ПЛОСКИЕ ДНИЩА

Неотбортованные и отбортованные днища приминяются премущественно при малых перепадах давлений, например, в резервуарах под наливом, в аппаратуре работающей под малым давлением (до 0,07 МПа) или атмосферным давлением.

Плоские неотбортованные днища просты в изготовлении, дешевы, но при значительных перепадах давления получается, тяжелыми и громозкими.

Плоские отбортованные днища более дорогие, зато обеспечивают более благоприятные условия работы сварного шва, чем неотбортованные. Они приминяются в тех случаях, когда необходима чистка аппарата от осадка, или если к сварке предъявляются повышенные требования, как, например, при изготовлении аппаратов из высоколегированных сталей.

Существует два подхода к расчёту и проектированию плоских днищ:

- расчет их как пластинок по теоретическим уравнениям;

- расчет по полуэмпирическим формулам, многие из которых нормализованы.

Так если рассмотреть днища как круглую пластинку, защепленную по краю и нагруженная давлением Р, то напряжение в центре будет равно:

а у края:

μ - коэффициент Пуассона.

У контура пластины от внутреннего давления нижние наружные волокна пластины сжаты.

Расчет толщины стенки плоского днища производится обычно по ГОСТ 14249 – 89 .

Толщину плоских круглых днищ и крышек аппаратов, работающих под внутренним избыточным или наружным давлением, следует рассчитать по формулам:

где ДR - расчетный диаметр днища или крышки;

К – коэфициент зависит от конструкции сварного соединения круглых днищ с обечайкой;

КО - коэфициент ослабления плоских днищ и крышек отверстиями, следует определять по формуле, если одно отверстие диаметром d:

если несколько отверстий:

Допускаемое давление на плоское днище или крышку, следует определять по формуле:

Формулы для расчета плоских днищ и крышек применимы при условии:

Допускается проводить расчёт при : > 0,11 , но значение допускаемого давления, рассчитанного по выше стоящей формуле, следует умножить на поправочный коэффициент КР ( см. ГОСТ 14249-89).

 

П р и м е ч а н и е : Коэффициент Пуассона – является одной из основныых механических характеристик.При растяжении стержня, кроме продольного удленения, наблюдается поперечное сужение.Отношение относительного поперечного сужения к относительному продольному удленению, взятое по абсолютной величине, называется коэффициент Пуассона. Для большинства материалов коэффициент Пуассона имеет величину равную 1/4 до 1/3.