Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления

 

Статья 294. Право хозяйственного ведения

1. Право хозяйственного ведения представляет собой ограниченное вещное право, которое в настоящее время характерно лишь для государственных и муниципальных унитарных предприятий. Ограниченный характер данного права обусловлен тем, что реализация правомочий собственника казенным предприятием осуществляется исключительно с согласия собственника данного имущества, который одновременно реализует и контрольные полномочия в отношении собственного имущества.

2. Судебная практика:

постановление ФАС Центрального округа от 30.06.2014 по делу N А64-4877/2012;

постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу N А41-42160/13;

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 N 17АП-5825/2014-ГК по делу N А60-38124/2013;

определение Арбитражного суда Московской области от 01.07.2014 по делу N А41-28960/12;

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10.06.2014 по делу N 2-1407/2014.

 

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества осуществляет контрольные полномочия не только в отношении передаваемого унитарному предприятию имущества, ему одновременно принадлежит право образования предприятия и определения наиболее важных и значимых аспектов его деятельности. Наряду со специальными правомочиями собственника, ему в полной мере присущи и полномочия, характерные для учредителя юридического лица любой организационно-правовой формы, в первую очередь, право на получение части прибыли от деятельности предприятия, связанной с использованием предоставленного ему имущества.

2. Распоряжение имуществом, переданным предприятию на праве хозяйственного ведения, допускается исключительно с согласия собственника данного имущества. Такое согласие оформляется распоряжением уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления.

3. Судебная практика:

постановление ФАС Уральского округа от 30.06.2014 N Ф09-2982/14 по делу N А76-19410/2010;

постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.07.2012 по делу N А79-6416/2011;

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2014 N 15АП-2357/2014 по делу N А32-18953/2013;

решение Арбитражного суда Красноярского края от 07.07.2014 по делу N А33-6632/2014;

решение Сосновоборского городского суда Красноярского края от 23.06.2014 по делу N 12-20/2014.

 

Статья 296. Право оперативного управления

1. Право оперативного управления также носит ограниченный характер по объему полномочий и кругу субъектов, которым имущество может быть передано на данном праве. Имущество на праве оперативного управления может быть передано учреждениям или казенным предприятиям, т.е. субъектам, имеющим неразрывную связь с государством, которое является их учредителем.

Право оперативного управления ограничивает правомочия его обладателя возможность владения и пользования имуществом в соответствии с его целевым назначением и направлениями деятельности учреждения или предприятия. Распоряжение имуществом допускается лишь при наличии специального законодательного предписания и надлежащим образом оформленного согласия собственника имущества.

2. Имущество на праве оперативного управления передается учреждению (предприятию) в количестве и объеме, необходимом для осуществления его деятельности. В случае изменения объемов деятельности и высвобождения части имущество, оно может быть изъято собственником. Закон не предусматривает обязанности пользователя в части принятия решения о передаче избыточного имущества его собственнику. В отношении возвращенного имущества правомочия собственника реализуются в полном объеме и не могут быть ограничены.

3. Судебная практика:

постановление ФАС Поволжского округа от 02.07.2014 по делу N А12-20843/2013;

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 N 06АП-2676/2014 по делу N А73-2808/2014;

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А65-28902/2013;

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10.07.2014 по делу N А12-17242/2014;

решение арбитражного суда Вологодской области от 03.06.2014 по делу N А13-5221/2014;

решение Володарского районного суда Нижегородской области от 09.06.2014 по делу N 2-552/2014.

 

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. Обязательным условием распоряжения имуществом, переданным казенному предприятию, является получение согласия собственника данного имущества. Сделка по распоряжению имуществом, совершенная без согласия собственника, является недействительной. Основной целью передачи казенному предприятию имущества является его использование для достижения целей образования казенного предприятия - производств продукции, выполнения работ и т.п.

В соответствии с общими правилами ГК РФ собственником продукции является само предприятие, в связи с чем оно по собственному усмотрению реализует результаты своей деятельности, если иное не установлено нормативными актами. При этом полномочия предприятия ограничиваются лишь подбором рынка сбыта продукции и ее реализации. Распределение и расходование полученной прибыли не входит в компетенцию предприятия, распределение прибыли осуществляется по решению собственника имущества казенного предприятия, что аналогично правовой позиции участника хозяйственного общества или товарищества, внесшего соответствующий вклад в образованное им юридическое лицо.

2. Судебная практика:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2014 N 18АП-286/2014 по делу N А07-18126/2013;

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу N А72-9437/2012;

решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.06.2014 по делу N А19-6833/2014;

решение Арбитражного суда Амурской области от 13.05.2012 по делу N А04-613/2013;

решение Ленинского районного суда Тульской области от 15.05.2014 по делу N 2-906/2014.

 

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

1. ГК РФ выделяет четыре основных вида учреждений, осуществляющих деятельность на территории РФ: частное, автономное, бюджетное и казенное. Являясь учреждениями, все они обладают общими и особыми чертами, реализующимися в их деятельности.

Общим для всех видов учреждений является ограничение в части распоряжения имуществом, переданным им собственником или приобретенным на средства собственника. Независимо от вида учреждения обязательным условием осуществления ими распорядительных действий является наличие согласия собственника имущества. Однако виды имущества, в отношении которого требуется получение согласия, различаются:

для автономного учреждения согласие требуется на распоряжение недвижимым или особо ценным имуществом;

для бюджетного - только в отношении особо ценного имущества, переданного собственником или приобретенного за счет его средств;

для казенного учреждения получение согласия собственника является обязательным условием для совершения распорядительных действий в отношении любого переданного ему имущества или имущества, приобретенного за счет средств собственника;

для частного учреждения необходимость получения согласия не предусмотрена, запрет совершения распорядительным действий в отношении переданного или приобретенного имущества является императивным и действует независимо от наличия согласия собственника.

2. Второй особенностью правового положения учреждения является возможность осуществления им коммерческой деятельности, т.е. деятельности, направленной на получение доходов, извлечение прибыли. По общему правилу, действующему в отношении всех некоммерческих юридических лиц, осуществление коммерческой деятельности допускается лишь для достижения целей, ради которых образовано учреждение при условии закрепления соответствующей возможности в его учредительных документах - уставе. Указанное правило действует в отношении всех видов учреждений. Не соблюдение указанных ограничений нередко влечет за собой применение мер ответственности.

3. Немаловажное место среди особенностей правового статуса учреждения занимает и распределение полученных от его деятельности доходов. Указанная особенность в большей степени характерна лишь для казенного учреждения, поскольку иные виды учреждений вправе самостоятельно распоряжаться полученным ими по результатам деятельности доходами и имуществом, приобретенным на указанные средства. Согласия собственника имущества на распоряжение указанными средствами частному, автономному и бюджетному учреждениям не требуется. Правовой статус казенного учреждения в значительной степени отличается от всех иных, поскольку любые полученные им от своей деятельности средства поступают в бюджет соответствующего уровня и формируют его доходную часть. Казенное учреждение не только лишено возможности самостоятельного распоряжения заработанными средствами, но и права приобретения имущества на такие средства. Любое имущество может быть ему передано исключительно собственником - государством, субъектом РФ или муниципальным образованием.

4. Судебная практика:

постановление ФАС Московского округа от 23.04.2014 по делу N А40-66125/13-85-641;

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 N 06АП-2676/2014 по делу N А73-2808/2014;

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 по делу N А40-79178/2013;

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.05.2014 по делу N А43-2429/2014;

решение Арбитражного суда Приморского края от 25.06.2014 по делу N А51-26333/2013;

постановление судьи Нолинского судебного района Кировской области по делу об административном правонарушении от 23.05.2014 по делу N 5-125/2014.

 

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

1. Право хозяйственного ведения или оперативного управления непосредственно связаны с фактом передачи имущества, необходимого для осуществления деятельности предприятия или учреждения. В этой связи основанием возникновения указанных прав является именно факт передачи имущества. Юридическим фактом, порождающим указанные права, выступает акт уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления о передаче утвержденного перечня имущества предприятию или учреждению. Иные правила могут вытекать из нормативных предписаний или решения собственника: после государственной регистрации соответствующего права или договора в отношении недвижимого имущества, транспортных средств и спецтехники. Если имущество не требует регистрации, то, право на него переходит с момента его передачи. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

2. Возникновение права на результаты деятельности предприятия или учреждения также основывается на нормативных предписаниях, причем приобретение права хозяйственного ведения или оперативного управления реализуется по правилам, предусмотренным для права собственности. Нормы настоящей статьи ограничивают право предприятия (учреждения) лишь хозяйственным ведением или оперативным управлением, что указывает на принадлежность права собственности на плоды, продукцию и доходы собственнику имущества, переданного для осуществления деятельности и получения плодов, продукции или доходов.

3. Право оперативного управления и хозяйственного ведения связаны с реализацией правомочий собственника имущества в ограниченном объеме, в связи с чем в отношении указанных видов вещных прав в полной мере применяются основания прекращения, предусмотренные ГК РФ для права собственности. Прекращение в результате сделки может не применяться к указанным правам, поскольку связано с распоряжением имуществом, которое осуществляется исключительно собственником и ограничено для предприятия (учреждения). Особенностью прекращения вещных прав является специальное основание - изъятие имущества собственником, т.е. прекращение правоотношений по поводу владения и пользования ранее переданным имуществом. Данное основание также вытекает из ограниченного характера вещных прав.

4. Применимое законодательство:

ФЗ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

5. Судебная практика:

постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22;

постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21;

постановление Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8;

постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.06.2014 по делу N А13-12264/2013;

постановление ФАС Центрального округа от 30.06.2014 по делу N А64-4877/2012;

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 N 09АП-18401/2014-ГК по делу N А40-93071/2013;

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А14-13639/2013;

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.06.2014 по делу N А65-8330/2014;

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.06.2014 по делу N А65-8330/2014;

решение Нерехтского районного суда Костромской области от 20.06.2014 по делу N 12-59/2014.

 

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

1. Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие или учреждение к иному лицу не может выступать основанием для прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения. Ранее принятые решения о предоставлении собственником имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения сохраняют свою юридическую силу вплоть до принятия собственником иного решения, например, об изъятии излишнего имущества и т.п.

2. Судебная практика:

постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2014 по делу N А22-1758/2013;

постановление ФАС Поволжского округа от 01.04.2014 по делу N А72-6831/2013;

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N 06АП-2572/2014;

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А26-6429/2013;

решение арбитражного суда Амурской области от 04.04.2014 по делу N А04-600/2014;

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.05.2014 по делу N А73-2746/2014;

решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 03.07.2014 по делу N 2-499/2014.