Скульптура

Ренессансная скульптура воплощала антропоцентризм Возрождения. Скульпторы осуществляли индивидуализацию образа не только в плане физиономической персонификации, но и как духовного самосознания личности. Главная особенность скульптуры XV в. - ее отделение от стены и ниши собора.

Гиберти Лоренцо (1378-1455) - один из величайших мастеров рельефа, живший во Флоренции. Он вышел победителем в конкурсе на лучший рельеф для новых бронзовых дверей баптистерия во Флоренции. Делом всей жизни и главным произведением Гиберти стали бронзовые двери флорентий-ского баптисте-рия. Увидев их, Микеланджело заметил: «Они так прекрасны, что годились бы для дверей рая».

Мастериспользовал особый вида рельефа, сущность которого состоит в тончайших градациях объемов, при которых наиболее выдвинутые фигуры вылеплены в высоком рельефе, наиболее отдаленные чуть выступают из фона. При этом пространство перспективно построено и позволяет вмещать множество фигур («Каин и Авель»).

Донателло (настоящее имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди, 1386-1466) знакомится с античным искусством и приходит к собственной трактовке духа античности, в которой его привлекает передача душевного волнения, драматизма чувств. Донателло возродил применяемый в античной скульптуре хиазм (контропост)– ассиметричную постановку фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу, и поэтому поднимающемуся бедру соответствует опущенное плечо и наоборот («Давид»).

На площади в Падуе в 1453 гг. Донателло ставит первый в искусстве Нового времени бронзовый памятник кондотьеру(наемному полководцу)Гаттамелате,полный величия и достоинства.

Скульптор умел передавать широкую гамму чувств – так он подчеркивает религиозную одержимость Марии Магдалины, которую изображает не молодой женщиной (как было принято), а фанатичной старухой.

Андреа Вероккьо (1435 - 1485) был одним из любимцев Медичи, мастер был учителем Леонардо да Винчи, совместно с ним написана работа «Крещение Иисуса». Существует легенда, что, убедившись в превосходстве своего ученика, Вероккьо сосредоточился только на скульптуре. Наиболее известные его работы: «Давид» (предполагают, что это портрет юного Леонардо да Винчи) и конный монумент кондотьеру Голлеонив Венеции.

Лука́(1400-1482) и Андреа(1435-1525) делла Ро́ббиа -дядя и племянник - работали преимущественно в технике покрытой цветной глазурью терракоты (майолика). Их работы, как правило, небольшие панно с религиозными сюжетами – белые рельефные фигуры на синем фоне – отличаются изяществом и виртуозной техникой лепки.