Урок № 6

Тема урока: «Цвет в произведениях на примере натюрморта»

Тип урока: урок-беседа

Цель урока - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

- формирование художественных знаний (что такое натюрморт, история возникновения натюрморта), умений (уметь отличать теплый натюрморт от холодного, обобщать);

- развитие творческой активности ребенка;

- воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

Оборудование:

- визуальный ряд: картины художников, писавшие в то время, иллюстрации, репродукции знаменитых художников;

Для учащихся: бумага, кисти, карандаши, краски, стирательные резинки.

Для учителя: мел, бумага, карандаш, кисть.

Содержание урока:

1. Организационный момент (0,5 мин.)

2. Сообщение темы и цели урока (0,5 мин.)

3. Повторно проведен тест (7-10 мин)

4. Понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета» в искусстве. Цветовые отношения. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция в натюрморте.

5. Задание: необходимо выполнить цветовую композицию на тему «Теплый или холодный натюрморт» (на выбор ученика).

6. Самостоятельная работа каждого ребенка. Учитель следит за ходом урока, если есть какие-нибудь вопросы, то помогает. Подходит к каждому индивидуально.

7. Подведение итогов.

8. Уборка рабочих мест.

 

 

Таким образом, исходя из полученных данных, можно сделать вывод что, разработанный блок уроков внес качественные изменения. Необходимо отметить, что при выполнении практического задания по выявлению уровня развития композиционных умений при создании эскизов к натюрморту, учащимся потребовалось меньше времени для прохождения, и показатель продуктивности у многих возрос, что объясняется сильной заинтересованностью и желанием показать лучшие результаты. Повысился также уровень сложности в рисунках, а степень стереотипности уменьшилась, т. к. в процессе выполнения заданий, учащиеся были менее подвержены влиянию образов, навязанных телевидением и больше погружены в собственные фантазии и эмоции.

По данным теста-опроса на тему «Основы композиции. Натюрморт», у учащихся повысился уровень знаний, что объясняется проведенными занятиями и собственным опытом выполнения.

Отметим, что проведенные уроки благотворно сказались на учащихся и явились возможностью для них, раскрыть свой внутренний потенциал, проявить себя как творческую личность.

Для определения эффективности использованной методики развития композиционных умений, были сравнены таблицы оценки композиционных умений на начальном и заключительном этапах. В результате начального этапа заметим, что уровень композиционных умений у детей низкий. После проведённых уроков показатели заметно выросли. Это говорит о том, что данная методика действительно оказалась эффективной.

В ходе исследования были определенны и проведены в условиях поисковой работы методические основы развития композиционных умений в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства. Также было разработано содержание форм и методов по использованию учебного методического комплекса.

В итоге были определены уровни сформировавшихся художественных знаний, художественных умений и творческого опыта в процессе ознакомления с искусством натюрморта. Было выявлено, что по критериям развития композиционных умений, показатели возросли на 40% по деятельностному, на 50% по когнитивному критерию и на 80% по эмотивному критерию.

На основе изучения научно-методической литературы и проведённого исследования можно сказать, что искусство натюрморта может сопутствовать повышению уровня эстетического воспитания и развития композиционных умений. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и составлении методических пособий по освоению различных видов искусства на примере натюрморта учителями изобразительного искусства. Таким образом, цели исследования были достигнуты, выявив наиболее эффективные формы, методы и средства развития композиционных умений учащихся.