способностью действовать, находясь во Втором Теле, которые полностью противоречат современным научным представлениям. Как правило, эти феномены попросту игнорируются нашим материалистическим обществом, поскольку не поддаются воспроизведению в лабораторных условиях.

В архивах различных обществ психических исследований как у нас, так и за рубежом хранятся сотни свидетельств с описаниями внетелесного опыта. Сбор такого материала начался по крайней мере сотню лет назад. Кроме того, множество подобных упоминаний разбросано по различным сочинениям прошлых эпох. Все это ждет своего исследователя.

В сущности, все эти свидетельства описывают спонтанные, одноразовые события. Обычно внетелесный опыт случается тогда, когда человек либо физически болен, либо ослаблен, либо переживает глубокий эмоциональный кризис. Все эти описания в высшей степени субъективны, однако очень многие из них сами по себе достаточно показательны. В нашем столетии опубликовано несколько внушительных сборников свидетельств о таких случаях, и, если данная тема вас интересует, я советую вам с ними ознакомиться.

Недостаток всех этих публикаций очевиден: в основе своей это

- репортажи, дополненные предположениями. Точных данных, базирующихся на наблюдении и эксперименте, они не содержат. Причина? Очевидно, в том, что никакого серьезного исследования не проводилось.

Крайне редко встречаются сообщения о людях, способных по своему желанию вызывать Второе Состояние и перемещаться во Втором Теле. Возможно, их и больше, но за последнее время были известны только двое. Если кто-либо еще обладает такой способностью, то он, по-видимому, держит свои достижения при себе.

Первый из этих двух - англичанин Оливер Фоке, принимавший активное участие в психических исследованиях и экспериментах. Он опубликовал довольно подробное описание своих внетелесных опытов и способов достижения этого состояния. За пределами андерграунда 1920-х годов его работу почти не заметили. А ведь он предпринял достаточно серьезную попытку вписать свой опыт в рамки представлений своей эпохи.

Второй и самый известный - Сильван Малдун, выпустивший в 1938-1951 гг. в соавторстве с Хервордом Каррингтоном несколько работ по этой проблеме. Малдун был "проекционистом", а Каррингтон - настойчивым исследователем психических явлений. На сегодняшний день их книги стали классикой в своей области, читать их и вправду интересно. Сопоставляя свои и их данные, я в который раз удивился тому, сколь многое явно опущено. Кроме того, ими практически не проводились экспериментальные проверки, без чего трудно представить себе серьезное и объективное исследование.

Из числа последних следует назвать книгу, выпущенную под псевдонимом Ирам. (Женщина? Мари, если читать наоборот?) Она также дает несколько ключей к проблеме, но напрямую ее опыт с моим не перекликается.

Заслуживающие внимания попытки научного изучения и оценки феномена были предприняты недавно несколькими авторитетными исследователями. Среди них Хорнелл Харт, Нан-дор Федор, Роберт Крукалл и другие

- все пользуются солидной академической репутацией. Работы большинства из них (их список наряду с другими недавними публикациями см. в библиографии) сравнительно свободны от искажений, столь характерных для многих произведений литературы андерграунда. Все эти авторы подтверждают факт существования Второго Тела, но при этом, как правило, ограничиваются философскими аргументами, почти не приводя никаких конкретных данных, основанных на экспериментах. Впрочем, о каком обсуждении экспериментов можно говорить, коли таковых не проводилось?

Самая насущная задача, которая стоит перед исследователем в связи с проблемой андерграунда, состоит в том, чтобы не утопить аналитический подход в безбрежной трясине богословия и веры. Когда-то нестольдавно человек полагал, что электричество - это и есть Бог; еще раньше он обожествлял солнце, молнию, огонь. Наука объяснила

нам смехотворность таких взглядов и подтвердила свою правоту экспериментально.

Быть может, изучение Второго Тела, действующего во Втором Состоянии, поможет совершить квантовый скачок к эмпирическому доказательству бытия Божия? Тогда исчезнет и андерграунд.

Психический андерграунд дал мне много новых друзей, но не дал определенных ответов на такие вопросы, как, например: "Что же мне делать дальше?" К моему изумлению, ответов ждали от меня.

Похоже, у меня оставался один-единственный путь. Сотни экспериментов на протяжении двенадцати лет, вплоть до сего дня, привели меня к выводам, столь же бесспорным для меня, сколь и неприемлемым для моего окружения.

О том, что представляют собой полученные мною данные, судите сами.

3 ДАЧА ПОКАЗАНИЙ

Как-то осенним вечером 1964 г. в Лос-Анджелесе состоялась одна весьма интересная встреча. На ней присутствовало около двухдесятков специально приглашенных психиатров, психологов, ученых, еще кое-кто и я. Это был во всех отношениях знаменательный вечер. Цель состояла в том, чтобы непредвзято и со всей серьезностью проанализировать мой опыт и эксперименты, о которых я вкратце и рассказал собравшимся. После того как все сообща несколько часов допрашивали меня, настал мой черед. Я задал два простых вопроса, адресовав их каждому из присутствовавших: "Что бы вы делали, если бы то, что происходит со мной, случилось с вами?"

Большинство, более двух третей, высказались вполне определенно: нужно приложить все усилия для продолжения экспериментов в надежде, что они углубят и расширят знания человека о себе. Несколько человек наполовину в шутку, наполовину всерьез заявили, что мне нужно даже не идти, а просто бегом бежать к ближайшему психиатру. (Впрочем, своих услуг никто из присутствующих не предложил.)

Второй вопрос: "Согласились ли бы вы лично участвовать в экспериментах, которые помогли бы вам обрести столь необычные способности?"

На этот раз реакция оказалась несколько иной. Примерно половина выразила согласие. Удивительно, но среди них я заметил кое-кого из наиболее активных скептиков, больше других сомневавшихся в реальности того, о чем я сообщал. При этом я, конечно, не удержался, чтобы слегка не проехаться по тем, кто высказался за продолжение экспериментов, но отрицательно ответил на второй вопрос. Выходит, когда нужно лезть в холодный омут, пусть это делает другой! Впрочем, я не хочу никого укорять. Если бы двенадцать лет назад перед таким выбором поставили меня, не уверен, что я бы согласился. Вообще, почему столь представительная группа специали-. стов дала себе труд собраться на эту встречу? Пожалуй, из любопытства. А может быть, все дело в том, что к тому моменту накопилось какое-то количество достаточно убедительных фактов. Хотелось бы надеяться, что причина в этом.

Ниже следуют ключевые фрагменты моих записей, вызвавшие интерес специалистов.

10/1Х-58 г. После обеда.

Опять я всплыл вверх - с намерением посетить д-ра Брэдшоу и его жену. Сообразив, что д-р Брэдшоу болеет и лежит с простудой в постели, я решил навестить его в его спальне, которую, бывая у него в доме, я ни разу не видел, и если потом мне удастся описать ее, это и послужит доказательством моего визита. Опять последовал кувырок в воздухе, ныряние в туннель и, на этот раз, ощущение подъема в гору (д-р и миссис Брэдшоу живут милях в пяти от моего офиса в доме на холме). Я - над деревьями, надо мной - чистое небо. На мгновение я увидел (в небе?) округлую человеческую фигуру, кажется, в каком-то широком одеянии и в шлеме на голове (осталось впечатление чего-то восточного), сидящую, сложив руки на коленях и, возможно, со скрещенными ногами на манер Будды; затем она растворилась. Значения этого не знаю. Немного спустя двигаться в гору стало трудно, появилось ощущение, что энергия покидает меня, и мне не одолеть этот путь.

При мысли об этом произошло нечто удивительное. Было в точности такое чувство, будто кто-то взял меня ладонями под локти и поднял. Я почувствовал прилив силы, влекущей меня вверх, и быстро понесся к вершине холма. Тут я наткнулся на д-ра и миссис Брэдшоу. Они находились на улице, и на кокое-то мгновение я оторопел, так как встретил их, еще не достигнув дома. Это было мне непонятно: ведь д-р Брэдшоу должен лежать в постели. Д-р Брэдшоу был в легком пальто, на голове шляпа, его жена - в темном жакете, все остальное тоже темного цвета. Они шли навстречу мне, и я остановился. Мне показалось, они в хорошем настроении. Они прошли мимо, не заметив меня, по направлению к небольшой постройке, похожей на гараж. Брэд плелся сзади.

Я поплавал туда-сюда перед ними, махая рукой и безуспешно пытаясь привлечь их внимание. Тут мне послышалось, что д-р Брэдшоу, не поворачивая головы, говорит мне: "Я гляжу, тебе больше не нужна моя помощь ". Решив, что контакт получился, я нырнул обратно в землю (?) м, оказавшись в своем офисе, перевернулся в тело и открыл глаза. Все вокруг было без изменения. Вибрация еще не прекратилась, но я почувствовал, что для одного дня достаточно.

Важное добавление. Вечером этого дня мы позвонили д-ру и миссис Брэдшоу. Не сообщая, в чем дело, я поинтересовался, где они были между четырьмя и пятью часами. (Жена, узнав о моем визите, категорически заявила, что такого не может быть - хотя бы потому, что д-р Брэдшоу болен и лежит в постели.) Итак, я по телефону задал этот простой вопрос миссис Брэдшоу. Она ответила, что примерно в четыре двадцать пять они вышли из дома и пошли в гараж. Она собиралась на почту, а д-р Брэдшоу, решив, что ему не мешает подышать свежим воздухом, оделся и отправился с ней. Точное время вычислить нетрудно: на почте они были без двадцати пять - на машине от дома ехать туда минут пятнадцать. Я вернулся из своего путешествия к ним примерно в четыре двадцать семь. Я спросил, во что они были одеты. По словам миссис Брэдшоу, на ней были черные спортивные брюки, красный свитер, а сверху наброшен черный жакет для езды в автомобиле. Д-р Брэдшоу был в летней шляпе и светлом пальто. При этом никто из них меня не "видел" ни в прямом смысле, ни как-либо иначе, и они даже не подозревали о моем присутствии. Д-р Брэдшоу не припомнит, чтобы он что-либо говорил мне. Самое важное во всем этом: я ожидал застать его в постели, но не застал.

Слишком много совпадений. Яне собирался никому ничего доказывать. Только самому себе. Я убедился - поистине впервые, что это не просто сдвиг, травма или галлюцинация, а нечто большее, выходящее за пределы обычной науки, психологии и психиатрии, вместе взятых. Удостовериться в этом было необходимо в первую очередь мне са-иому. Случай простой, но незабываемый.

Время посещения д-ра Брэдшоу и его жены совпадает с физическим событием. Самовнушенная галлюцинация исключается. Я ожидал застать д-ра Брэдшоу дома в постели, но этого не случилось, и такое расхождение озадачило меня. Совпадения моих наблюдений с реальностью:

1. Местонахождение д-ра Брэдшоу и его жены;

2. Положение обоих относительно друг друга;

3. Действия обоих;

4. Гардероб обоих;

Возможность подсознательного конструирования представления на основе ранее известного:

1. Исключено - никаких сведений относительно перемены в их планах или обыкновения посещать почту не имел;

2. Не исключено - хотя и не знал, по крайней мере сознательно, кто из них имеет привычку идти впереди;

3. Исключено - не мог заранее знать, что они при таких именно обстоятельствах пойдут в гараж;

4. Не исключено - в принципе мог видеть их в этой одежде и раньше, но ожидал встретить только одного (д-ра Брэдшоу) в пижаме.

5/111-59 г. Утро.

Мотель в Винстон-Сэлеме. Проснулся рано и в семь тридцать вышел позавтракать. Примерно в восемь тридцать вернулся в номер и лег. Когда расслабился, начались вибрации, затем возникло ощущение движения. Немного спустя остановился и первое, что увидел, - мальчик на ходу подбрасывает и ловит бейсбольный мяч. Быстрый сдвиг, и я увидел человека, пытающегося засунуть что-то на заднее сидение большого "Седана ". Предмет был похожнакакой-тогромоздкийаппарат, мнепоказолось, чтоэто маленький автомобиль с колесами и электромотором. Человек вертел его так и этак, наконец уместил на заднем сидении и захлопнул дверцу. Опять быстрый сдвиг, и я стою у какого-то стола. За ним сидят люди, стол заставлен посудой. Какой-то человек раздает сидящим за столом нечто вроде больших белых игральных карт. Мне показалось странным, что игра в карты идет за столом, заставленным посудой, а сами карты удивили своим необычно большим размером и белизной. Снова быстрый сдвиг, и я оказался над улицами города, на высоте футов пятьсот, "поисках "дома". Тут я за. штил радиобашню, вспо. тш, что мотель расположен поблизости от нее, и почти мгновенно очутился в своем теле. Сел и огляделся. Все, кажется, в порядке.

Важное добавление. В тот же вечер я был в гостях у своих друзей

- м-ра и миссис Агню Бэнсон. Они отчасти бьми в курсе моих "занятий".

Ни с того, ни с сего, по какому-то внутреннему наитию я понял,

что утреннее происшествие неким образом связано с ними. Я спросил

их о сыне, они позвали его в комнату и спросили, чем он занималсямежду

восемью тридцатью и девятью утра. Он ответил, что шел в школу.

Когда его расспрослчи подробнее, что он делал по дороге, он сказал, что подбрасывал и ловил бейсбольный мяч. (Мальчика я знал хорошо, но мне не было известно, что он увлекался бейсболом, хотя, впрочем, это можно было предположить. ) После этого я решился заговорить о погрузке в машину. М-р Бэнсон был поражен. В точности в это самое время он, по его словам, грузил на заднее сидение своей машины генератор Ван Дер Графа. Он показал мне его. Генератор оказания большим и громоздким аппаратом с колесами, электромотором и на подставке. (Охватывает ощущение сверхъестественности, когда физически видишь то, что наблюдал только из Второго Тела.) Затем я рассказал о столе и больших белых картах. Теперь заволновалась жена м-ра Бэнсона. Оказывается, именно сегодня утром впервые за два посшдних года, потому что все встапи позже обычного, она разбирала утреннюю почту за завтраком, раздавая каждому его корреспонденцию. Вот они - большие, белые игра-иные карты! Хозяева были очень взволнованы этш1 случаем и, я убежден, не подыгрыват мне.

Время посещения м-ра Бэнсона и его семьи совпадает с реальными событиями. Самовнушенная галлюцинация исключается. Сознательное намерение нанести визит отсутствовало, хотя подсознательная мотивация возможна. Совпадения моих наблюдений с реальностью:

1. Сын, идущий по улице и подбрасывающий мяч;

2. М-р Бэнсон у машины;

3. Действия м-ра Бэнсона у машины;

4. Аппарат, с которым он был у машины;

5. Действие миссис Бэнсон за столом, раздача "карт",

6. Размер и белый цвет карт;

7. Посуда на столе.

Возможность подсознательного конструирования представления на основе ранее известного:

1. Исключено - не знал об интересе сына к бейсболу, кроме того, не представлял, что он мог делать в тот момент;

2. Исключено - ничего не знал о действиях м-ра Бэнсона утром

у машины, кроме того, данное действие не является частью его повседневных

занятий;

3. Исключено - как уже сказано, это (погрузка в машину) нетипично для занятий м-ра Бэнсона, и потому нечто подобное не могло наблюдаться мною прежде;

4. Не исключено - возможно, когда-либо раньше я видел такой аппарат, но только не в данном месте;

5. Исключено - частью подсознательной памяти быть не может,

так как миссис Бэнсон не имеет обыкновения поступать подобным образом;

разборка почты за столом - редкая случайность;

6. Исключено - по только что названной причине; вдобавок у меня самого нет привычки разбирать почту за столом; плюс ошибочное истолкование самого действия;

7. Не исключено - мог наблюдать когда-либо раньше, поскольку несколько раз обедал в семействе Бэнсонов.

12/Х-6Ог. Вечер.

Результаты настолько противоречат тому. в чем я был уверен, что заслуживают подробного описания. В своих попытках найти хоть какие-нибудь ответы мы вышли на миссис М., будто бы обладающую медиумическими способностями. Я питал и до сих пор питаю к ней глубочайшее уважение за ее огромную доброту и порядочность. Вместе с тем после двух спиритических сеансов, в которых мы принимали участие, у меня сложилось вполне определенное впечат.1ение, что, хотя сама миссис М. абсолютно искренна, во время транса у нее проявляется некоторая расщепленностьличности. "Гиды", вселяющиеся в ее тело (?) и говорящие ее голосовыми связками, на мой взгляд, всего лишь манифестации этого. Я не хочу сказать, будто думою, что миссис

М. намеренно создает иллюзию. Она возникает в результате аутогипнотического состояния, находясь в котором, медиум сама на отдает себе отчета в том, что происходит. Я у верен, что миссис М. никои. и образом не заслуживает обвинения в "мошенничестве ". Она не имеет ничего общего с людьми такого типа.

Сомневаться меня заставляет то, что на мои прямые вопросы гидам миссис М. - ее покойному мужу и одному американскому индейцу, говорившим через нее, я получш уклончивые ответы. Самое большее, чего я смог от них добиться, было: "Вы узнаете это из своих собственных источников ". Тогда это показалось . мне попыткой уйти от ответа, который можно было бы перепроверить другими способами. Важное обстоятельство: мое отношение к миссис М. и ее гидам - целиком скептическое.

Однако вчерашнее событие и его описание, полученное мной сегодня, поистине ставят меня в тупик. Р. Дж., подруга миссис М., посоветовала мне попробовать "посетить " спиритический сеанс, устраиваемый миссис

М. в пятницу вечером (вчера) водной нью-йоркской квартире. Я с неохотой согласился, заявив, что совсем не уверен в осуществимости этого. К пятнице обещание, надо признаться, вылетело у меня из головы (по крайней мере, из сознания). А теперь о том, что же произошло. Самый обычный вечер дома. Примерно в половине двенадцатого мы с женой легли спать. Жена, судяпо ровному иглубокому дыханию, заснула почти сразу. Я же лежал, по-видимому, глубоко расслабившись, и возможно, в полусне. Вдруг я почувствовал, что называется, "могильный" холод, от которого волосы на затылке начали подниматься дыбом. Испуганный и в то же время словно глубоко зачарованный, я оглядел полутемную комнату. Не знаю, что я ожидал обнаружить, но в дверях, ведущих в холл, я увидел белую фигуру наподобие призрака. Она смотрелась как самое натоящее привидение - футов шести ростом, с ног до головы закутанная во что-то вроде простыни. Одной вытянутой рукой она держалась за косяк.

Я был настолько перепуган, что не имел возможности хоть немного поразмыслить, существует ли связь между фигурой и какими-либо моими действиями. Когда она направилась в мою сторону, я весь сжался от почти целиком охватившего меня ужаса, но в то же время чувствовал, что я должен разобраться, что все это значит. Почти тут же я ощутил на своих глазах ладони и потерял способность видеть. Несмотря на страх я настойчиво пытался убрать руки с лица, пока наконец фигура-призрак не оказа-чась радом с постелью, на расстоянии меньше фута от меня. Тут кто-то мягко взял меня за плечи, и я пооня-чся над постелью. Я сразу же успокоился, очевидно, потому, что почувствовал - что бы это ни было, это на благо. Я не боролся и не сопротивлялся.

Тотчас появилось мимолетное ощущение движения, и мы (тут я почувствовал, что их двое - по одному с каждого бока) внезапно очутились вверху какой-то небольшой комнаты, разглядывая ее словно с потолка. Внизу находились четыре женщины. Я взглянул на двух существ по бокам от меня. Один был блондином мужского пола, второй - темноволосый, почти восточного облика. Оба выглядели совсем молодо, лет по двадцать с небольшим. Они улыбались мне.

Я заговорил с ними, попросив извинения за свою реакцию, вызванную незнанием того, что делаю. Затем я плавно опустился вниз - на единственный свободный стул и уселся на нем. Напротив меня сидела высокая, крупная женщина в темном костюме. Рядом сидела другая в чем-то похожем на длинное белое платье до лодыжек. Двух других я видел смутно. Женский голос спросил, запомню ли я, что был здесь, и я заверил спрашивающую, что наверняка запомню. Другая женщина спросила что-то о раке, но это все, что я смог разобрать.

Затем одна из женщин, проходя через комнату задела за мой стул

и плюхнулась прямо на меня. Я не почувствовал ее веса, но она почему-то

тут же встала. Раздался смех, но моя голова была занята другим.

Очевидно, контакт с севшей на меня женщиной все спутал. В тот самый момент я услышал мужской голос: "По-моему, он слишком долго отсутствует, лучше отправить его назад".

Я разрывался между желанием уйти и остаться, но спорить не стал. Почти мгновенно я вернулся назад и оказался лежащим в своей постели. Все было нормально, если не считать, что жена все это время бодрствовала. По ее словам, я сначала то задыхался, то стонал и всхлипывал, потом стал дышать еле-еле, а может быть. и совсем перестал. Кроме этого, она ничего не видела и не слышала, если не считать того. что наша кошка, спавшая у нас в комнате, вела себя страшно беспокойно. Жена сипьно переволновалась и переживала за меня. Уверен, случись такое с ней, я бы чувствовал то же самое.

"Встреча", конечно же, требовала проверки, поэтому я позвонил

Р. Дж. и кое-что у знал. Во-первых, на сеансе присутствовали четыре

женщины. По моей просьбе они собрались в той же самой квартире

(в очень маленькой гостиной), одетые в ту же одежду. Женщина в

темном костюме оказалась именно такого телосложения, как я и видел,

и она нечаянно "села "на стул, "предназначенный "для меня. Это

произошло позже вечером, после половины двенадцатого, когда сеанс

был у же давно закончен, и все четверо сидели и беседовали. Высокая

женщина подскочила с "моего" стула, когда остальные воскликнули:

"Не садись на Боба!" Они рассмеявшись этой шутке. Одна из женщин

была одета в длинное белое домашнее платье. Вопрос ко мне, запомню

ли я свое посещение, вслух не задавался (снова коммуникация через

сверхра-зум^?), нозатооднаизженщинсообщила, чтонаследующийдень

должна работать в Раковом Мемориа^ч Хоспитале. Двух других женщин,

миссис М. и Р. Дж., я встречал раньше, но две, описанные выше, были

мне незнакомы. Четыре женщины, одежда двух из них, телосложение

одной, мое сидение на стуле, сидение на мне и вскакивание, смех,

маленькая комната, упоминание о "раке " - совпадений слишком много

даже для меня. Настолько здорово галлюцинировать я тоже не способен

- в этом я уверен.

Но вот двое мужчин... Действительно ли миссис М. может вступать в контакт со своим покойным мужем и индейцем?

Только после этого случая я узнал, что ее муж был блондином. Надо мыслить шире и питать меньше скепсиса по отношению к миссис М.

Время посещения квартиры совпадает с физическим событием. Самовнушенная галлюцинация не исключена, поскольку мысль о визите могла сохраниться у меня в подсознании, хотя я никаких попыток к этому не предпринимал. Совпадения моих наблюдений с реальностью:

1. Размер комнаты;

2. Число присутствовавших женщин - четыре;

3. Пустой стул;

4. Гардероб двух женщин;

5. Упоминание о "раке";

6. Действие женщины, севшей на стул;

7. Смеховая реакция группы.

Возможность подсознательного конструирования представления на основе ранее известного:

1. Исключено - раньше эту квартиру не посещал, с ее описанием знаком не был;

2. Не исключено - Р. Дж. могла упомянуть, сколько человек должно было присутствовать;

3. Исключено - мысль оставить для меня пустой стул возникла в группе только вечером, когда проводился сеанс;

4. Исключено - никогда ранее этих женщин не встречал и не видел, во что они одеты;

5. Исключено - по той же причине. Не мог знать о работе незнакомой мне женщины в Раковом Мемориал Хоспитале;

6. Исключено - поскольку действие было непроизвольным;

7. Исключено - реакция окружающих была спонтанной.

I 15/VIII-63 г. После обеда.

Очень удачный эксперимент после долгогоперерыва! P. У., женщина-бизнесмен, которую я давно и хорошо знаю по совместной работе, мой близкий друг, осведомленная о моих "занятиях " (до сих пор, правда, настроенная скептически, хотя и принимала в них невольное участие), уехала на этой неделе в отпуск т побережье Нью-Джерси. Точных координат ее местопребывания не знаю. Об эксперименте ей тоже не сообщал, по той простой причине, что решение провести его принял только сегодня (в субботу). Сегодня после обеда лег с намерением возобновить экспериментирование и приложить все силы, чтобы попробовать "навестить" P. У., где бы она ни находилась. (Правило номер один, выведенное мною из опыта, состоит в том, что чаще всего успех приходит тогда, когда я хорошо знаю того, к кому отправляюсь, а такая возможность представляется не слишком часто.) Около трех часов дня я лег в спальне, применил модель релаксации, почувствовал тепло (вибрации высокого уровня), затем настойчиво принялся мысленно вызывать у себя желание "отправиться " к Р. У.

Появилось знакомое ощущение движения через светло-голубое затуманенное пространство, затем я оказался в каком-то помещении, похожем на кухню. Р. У. сидела в кресле справа, в руке она держа^та стакан. Взгляд ее был обращен влево от меня, туда, где сидели две девушки (лет семнадцати-восемнадцати, одна - блондинка, другая - брюнетка) и пили что-то из стаканов, которые держали в руках. Все трое беседовали, но о чем, я не слышал.

Сначала я подошел к двум девушкам, остановившись прямо перед ними, но так и не смог привлечь их внимания. Затем повернулся кР. У. и спросил, знает ли она, что я здесь?

- О, да! Я знаю, что ты тут, - ответила она (мысленно, или через сверхсознательную коммуникацию, так как вслух она в - это время беседовала с двумя девушками). Я спросил, запомнит ли она, что я был здесь. - Ну, конечно, запомню, - последовал ответ. Я сказал, что на этот раз хочу убедиться, что она не забудет. - Запомню, я уверена, - ответила Р. У., одновременно продолжая беседовать вслух.

Я сказал, что мне нужно подтверждение и поэтому придется ущипнуть ее.

- О, не надо, - поспешно отозвачась Р. У, - я запомню. Я сказал, что мне нужно подтверждение, протянул руки и, как мне показалось, легонько ущипнул. Я ущипнул ее за бок, между бедром и грудной клеткой. Она довольно громко вскрикнула: "Ой!", аявнекоторомудивленииотшатнулсяназад, потомучто, вообще-то, не ожидал, что смогу на самом деле ущипнуть ее. Довольный, что мне по крайней мере удалось произвести какое-то впечатление, я повернулся и покинул их, подумав о физическом. Почти мгновенно вернулся назад. Встал (физически!) и сел за машинку,

где и нахожусь в данный момент. Р. У. вернется только в понедельник,

и тогда я смогу установить, состоялся ли контакт или же я еще раз

промахнулся мимо цели, попав непонятно куда. Время возвращения

- три тридцать пять.

Важное добавление. Вторник после субботы, когда состоялся эксперимент.

Р. У. вернулась на работу вчера, и я спросил ее, что она делала в субботу между тремя и четырьмя часами дня? Зная, для чего мне это нужно, она сказала, что ей надо повспоминать и во вторник (сегодня) она даст мне ответ. Вот что она сегодня сообщила: в субботу именно между тремя и четырьмя в пляжном коттедже, где она жила, как раз не было, как обычно, толпы народа. Впервые она оказалась одна со своей племянницей (темные волосы, около восемнадцати лет) и ее подругой (примерно того же возраста, блондинка). Приблизительно с трех пятнадцати до четырех они сидели в кухонно-обеденной части коттеджа. она потягивала спиртное, девушки пили коктейли. Они ничего не делали, просто сидели и разговаривали.

Спросил Р. У., помнит ли она еще что-нибудь. Она ответила:

"Нет". Сталрасспрашиватьподробнее, ноонатакничегобольше и не вспомнила. Наконец потеряв терпение, я спросил, помнит ли она щипок? На ее лице отразилось глубокое изумление.

- Это был ты? - какое-то время она не могла отвести от меня взгляд, затем шагнула в мой кабинет, где никто кроме меня не мог ее увидеть, повернулась левым боком и приподняла (чуть-чуть?) край свитера там, где он касался юбки. Точно в том месте, где я ущипнул ее, виднелись две коричнево-синие отметины.

- Я сидела и разговаривала с девушками, - сказала Р. У, - как вдруг почувствовала этот ужасный щипок. Я подскочила, наверное, на целый фут. Мне подумалось, что это вернулся муж сестры и подкрался сзади. Я обернулась, но сзади никого не было. Мне и в голову не пришло, что это мог быть ты! Знаешь, больно! Яизвинилсязато, что ущипнул так больно, и пообещал в случае повторного визита попробовать что-нибудь другое.

В этом элизоде время совпадает с реальными событиями. Самовнушенная галлюцинация не исключена, так как имелось произвольное желание и предварительное знание о примерном местонахождении Р. У. в это время. Совпадения моих наблюдений с реальностью:

1. Местонахождение (скорее, в помещении, чем на улице);

2. Число присутствовавших;

3. Описание девушек;

4. Действия присутствовавших;

5. Признание в щипке;

6. Физические отметины от щипка.

Возможность подсознательного конструирования представления на основе ранее известного:

1. Исключено - предварительное знание предполагало деятельность, скорее, на открытом воздухе, на пляже, чем в помещении;

2. Исключено - предварительное знание предполагало наличие группы взрослых, так как Р. У. поехала в гости к сестре с мужем;

3. Отчасти исключено, отчасти не исключено -существовала вероятность предварительного знания (через Р. У., которая могла когда-нибудь ранее упоминать об этом) относительно племянницы; что касается подруги племянницы, ее возраста и цвета волос - исключено;

4. Исключено - предварительного знания о стопь малозначительном времяпрепровождении в данный момент дня не было;

5. Исключено - Р. У. не знала загодя о попытке эксперимента, поскольку ранее таковых не предпринималось; также и у экспериментатора не было привычки щипать Р. У. Ранее этого не делал,

6. Исключено - Р. У. никоим образом не могла знать, где должны находиться следы от щипков, чтобы это совпадало с указанным выше местом.

Кроме этих можно привести иные подтверждаемые фактами случаи.

Кое-какие из них я включил в другие части этой книги, чтобы проиллюстрировать различные аспекты "теории и практики". Пару раз мною предпринималась попытка осуществить подобные эксперименты в лабораторных условиях.

Сами по себе эпизоды могут выглядеть простыми и незначительными, но из них, как из мелких кусочков, складывается живая мозаика. Только собрав вместе сотни подобных фрагментарных свидетельств, я смог поверить и принять складывающиеся из них контуры целого. Может быть, это удастся и вам.

4 ЗДЕСЬ -ТЕПЕРЬ

В ходе любой дискуссии о Втором Теле и Втором Состоянии чаще других задают вопрос: "Где те места, которые вы посещаете?". При анализе всех экспериментов выявилось нечто вроде трех сред Второго Состояния. Первая из них, за неимением лучшего термина обозначена мной как Локал 1. Еще точнее ее можно было бы назвать "Здесь-Теперь".

Локал 1 наиболее достоверный из всех. Он включает в себя людей и места, на момент эксперимента реально существующие в материальном, хорошо известном мире. Это мир, данный нам в наших физических ощущениях, в существовании которого большинство из нас совершенно уверены. Локал 1 при посещении его во Втором Теле обычно не содержит необычных существ, мест или событий. Незнакомых - возможно, но необычных и неведомых - нет. Если таковые все же встречаются, это - следствие искаженного восприятия.

Отсюда следует, что свидетельства, доступные проверке обычными методами, могут быть получены при перемещении Второго Тела только в Локале 1. Именно там проводились все эксперименты, описанные в главе 3. При этом опытов этой категории по сравнению с общим количеством записанных мной экспериментов досадно мало. На первый взгляд все выглядит довольно просто: выйти из физического тела во Второе, затем навестить Джорджа, вступить с ним в контакт, вернуться назад в физическое тело и все это описать. Насамом деле, ничего подобного.

Если бы все было так просто! В то же время, факторы, препятствующие этому, познаваемы. Познание какой-либо проблемы предполагает то или иное окончательное ее решение, и, возможно, так произойдет и в данной области.

Возьмем сначала факторы направления и идентификации. Предположим для примера, что, находясь в полном сознании и при своем физическом -геле, вы, вместо того чтобы пойти по земле или ехать в машине, оказались вдруг в состоянии летать по воздуху. Открыв у себя такую способность, вы решили слетать домой к Джорджу, чтобы продемонстрировать свое умение. Ваш дом или лаборатория находится на окраине большого города. А Джордж живет в районе, расположенном в другом конце.

И вот в солнечный полдень вы трогаетесь в путь. Естественно,

вы поднимаетесь повыше, чтобы избежать таких препятствий, как деревья,

здания и т. д. Чувствуя себя неуверенно, вы не забираетесь слишком

высоко, ведь вам нужно опознать ориентиры, которые с высоты пять

тысяч футов разглядеть было бы трудно. Поэтому вы берете пониже

- футов сто над землей. Так, куда же теперь? Вы высматриваете что-нибудь

знакомое. И тут-то до вас доходит вся трудность положения. Вы не

знаете направления к дому Джорджа, да если бы и знали, это не помогло

бы, ведь у вас нет компаса. Бесстрашно вы решаете отправиться напрямик

через город, ориентируясь по знакомым зданиям и улицам. Вы много

раз ездили этим маршрутом на машине, поэтому легко должны найти

дорогу.

Вы трогаетесь в путь над домами и улицами и почти сразу же останавливаетесь в замешательстве. Оглядываясь назад, вы уже с трудом находите свой собственный дом, даже с близкого расстояния. Через мгновение вы понимаете, в чем дело. Ведь вы человек земной, и смотрите на мир с высоты ниже шести футов. Чаще всего мы по привычке глядим прямо вперед или вниз. Лишь случайно, когда что-либо привлечет наше внимание, мы поднимем взор вверх. Но даже такой взгляд снизу вверх имеет мало общего с панорамой, открывающейся с высоты ста футов. Прикиньте, сколько времени вам потребуется, чтобы узнать свой собственный дом на фотографии, снятой с воздуха прямо над ним? То же самое относится ко всему будто бы "знакомому" - окрестностям, улицам, зданиям, городам и людям.

Вы можете попасть к дому Джорджа, но это займет много времени. Вы можете не узнать его с расстояния в пятьдесят футов, потому что привыкли видеть его только спереди, а сейчас приблизились к нему сзади. Не вы одни подвержены подобным промахам. Пилоты самолетов при ясной погоде на низкой высоте "теряются" в двух милях от аэродрома. Стоит им отвлечься лишь на мгновение, как все снизу начинает казаться незнакомым, и вновь сориентироваться можно лишь с помощью навигационных приборов.

Легко понять, насколько вое усложняется, если ваш друг живет

в другом городе, довольно далеко, где вы не только никогда не бывали,

но и не видели его дома даже на фотографии. Конечно, если он нарисует

желтой флюоресцентной краской букву "X" на крыше, поставит специальный

фонарь мощностью в десять миллионов свечей, да подобным же образом

разметит весь маршрут по улицам и шоссе, вы, быть может, и найдете

дорогу.

Теперь попробуем проделать тот же путь во Втором Теле и сравним.

Итак, вы плывете по воздуху на высоте ста футов, на этот раз вне физического тела. День ясный и солнечный, но ваше зрение несколько дезориентировано, ибо вы не совсем еще привыкли к тому, как вы видите. В результате возникают те или иные зрительные искажения. Вы медленно продвигаетесь от своего дома к дому Джорджа, почти так же, как вы это делали бы, находясь в физическом теле. Скорость будет та же, только условия наблюдения хуже.

Но есть и другой, более быстрый способ. К счастью, у человека, кажется, существует встроенное в него чувство направления, им надо только научиться пользоваться. В этом-то и заключается вся хитрость. Как уже говорилось, вы "думаете" о человеке, к которому вам нужно попасть, - ни в коем случае не о месте, именно о человеке, - и используете при этом определенный метод. Через несколько мгновений вы оказываетесь там, где вам нужно. Если хотите, можете рассматривать мелькающий под вами пейзаж, но когда вы стремглав несетесь на здание или дерево и пролетаете через них, это слегка ошарашивает. Чтобы избежать подобных травм, на время перемещения забудьте о зрении. Полностью преодолеть присущую физическому телу привычку считать такие предметы твердыми так и не удается. По крайней мере, мне не удалось. До сих пор, покидая место, я машинально двигаюсь к двери и только, когда рука моего Второго Тела проходит через дверную ручку, я вспоминаю, в какой ситуации нахожусь. Раздосадованный на самого себя, я иду уже не через дверь, а ныряю прямо сквозь стену, чтобы еще раз напомнить себе о свойствах Второго Состояния.

Но преимущество инстинкта хоминга, заключающееся в том, что он действует независимо от расстояния, имеет и оборотную сторону: автоматическая навигационная система устроена слишком тонко. Она функционирует в зависимости от того, как и о ком вы думаете. Стоит лишь на тысячную долю секунды поддаться какой-либо сторонней мысли, как вы тут же собьетесь с курса. Прибавьте к этому, что ваше сознание может расходиться со сверхсознанием относительно того, следует ли вам отправляться именно туда, куда вы собрались, и вы поймете, почему большинство попыток получить достоверные данные в Локале 1 оканчиваются неудачей. Порой удивляешься, как вообще - вопреки всем этим трудностям - удается получить хоть какие-то результаты.

Ради эксперимента попробуйте всего лишь на минуту сконцентрироваться на каком-либо действии, событии или предмете, который вы эмоционально или интеллектуально "не лк>-бите" (проявление воли сверхсознания), не допуская при этом ни единой посторонней мысли. Вы увидите, что одной практики здесь недостаточно.

Ниже приведены извлеченные из моих записей примеры попадания мимо цели, вызванных вмешательством посторонней мысли.

12/IV-63 г. Конец дня.

Температура - 40± (здесь и далее температура указывается

по Фаренгейту. -Прим. пер.). Влажность-низкая, атмосферное давление

- высокое. Применена техника отсчета, ощущение теплоты охватило

на счете тридцать один. Отделение-легкое, запланировано - посетить

друга. Использовал метод "вытягивания" - для расстояния в три

мили перемещался необычно долго... Затем остановился. Огляделся,

чтобы определить, где нахожусь, и обнаружил, что сижу на краю крыши

двухэтажного дома, внизу передо мной что-то вроде заднего двора.

Во дворе работает женщина с метлой в руке. Пока я разглядывал ее, она повернулась, собираясь направиться в дом. Когда она уже почти вошла внутрь, что-то заставило ее поднять глаза прямо на меня.

В ужасе сорвавшись с места, она ринулась в дом, захлопнув за собой дверь. Смущенный тем, что так напугал женщину, я почувствовал, что пора покинуть это место. Применил физическое движение, как сигнал к возвращению^, вернулся легко, вошел в физическое без проблем. Время отсутствия - семь минут десять секунд.

Добавление. Интересно, что она увидела на карнизе? И еще- почему я попал именно туда? Очевидно, снова ошибка в концентрации.

29/VI-60 г. Поздний вечер.

Температура - 70±, влажность - средняя, ат. мосферное давление

- среднее, физически - утомлен. Прилив крови наступил в момент удерживания перед засыпанием, запланировано посетить д-ра Андриджу Пухарича, где-то в Калифорнии. Передвигался вслепую, недолго, затем остановился. За столом сидят четыре человека, трое мужчин и мальчик лет одиннадцати. Д-ра Пухарича здесь явно нет, разве что ситуация какая-нибудь необычная. Спросил, где они находятся, что это за местность, город или штат? Ответа на вопрос не получил, почувствовал настороженность и опаску с их стороны. Спросил снова, мальчик обернулся и, похоже, собрался было ответить, но тут один мужчина сказал: "Не говори ему!". Очевидно, они почему-то испугались меня. Я извинился за то, что разнервничался, объяснил, что я новичок в нефизических делах, повернулся и удалился, не желая доставлять им беспокойство. Вернулся в физическое без помех. Время отсутствия - восемнадцать минут.

Добавление. С деятельностью д-ра Пухарича в тот момент, по его сообщению, это никак не связано. Снова ошибочное попадание, проверка невозможна. Почему мое присутствие вызвало такой страх?

Неспособность контролировать попадание была и остается главным препятствием для достижения постоянства и повторяемости результатов. В ходе таких попыток случались непро- . шеные вторжения наподобие только что описанного, и многие - по тому же шаблону. Вот одно из них, поддающееся проверке, хотя его участники не знали и не знают о своем участии.

27/XII-62 г. Утро.

Температура - 40 , влажность - средняя, атмосферное давление

- ниже среднего, физически - отдохнувший. Чтобы подготовиться,