Структура педагогики

□ Педагогические тео­рии.

□ Педагогические сис­темы.

□ Педагогические тех­нологии.

Структура педагогики.

Педагогика имеет свою структуру, состоящую из отдельных, взаимосвязанных компонентов, таковыми являются педагогические теории, педагогические системы и педагогические технологии.

Педагогические теории.

Теорией называют научное единство знаний, в котором факты, явления и связи между ними подводятся под общие законы и выводятся или объясняются ими. В педагогике существуют разные подходы к разработке её теоретических основ. Педагогика состоит из различных теоретических взглядов, согласующихся и расходящихся друг с другом.

Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Структурные элементы педагогической системы: субъекты и объекты, цели, содержание, формы, методы, средства воспитания и обучения – взаимообусловлены и связаны между собой.

Под педагогическими системами понимаются и различные учебно-воспитательные, образовательные учреждения, в которых взаимодействуют воспитатели и воспитуемые в процессе реализации целей образования и воспитания. Выделяются авторские педагогические системы. Широко известны авторские педагогические системы А.С. Макаренко, М.Мотессори, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского и др.

Важным структурным элементом педагогики являются педагогические технологии. Педагогическая технология представляет собой систему способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определённая система действий. Педагогическая технология служит конкретизацией методик обучения и воспитания. В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом.

 

 

Педагогика содержит разделы:

· общие основы педагогики,

· дидактика (теория обучения),

· теория воспитания,

· школоведение.

· история педагогики,

· социальная педагогика,

· профессиональная педагогика,

· креативная педагогика,

· педагогика сотрудничества,

· сравнительная педагогика,

· педагогическая инноватика,

· военная педагогика,

· специальная педагогика (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д.).