Внешние противоречия
> Между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать.
> Между целенаправленностью и планомерностью образовательного процесса и неупорядоченным влиянием социальной среды и других факторов.
> Между нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном процессе.
> Между обобщенным опытом, представленным в содержании образования и воспитания, и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности.
> Между новыми воспитательными или образовательными задачами и наличным уровнем воспитанности и обученности ребенка.
> Между коллективными формами воспитания и обучения и индивидуальным характером овладения духовными ценностями.
> Между регламентацией учебно-воспитательного процесса и собственной активностью воспитанника.
> Между педагогическими средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися.