Применение юридических норм: понятие, стадии, акты.

Применение норм права необходимо тогда, когда вышерассмотренные формы оказываются недостаточными дня полной реализации правовых норм и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов. Применение норм права—это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-, определенных лиц. Каковы же характерные признаки применения норм права? Во-первых, правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, мэрия, префектура, суд, администрация предприятия, командир воинской части, профсоюзный комитет. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют и, следовательно, применять нормы права не могут. Во-вторых, деятельность по применению норм права имеет. государственно-властный характер. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия или следователя по расследованию уголовного дела. В-третьих, содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, решение исполкома о выдаче конкретному гражданину ордера на квартиру, приговор суда в отношении лица, совершившего преступление и др.В-четвертых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела. Когда, в каких случаях возникает необходимость в применении норм права? 1.Норма права применяется компетентными органами тогда, когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности. Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом отдельном случае необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица. Например, для того, чтобы учиться в высшем государственном учебном заведении (реализовать свое право на образование), необходимо решение руководителя данного вуза о зачислении; чтобы реализовать право на трудоустройство, необходимо официальное решение администрации предприятия, организации опринятии на работу. В каждом из названных и подобных случаев необходимо издание приказа руководителем соответствующего учреждения о реализации указанных прав. 2.Правоприменительная деятельность компетентных органов необходима в том случае, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретенным домом. В таком случае гражданин обращается в административный орган или суд, которые принимают решение, направленное на восстановление нарушенного права владельца дома. 3.Необходимость в применении норм права возникает и тогда, когда юридические обязанности не исполняются добровольно. Например, одна организация обязалась по договору поставлять другой организации определенную продукцию, но не выполнила свое обязательство. В этом случае компетентный орган (арбитраж, суд) выносит властное решение, на основании которого в принудительном порядке обеспечивается выполнение организацией взятого ею обязательства 4.Правоприменительная деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю. Так, при совершении военнослужащим дисциплинарного проступка взыскание определяет только командир (начальник), применяя соответствующую норму Дисциплинарного устава. Когда же совершается преступление, меру наказания определяет только суд, на основании норм уголовного права. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРОЦЕССА ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ПРАВА. Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий—стадий.1.Установление фактических обстоятельствдела. Применение юридических норм, как уже отмечалось, направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов. Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Чтобы установить объективную истину по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости. Важно также иметь в виду, что правоприменительными органами исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения преступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами. 2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган прежде всего решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму— значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическимобстоятельствам дела. Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании. Более того, необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания со всеми изменениями и дополнениями на деньприменения нормы права. Здесь же правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Норма права может быть применена лишь тогда, когда она соответствует предписаниям актов вышестоящих органов.

Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительныйорган должен точно установить: —действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное депо; —действует ли она на той территории, где это депо должно быть разрешено; —распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случаи регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. В данном случае имеет место коллизия правовых норм. Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами? Какую из норм компетентный орган должен применить к обстоятельствам дела? Существуют следующие правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности: 1)если обнаружено противоречие между нормой федеративного закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федеративного закона;

2)если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа; 3)при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее; 4)в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя. В задачу компетентного органа на данной стадии входит уяснение (толкование) применяемой нормы, а также преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии. 3.Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций. Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточнойполнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным -лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается—начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.

§ 3.АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер. Акт применения нормы права—это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результатеразрешения конкретного юридического дела. Какими же основными признаками характеризуются акты применения норм права? Во-первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства.Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение дня всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого актагражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, наосновании которой он судим. Во-вторых, акт применения—это индивидуальный правовой акт.Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которыенаходятся в сфере их действия (конкретно не определенных). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям иимеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права кисточникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются. В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен. В-четвертых, акты применения норм права издаютсяустановленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т. п.),должны иметь следующие обязательные элементы: 1)вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;2)описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела; 3)мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения;4)резолютивную часть, в которой излагается содержание решения. Каждый правоприменительный акт имеет строго определенные наименования: приговор, приказ, постановление, распоряжение. Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды: — акты представительных органов государственной власти; —акты исполнительных органов государственной власти; —акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.); —акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.).

В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются:

— на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

— на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора). Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

50. понятие о правосознании. Основные концепции правосознания.Правосознание это форма общественного сознания, совокупность идей и эмоций в которых выражается отношений людей к правовым явлениям – законам, правомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию. Правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового регулирования.Несомненна роль правосознания в качестве элемента механизма правового воздействия. Правосознание является специфической формой общественного сознания. Право и правосознание тесно связаны между собой. Требования общественной жизни проходят через волю и сознание людей, участвующих в осуществлении правотворческой деятельности органов государства, и только после этого получают выражение в качестве юридических норм. Однако правосознание не является общезначимым масштабом поведения, каковым является право. Регулирующая роль правосознания практически сводится к идеологическому воздействию. Правосознание тесно связано с правом и моралью, находится как бы на стыке этих общественных явлений. Правосознание родственно морали, поскольку содержится в общественном сознании, представляя собой систему оценочных суждений, посредством которых регулирует поведение членов общества таким же образом, как это поведение регулируется нормами морали. Основные концепции правопознания. Феномен права в силу сложности и уникальности всегда привлекал и привлекает внимание исследователей. В связи с этим сложился ряд концепций правопознания, отражающий восприятие и познание права на базе определенных мировоззренческих позиций, а также в контексте его соотношения с другими социальными явлениями и институтами.

В зависимости от решения основного вопроса философии о соотношении нравственности и права, исторической судьбы права, оценки права как целостного, самодостаточного явления, различают ряд концепций правопонимания. Теологические учения о праве исходят из божественного происхождения и сущности права (Ф. Аквинский). В цепи соотношения Вечного Закона, выражающего божественный разум; Естественного закона, обусловленного правилами природы; Человеческого закона, положительного, снабженного юридической санкцией для обезвреживания людей порочных; Божественного закона, данного в божественных откровениях Ветхого и Нового заветов; Право определяется как действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Приоритет здесь отдается справедливости как воздаяния каждому своего. Человеческое право может иметь место как источник права, но лишь в качестве соответствия Естественному и Божественному началам. Естественно-правовые концепции (Сократ, Платон, деятели эпохи Возрождения, современные концепции правового государства) исходят из приоритета естественных, неотделимых от природы человека прав; из различения права (естественного) и закона (позитивного права); из соединения права и нравственности; из того, что при возникновении противоречий права и закона, государство отдает предпочтение праву. Позитивистская концепция (К. Бергбом, Г. Шершеневич), в отличие от естественно-правовой, отдает приоритет субъективному праву, производному от объективного права, устанавливаемого государством. Юридический позитивизм исходит из разъединения права и морали, поскольку право не связано моральными обоснованиями. Право и закон отождествляются. Задача юристов состоит в тщательном изучении догмы права: юридических конструкций, наличных норм права, юридической ответственности, интерпретации, в конечном счете, находить пути к установлению стабильного правового порядка. Нормативистская концепция (Г. Кельзен) выстраивается на основе противопоставления области сущего и должного. Право (область должного) находит свое обоснование в самом себе, а не в каких-то классово-политических., социальных условиях и факторах. Оно (право), будучи системой норм,, выстраивается в стройную, иерархически соподчиненную пирамиду, в основе которой лежит некая базисная норма, устанавливаемая логическим анализом реального юридического знания. Основная норма вводит все другие нормы и действия в контекст правопорядка, придает им общезначимый характер, результативность и действенность, Непротиворечивость в такой замкнутой пирамиде способствует установлению режима законности при абсолютизации влияния государства на процесс формирования и действия права. Психологическая концепция (Л.И. Петражицкий) исходит из признания правом конкретной реальности — эмоциональной, чувственной ее оценки. Обретая императивно-атрибутивный характер, эмоции и переживания признаются государством, становятся регулятором поведения людей, рассматриваются как наличное, действующее право. Концепция выстраивается на основе признания правосознания и ценностей правовой культуры как правообразующего фактора. Марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) исходит из обусловленности права экономическим строем общества, исключительно классового его характера, производности права как системы норм, от государства и обеспеченности его принудительной силой государства (примата государства над правом), перспектив его трансформации в правила коммунистического общежития (мифологизации правосознания). Марксистский подход стал основой для советского правопонимания, сложившегося в русле отождествления права и тоталитарного законодательства, формирования этатистского позитивизма. Социологические концепции (Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эр-лих) исходят из поиска источника права не в норме или психике, а в реальной жизни. Право поэтому не в норме закона, не в правосознании, а в порядке общественных отношений. Выявление условий такого порядка в процессе разрешения юридического дела является прерогативой судьи, административного органа. Позитивным здесь является признание того, что нормы права действуют в «системе координат», под влиянием множественных социологических факторов; что роль судьи, разрешающего дело, в освоении этих факторов - велика; что в правоприменительной практике нужно находить социальное равновесие.