Возраст (лет)
| Тесты, выявляющие развитие
| Тесты, выявляющие одаренность
| Тесты, выявляющие влияние обстановки
|
|
| 1. Сравнение двух тяжестей: 50 и 100 г, 100 и 150 г
2. Повторение 2—4 букв и цифр и легких предложений из 8—10 слогов
|
|
|
|
| 3. Подсчет 6 коп.
|
|
| 4. Рисование квадрата, фигур Бине, умение пояснить, что нарисовано
|
|
| 5. Рассматривание картин: 1) свободное; 2) под руководством. Формальное и художественное понимание картины (перспектива, изображение глубины). Два рисунка Бине в двух исполнениях.
6. Определение объема внимания посредством: 1) отдельных точек; 2) групп точек
|
|
|
|
|
| 7. Ориентировка во времени: чем различаются утро и вечер? Когда ходят в церковь? По каким дням нельзя работать?
|
|
|
| 8. Выяснение способности понимать слова по Термену и Чайльдсу
|
Возраст (лет)
| Тесты, выявляющие развитие
| Тесты, выявляющие одаренность
| Тесты, выявляющие влияние обстановки
|
| 9. Складывание фигур по Бине
|
|
|
|
|
| 10. Обозначение 6 основных цветов
|
|
|
| 1. Умение показать правую руку, левое ухо
|
|
| 2. Непосредственное запоминание, повторение 3—6 букв, предложения, состоящего из 14—26 слогов
3. Эстетические сравнения:
а) простых рисунков (как у Бине);
б) художественных произведений (формальное эстетическое суждение); в) оценка некрасивых картин и объектов
|
|
| 4. Умение выносить нравственное суждение: а) находить нравоучение в басне; б) судить о вымышленных случаях
|
|
|
| -
| 5. Определение знакомых предметов (вилка, стол, лошадь, солдат): а) свободное определение; б)выванное определение посредством указания на употребление, описания, отнесения к роду и установления различия
6. Выполнение трех одновременно данных поручений
|
|
Возраст (лет)
| Тесты, выявляющие развитие
| Тесты, выявляющие одаренность
| Тесты, выявляющие влияние обстановки
|
| Ч
|
| 7. Ответы на вопросы о родителях и жилище, о сестрах и братьях, о том, где бывает отец днем, что делает мать дома; знание монет, металлов, материалов, некоторых предметов домашнего хозяйства
|
| 8. Ориентировка во времени: сегодня, завтра, вчера, позавчера, времена года
9. См. п. 6 (для возрастав лет)
|
|
|
|
| 10. См. п. 4 (для возраста 5 лет)
|
|
|
| 1. Распознавание пропущенного в картине
|
|
|
|
| 2. Списывание 3—5 слов
|
|
| 3. См. п. 4 (для возраста 5 лет)
|
|
| 4. Непосредственное запоминание четырех букв, предложений из 16—28 слогов
|
|
|
|
| 5. См. п. 5 (для возраста 6 лет)
|
|
Возраст (лет)
| Тесты, выявляющие развитие
| Тесты, выявляющие одаренность
| Тесты, выявляющие влияние обстановки
| |
|
|
| 6. Подсчет 20 монет
7. Обозначение 6 монет разного достоинства, цвета флагов, знание того, как выглядят гербы городов, марки и т. д., копеечная, пяти-, десяти-, двадцатикопеечная монеты
| |
|
| 8. Составление (придумывание) предложения из двух, трех слов
| .......
| |
| 9. Определение объема внимания
|
|
| |
|
|
| 10. Обозначение 7 основных цветов и 3 оттенков
| |
8.
| 1. Запоминание двух событий из рассказа
|
|
| |
|
| . .'.
| 2. Подсчет суммы 3+1,3+2, 3+6 коп.
3. Обозначение 10 цветов
4. Обратный счет от 20 до 1
5. Письмо под диктовку:
1) 8 слов;
2) 16 слов
| |
| | | | | | | |
Возраст (лет)
| Тесты, выявляющие развитие
| Тесты, выявляющие одаренность
| Тесты, выявляющие влияние обстановки
|
|
| 6. Различение двух объектов (по памяти): муха — комар, корзина — сундук, лестница — приставная лестница, утка — лебедь, шляпа — фуражка, дерево — стекло, железная дорога — трамвай, бережливость — скупость, ошибка—ложь. Умение указать их: а) различие; б)сходство
|
|
| 7. Непосредственное запоминание 4—7 букв, предложения, состоящего из 26 слогов
8. См. п. 6 (для возраста 5 лет)
|
|
|
|
| 9. См. п. 5 (для возраста 5 лет)
|
|
|
|
| 10. Тест «мяча на лугу» Термена и Чайльдса
|
|
|
| 1. См. п. 8 (для возраста 6 лет) плюс к этому знание своего дня рождения, того, в какое время года бывают Пасха, Троица, Рождество
2. Обозначение дней недели и месяцев
3. Сдача 80 коп. с рубля
|
Возраст (лет)
| Тесты, выявляющие развитие
| Тесты, выявляющие одаренность
| Тесты, выявляющие влияние обстановки
| |
|
| 4. Умение давать определения:
а) непосредственные;
б) вызванные примерами
Для самостоятельного определения всегда предлагаются соответственные слова. По примеру слова «ложка» определить слово «вилка», а затем подобным же образом: стол — стул, щипцы — ножницы, кукла — волчок, копейка — рубль, роза — фиалка, солдат — городовой, собака — лошадь, коляска — автомобиль
5. Воспроизведение 6 моментов из прочитанного
6. Расположение 6 тяжестей по Бине
7. См. п. 5 для возраста 5 лет
|
| |
| 8. См. п. 6 (для возраста 5 лет)
|
|
| |
|
| 9. Непосредственное запоминание 4—7 букв (цифр), предложения, состоящего из 14—30 слогов
|
| |
|
|
| 10. Понимание слов по Термену и Чайльдсу
| |
| | | | | | | |
Возраст (лет)
| Тесты, выявляющие развитие
| Тесты, выявляющие одаренность
| Тесты, выявляющие влияние обстановки
|
|
|
| 1. Ориентирование во времени, знание месяцев (по Бине)
2. Знание того, как выглядят все монеты, бумажные деньги, почтовые адреса и т. д.
|
|
| 3. Составление предложения из 2—3 слов
4. Вопросы для выявления интеллигентности (по Бобертагу)
| ■ i
|
|
|
| 5. См. п. 4 (для возраста 5 лет)
|
| 6. Запоминание 4—6 букв (цифр), предложения, состоящего из 40 слогов
|
|
|
|
|
| 7. Проверка способности запоминать слова (каку Термена и Чайльдса)
|
|
| 8. Пересказ басни (по Термену и Чайльдсу)
|
|
Возраст
(лет)
| Тесты, выявляющие развитие
| Тесты, выявляющие одаренность
| Тесты, выявляющие влияние обстановки
| |
| 9. Внушаемость при сравнении линий
10. См. п. 3 (для возраста 6 лет)
|
|
| |
|
| 1. Критика бессмысленных предложений (по Бине, а также другие примеры)
2. Составление предложения из 2 слов
|
| |
| .-
|
| 3. Произнесение 60 слов за 3 мин (ряд слов включает следующие представления: улица, класс, одежда, кухня, квартира, лавка, нормальная и игрушечная железная дорога). (При задержке в 10 мин следует дать другой ряд)
| |
| -
| 4.Определение абстрактных понятий: сочувствие, справедливость, зависть, дружба, семья, грех
5. Составление одного предложения из несвязанных слов (по Бине и Бобертагу)
6. Воспроизведение с логическими заданиями: определение понятия, указание причины, следствия
|
| |
| | | | | | | |
Возраст (лет)
| Тесты, выявляющие развитие
| Тесты, выявляющие одаренность
| Тесты, выявляющие влияние обстановки
|
| 7. Непосредственное запоминание более трудного материала.
8. Вычеркивание букв (е, с, и) (по Бурдону) в словах
| 7. Непосредственное запоминание более трудного материала
|
|
|
|
| 9. Пространственные представления: какая получится фигура, если треугольник вращать вокруг определенной оси?
10. Понимание слов (по Термену и Чайльдсу)
|
| 1. Непосредственное запоминание 6—9 цифр (букв), предложений, состоящих из 40 и менее слогов
|
|
|
|
| 2. Подыскивание рифм, например: стон — слон, забор — собор и т. д.
|
|
|
|
| 3. Заполнение пропусков в тексте (как в шкале Термена и Чайльдса для 11 -летних детей)
|
| 4. См. п. 6 (для возраста 5 лет)
5. Внушаемость при сравнении линий (по Термену и Чайльдсу) и внушающие вопросы при суждении о картине или о рисунке
|
|
|
|
|
| 6. Запоминание слов (по Термену и Чайльдсу)
|
Возраст (лет)
| Тесты, выявляющие развитие
| Тесты, выявляющие одаренность
| Тесты, выявляющие влияние обстановки
| |
|
| 7. Определение абстрактных понятий: а) непосредственное; б) под влиянием примеров
8. См, п. 6 (для возраста 11 дет)
9. См. п. 2 (для возраста 11 лет)
|
| |
|
|
| 10. Эстетические суждения (как для более раннего возраста) и формальное понимание картины
| |
|
| 1. Опыт с развертыванием по Бине
2. Перекладывание треугольника
3. Различение абстрактных понятий: бережливость — скупость, ошибка — ложь
4. Соотнесение понятий и работа с причинными отношениями (метод воспроизведения и метод Гросса)
|
| |
| 5. Заключения (Штерн, Берт, собст-венныйметод)
|
|
| |
|
| 6. Трудные вопросы для выяснения интеллигентности (если пушку поставить горизонтально, будет ли пушечное ядро лететь, как прежде?)
|
| |
|
|
| 7. Запоминание слов (по Термену и Чайльдсу)
| |
| | | | | | | |
Возраст (лет)
| Тесты, выявляющие развитие
| Тесты, выявляющие одаренность
| Тесты, выявляющие влияние обстановки
|
|
| 8. Выяснение морали басен и этическое суждение
9. Составление рассказа из предложенных слов
|
|
|
|
| 10. Эстетическое суждение о сложных объектах (сравнение картин и скульптуры)
|
| 1. Непосредственное запоминание 6—10 цифр (букв) и предложений: а) легких, до 30 слогов; б) трудных, абстрактного содержания, такого же объема
|
| i
|
|
|
| 2. См. п. 10 (для возраста 13 лет)
|
| 3. См. 8 (для возраста 13 лет)
|
|
|
|
| 4. Составление более трудных рассказов из предложенных слов
5. См. п. 4 (для возраста 13 лет)
6. См. п. 7 (для возраста 12 лет)
7. См. п. 5 (для возраста 13 лет)
8. Представление пространства (кольцо Ройса, развертывание по Бине), вращающийся треугольник, циклоиды. Повторение: перекладывание треугольника
|
|
Возраст (лет)
| Тесты, выявляющие развитие
| Тесты, выявляющие одаренность
| Тесты, выявляющие влияние обстановки
| |
| 9. Испытание внушаемости (см. п. 5 для 12 лет) и суждения (критика поступков)
|
|
| |
|
|
| 10. Письмо под диктовку (почерк, орфография, запоминание, понимание)
| |
15 лети старше
| 1. Непосредственное запоминание более трудного материала
|
|
| |
|
|
| 2. Эстетическое суждение (см. п. 10 для возраста 13 лет), связанное с рассматриванием картин, толкование их
| |
|
| 3. Объяснение разницы между королем и президентом
4. См. п. 4 (для возраста 14 лет)
5. См. п. 8 (для возраста 14 лет)
6. См, п. 4 (для возраста 13 лет)
7. См. п. 7 (для возраста 12 лет)
|
| |
| 8. См. п. 8 (для возраста 13 лет)
|
|
| |
|
| 9. См. п. 6 (для возраста 13 лет)
|
| |
|
|
| 10. Понимание слов(по Терменуи Чайльдсу)
| |
| | | | | | | |
Возрастная диагностическая шкала Л. М. Термена и Г. С. Чайльдса (1912)
Возраст
(лет)
| Тестовые задания
|
| Умение правильно назвать ключ, нож и монету
Рассматривание картины и перечисление на ней предметов и лиц
Повторение трех однозначных чисел
Знание своего пола
Сравнение двух тяжестей
Что делать, если ты устал (тебе холодно)?
|
| Подсчет 4 монет
Составление прямоугольника
Срисовывание квадрата
Эстетическое сравнение
Определение конкретных предметов посредством указания
на их назначение
|
| Различение утра и вечера
Обозначение 4 основных цветов
Выполнение трех поручений
Повторение выражения, состоящего из 13 слогов
Понимание слов (из 10 слов должен быть понят известный
процент их)
|
| Различение правой и левой стороны
Указание числа пальцев на руках
Подсчет 3 монет
Повторение 4 чисел
Ответ на 3 легких вопроса
Понимание слов (должно быть понято 12 % сказанных слов)
|
| Описание рассматриваемой картины о
Срисовывание ромба
Знание достоинств 4 монет
Обнаружение пробелов на рисунках
Повторение предложений, состоящих из 14—16 слогов
Понимание слов (должно быть понято 14 % их)
|
| Обратный счет от 20 до 1 Сравнение по воспоминанию двух предметов Написание легкого предложения под диктовку Повторение 5 цифр
Понимание слов (должно быть понято 18 % их) Тест «мяча на лугу («Нарисованный крут изображает поросшую травой лужайку, на которой потерян мяч; нарисуй путь, по которому ты пойдешь, чтобы наверняка отыскать мяч»)
|
| Умение назвать дату дня
Распределение пяти тяжестей по весу
Воспроизведение 4 моментов из прочитанного
Подсчет 3 монет
Произнесение 50 слов за 2 мин
Ответ на 3 трудных вопроса
Понимание слов (должно быть понято 23 % их)
Заполнение пропусков в тексте
|
| Составление предложения из 3 слов
|
| Повторение 5 цифр
|
| Разменивание денег
|
| Понимание слов (должно быть понято 26 % их)
|
| Заполнение пропусков в тексте
|
| Тест «мяча на лугу»
|
| Пересказ только что прослушанной басни
|
| Решение 5 задач на счет
|
| Ответ на 4 трудных вопроса
|
| Заполнение пропусков в тексте
|
| Понимание слов (должно быть понято 30 % их)
|
| Пересказ басни
|
| Нахождение основной мысли в 5 шутках и анекдотах
|
| Составление предложения из перепутанных слов
|
| Критика нелепостей в предложениях
|
| Воспроизведение 7 моментов из прочитанного текста
|
| Повторение предложения, состоящего из 26 слогов
|
| Способность не поддаться внушению при сравнении длины
|
| линий
|
| Понимание слов (должно быть понято 36 % их)
|
| Повторение 7 цифр
|
| Пересказ басни
|
| Решение арифметической задачи
|
| Понимание слов (должно быть понято 42 % их)
|
| Заполнение пропусков в тексте
|
| «Поставь стрелку часов на 3 ч без 4 мин»
|
| Пересказ басни
|
| Рассматривание картин; толкование их
|
| Заполнение пропусков в тексте
|
| Тест с диаграммами
|
Взрос-
| Перекладывание треугольника
|
лые
| Объяснение разницы между королем и президентом
|
| Тест «мяча на лугу»
|
| Заполнение пропусков в тексте
|
| Выделение основной мысли рассказа
|