ПЛОСКИЕ ДНИЩА
Неотбортованные и отбортованные днища приминяются премущественно при малых перепадах давлений, например, в резервуарах под наливом, в аппаратуре работающей под малым давлением (до 0,07 МПа) или атмосферным давлением.
Плоские неотбортованные днища просты в изготовлении, дешевы, но при значительных перепадах давления получается, тяжелыми и громозкими.
Плоские отбортованные днища более дорогие, зато обеспечивают более благоприятные условия работы сварного шва, чем неотбортованные. Они приминяются в тех случаях, когда необходима чистка аппарата от осадка, или если к сварке предъявляются повышенные требования, как, например, при изготовлении аппаратов из высоколегированных сталей.
Существует два подхода к расчёту и проектированию плоских днищ:
- расчет их как пластинок по теоретическим уравнениям;
- расчет по полуэмпирическим формулам, многие из которых нормализованы.
Так если рассмотреть днища как круглую пластинку, защепленную по краю и нагруженная давлением Р, то напряжение в центре будет равно:
а у края:
μ - коэффициент Пуассона.
У контура пластины от внутреннего давления нижние наружные волокна пластины сжаты.
Расчет толщины стенки плоского днища производится обычно по ГОСТ 14249 – 89 .
Толщину плоских круглых днищ и крышек аппаратов, работающих под внутренним избыточным или наружным давлением, следует рассчитать по формулам:
где ДR - расчетный диаметр днища или крышки;
К – коэфициент зависит от конструкции сварного соединения круглых днищ с обечайкой;
КО - коэфициент ослабления плоских днищ и крышек отверстиями, следует определять по формуле, если одно отверстие диаметром d:
если несколько отверстий:
Допускаемое давление на плоское днище или крышку, следует определять по формуле:
Формулы для расчета плоских днищ и крышек применимы при условии:
Допускается проводить расчёт при : > 0,11 , но значение допускаемого давления, рассчитанного по выше стоящей формуле, следует умножить на поправочный коэффициент КР ( см. ГОСТ 14249-89).
П р и м е ч а н и е : Коэффициент Пуассона – является одной из основныых механических характеристик.При растяжении стержня, кроме продольного удленения, наблюдается поперечное сужение.Отношение относительного поперечного сужения к относительному продольному удленению, взятое по абсолютной величине, называется коэффициент Пуассона. Для большинства материалов коэффициент Пуассона имеет величину равную 1/4 до 1/3.