Э.Фромм. «Бегство от свободы»
Фромм Эрих (1900-1980) - немецко-американский философ, психолог, социолог. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма. В 1922 получил в Гейдельбергском университете степень доктора философии. Основные сочинения: "Бегство от свободы" (1941), "Человек для себя" (1947), "Здоровое общество" (1955), "Искусство любить" (1956), "Дзен-буддизм и психоанализ" (1960. Концептуальными истоками творчества Ф. являлись идеи Фрейда, Маркса, а также буддизм, труды Спинозы, Ницше. Ф., акцентируя внимание на проблеме человека, стремился к комплексному рассмотрению ее биологических, социальных и экзистенциальных аспектов.
Постановка и изучение проблемы психологического объяснения становления тоталитарных режимов, причин прихода к власти тоталитарных лидеров связано с проведением исследований по психологии нацизма. Германия периода 20-х- 40-х гг. является одной из популярных среди американских психоисториков эпох. Вопрос о психологических предпосылках нацистского режима в Германии рассматривался в двух направлениях:
1. Причиной установления тоталитарного режима является уникальность и сила воздействия тоталитарного лидера на массы, вызванная психологическими особенностями лидера, его “харизмой”. Так, уже в годы второй мировой войны группа американских психологов под руководством В.Лэнгера по заказу Управления стратегических служб США проводит психоаналитическое исследование личности Гитлера, основанное на изучении множества документальных свидетельств о жизни и деятельности Гитлера.
2. Определенные психологические тенденции в массовой психологии людей, живущих в Германии в 20-е годы создали своего рода психологическую потребность в сильной политической власти, в тоталитарной идеологии, в тоталитарном вожде, что предопределило появление лидера типа Гитлера и его популярность. Ярким примером подобного объяснения является книга Э.Фромма “Бегство от свободы”, опубликованная в 1941 г.
Уже в первых исследованиях, посвященных психологическому объяснению прихода к власти Гитлера, причин его популярности признается необходимость изучения психологических характеристик населения Германии, психологического анализа нацистской идеологии, социально-психологического анализа ситуаций общений “вождя” с массами (Ф.Нойман, Ф.Шуман, Г.Гилберт, Г.Бичевский).
Теоретическим результатом исследований, посвященных психологии нацизма, является разработка американскими учеными концепции авторитарной личности и авторитарного характера, объясняющих индивидуальное и групповое поведение в условиях тоталитарного режима (Э.Фромм, Т.Адорно, Г.Дикс, Ю.Литвин, Е.Шилз и др.)
Впервые понятие авторитарного характера использует Э.Фромм в книге “Бегство от свободы”(1935) для описания определенного типа “социального “характера, распространенного среди его современников (социальный характер определяется как совокупность черт характера, которые присутствуют у большинства членов данной группы и возникли в результате общих для них переживаний и общего образа жизни). Э.Фромм обнаруживает феномен авторитарного характера при исследовании психологических особенностей немецкого бюргерства 20-30-х гг.: стремление к подчинению и жажда власти, острая потребность в идентификации с авторитетом группы, государством, лидером, ограниченность и враждебность, подозрительность и чувство собственной ничтожности и бессилия. Исследовав механизмы характерообразования, Э.Фромм приходит к выводу, что психологической основой такого типа характера является симбиоз садизма и мазохизма (стремление к абсолютному господству и подчинению, к союзу с другой личностью и внешней силой) как способ бегства от слабости собственной личности и избавления от невыносимой ситуации внешней изоляции и самостоятельности.
Как считает Э.Фромм, социальная практика и идеология нацизма, в основе которой лежит принцип жесткой иерархии и контроля удовлетворила психологические запросы одной части населения, легализовала мазохистские и садистские тенденции личности и задала соответствующую ориентацию остальным, сформировала черты характера, который Э.Фромм называет авторитарным:
1. Для авторитарного характера существует два пола: имеющий власть и лишенный власти, а в результате сила власти вызывает в нем восхищение, а слабость- презрение.
2. Авторитарному характеру свойственен постоянный бунт по-отношению к власти, но направляется этот бунт против слабой власти и согласный на безусловное признание более сильной власти над собой.
3. Чертами авторитарного характера является эмоциональность - отказ от рационализма и связанная с ним готовность признать зависимость от какой-либо высшей силы, которая может выступать в образе бога, судьбы или воли вождя.
4. Чертой авторитарного характера является радикальный отказ от концепции равенства. В понимании авторитарного характера мир состоит из людей, обладающих силой и лишенных ее. Исходя из садомазохистских стремлений он признает только господство или подчинение, но никогда - солидарность.