Концепция И.С.Якиманской
По мнению Якиманской целью личностно-ориентированного образования и обучения является создание необходимых условий для раскрытия и последнего целенаправленного развития личностных черт учащегося. Сформулированы принципы, в полной мере отражающие философию личностно-ориентированного образования и обучения:
1) Каждый ребенок уникален и неповторим в сочетании своих индивидуальных проявлений;
2) Ученик не становится личностью под влиянием обучения, а изначально ею является;
3) Школа не должна вооружить знаниями, умениями и навыками, а посредством их развить их-развить ученика как индивидуальность, создать благоприятные условия для развития его способностей;
4) Школа должна изучить, проявить, развить личность каждого ученика.
Личностно-ориентированный подход в обучении реализуется только через субъектный опыт учащегося. Субъектность же проявляется в избирательности учащегося к познанию мира. Субъектно-личностный подход в обучении предполагает отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести, неповторимости и реализуется при соблюдении следующих требований к работе учителя:
1) При сообщении знаний обращаться к индивидуальным знаниям детей;
2) Разнообразить ученый материал по форме его сообщения;
3) Создать условия для выявления индивидуальности учащегося;
4) Учитывать природные предпосылки детей;
5) Работа должна быть системной;
6) Необходимо создавать особую образовательную среду в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальности каждого ученика;
7) Учитель должен понимать цели и ценности личностно-ориентированного образования.