Критерии решения проблемы преодоления кризиса железнодорожного транспорта и превращения его в фактор ускорения социально-экономического развития страны

 

Среди укрупненных критериев, позволяющих оценить результативность реализации мероприятий Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, целесообразно выделить следующие:

- Рост количественных показателей уровня развития сети железных дорог (протяженность, достаточность развития сети) и снижение диспропорций в ее территориальном размещении (рост числа обслуживаемых субъектов Российской Федерации).

- Обновление инфраструктуры железных дорог и совершенствование ее технических характеристик.

- Обновление подвижного состава железнодорожного транспорта и внедрение новых технологических решений.

Повышение интенсивности и эффективности функционирования железнодорожного транспорта (рост объемов грузовых и пассажирских перевозок; повышение скорости, надежности и точности доставки грузов и пассажиров; снижение аварийности; оптимальное соотношение цены и качества оказываемых услуг; повышение степени удовлетворенности населения работой железнодорожного транспорта и др.).


[1] По данным UIC (Railway Statistics – Synopsis), 2005 г.

[2] См.: постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848 (в ред. от 31 мая 2006 г. № 338) «О Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст 4859

[3] Значительная часть российских железных дорог построена в XIX веке, электрификация в основном завершена в 1960-1970-е годы ХХ века, износ основных фондов отрасли в среднем составляет 58,2%, износ локомотивов – более 84%.

[4] Сравнение проведено со странами первой группы (high income) по классификации Мирового Банка (с ВВП в пересчете на душу населения выше 11,115 тыс. долларов США) – Великобритания, Германия, Канада, США, Франция и др.

[5] В частности, созданное в октябре 2003 г. открытое акционерное общество «Российские железные дороги» смогло добиться приостановки деградации основных фондов отрасли, а в 2005 году впервые за 20 лет было положено начало их расширенному воспроизводству.

[6] «Узким местом» в пропускной способности железнодорожного направления, сдерживающим работу транспорта, считается элемент, коэффициент использования пропускной способности которого превышает следующие величины:

для однопутных участков – 0,85;

для участков с двухпутными вставками – 0,87;

для двухпутных участков – 0,91;

для приемо-отправочных путей и стрелочных горловин станций – 1,0.

[7] Справочно: в Китайской Народной Республике за это же время построено 17 тысяч километров пути.

[8] В 2006 году рентабельность ОАО «РЖД» составила 1,3 % по основной деятельности, тогда как в большинстве других крупных компаний Российской Федерации – не менее 9 %.

 

[9]Например, решение задачи по снижению прямых бюджетных расходов на обеспечение функционирования железнодорожной отрасли не должно приводить к сокращению социальных обязательств государства перед своими гражданами в сфере оказания транспортных услуг, а формирование конкурентной среды в отрасли не должно входить в противоречие с задачей обеспечения ее выживаемости в целом.

 

[10] См.: Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г. и 2007 г.; поручения Президента Российской Федерации от 10 июня 2005 года №Пр-974; от 28 апреля 2007 г. № Пр-713 и др.

[11] Документ утвержден приказом Минтранса России от 12 мая 2005 года № 45

[12] См.: Постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. №848 и от 31 мая 2006 г. №338

[13] Одобрена решением Правления ОАО «РЖД» 27 июля 2006 года.