А. Внутренний или внешний характер явления
Конформность можно было бы определить как «изменение поведения или мнении человека под действием реального или воображаемого давления, исходящего °т одного человека или от группы людей» (Aronson, 1972). Однако конформность — Не монолитное поведение. Она изменяется в зависимости от убеждения, которое его подразумевает, и может принимать различные формы. Введенное Кельманом (Kelman, 1961) разграничение особенно убедительно. Оно позволяет различать три вида конформности: интериоризацию, идентификацию и подражание.
152 Глава 4. Внешнее подражание и внутренняя перестройка (конверсия)
А. Пределы конформности 1 53
Интериоризация — это самая постоянная и наиболее укоренившаяся реакция на социальное влияние. Это одновременно и самая устойчивая, и самая тонкая форма конформности: принимаемые испытуемым ценности и поступки настолько становятся его собственными, что он уже не может осознать, что был объектом влияния. Такая интериоризация придает большую устойчивость воспринятой системе ценностей или поведению, большую сопротивляемость к изменению. Усваивая ценности и поведение «другого», индивиды или группы обретают уверенность в том, что стали ближе к физической или социальной истине.
Идентификация вызывает больше сомнений в своей устойчивости. Это такая реакция на социальное влияние, при которой индивид прежде всего хочет быть похожим на того, кто на него влияет. Удовлетворение приносит не само поведение, являющееся результатом влияния. Это поведение дает возможность такого определения самого себя, которое предполагает удовлетворяющие отношения с людьми, с которыми индивид себя идентифицирует. Здесь речь идет о том, чтобы усвоить поведение, установки, мнения тех, кого любишь, на кого хочешь быть похожим. Например, ребенок будет просить, чтобы его учили играть на рояле не потому, что ему нравится этот инструмент сам по себе, а потому, что друг семьи, которого-он особенно уважает, очень любит музыку и виртуозно играет на рояле. Идентификация — важная движущая сила. Фрейд придает ей большое значение как в аффективной жизни, так и в жизни в обществе. Это, кроме того, одна из основ любой педагогики.
Подражание заключается в публичном признании поведения или системы ценностей при отсутствии присоединения, согласия в частной жизни. Индивиды или группы по внешней видимости подчиняются, чтобы избежать неприятностей, таких как утрата престижа, отвержение, репрессии. Но при этом собственные убеждения индивида сохраняются. Как только обстоятельства перестают оказывать давление, его поведение изменяется. Если ребенок мил со своим младшим братом, чтобы получить конфеты, он вовсе не обязательно станет любезным и приветливым, но он усвоит, что хорошее поведение — неплохой способ получить конфеты.
Подражание — еще одна форма конформности, но вместе с тем это и форма сопротивления влиянию. Однако его действие ограничено: оно скрывает внутреннее сопротивление, которое часто вообще не доходит до открытого проявления. Это своеобразная маленькая сила слабых людей. Но если имеются слабые, то потому что потворство — реакция на власть, реальную или воображаемую, символическую. По мнению Фестингера (Festinger, 1953), два условия необходимы для реализации этого типа влияния: наличие принуждения, не позволяющего избежать данной ситуации, и угроза санкций в случае отказа от содействия.
Хотя классификация эффектов влияния, предложенная Кельманом, очень полезна, она, однако, несовершенна. Три категории влияния не являются ни исчерпывающими, ни единственно возможными. Все же классификация Кельмана имеет ту заслугу, что подчеркивает глубину влияния и его неоднозначность. Но именно неоднозначность и сложность различных аспектов влияния "нас здесь и интересует. На первый взгляд интериоризация кажется понятным процессом: человек изменяет мнение, чтобы приблизиться к истине. Но о какой истине идет речь? Если, как это имеет место в жизни в обществе, речь идет о социальной истине, основанной на одобрении большинства, то встает вопрос: если бы большинство сошлось на неверных позициях, смог бы каждый присоединиться сознательно и открыто к неверным убеждениям? Невозможно дать оптимистический ответ на этот вопрос, сказав, что истина всегда одерживает верх над заблуждением. Повседневные наблюдения, а также исторические факты доказывают нам, что индивиде или группы могут находить удовольствие в коллективном заблуждении. Имени0
эти вопросы позволили социальным психологам понять размах явлений конформности.