Концепция И.С.Якиманской

По мнению Якиманской целью личностно-ориентированного образования и обучения является создание необходимых условий для раскрытия и последнего целенаправленного развития личностных черт учащегося. Сформулированы принципы, в полной мере отражающие философию личностно-ориентированного образования и обучения:

1) Каждый ребенок уникален и неповторим в сочетании своих индивидуальных проявлений;

2) Ученик не становится личностью под влиянием обучения, а изначально ею является;

3) Школа не должна вооружить знаниями, умениями и навыками, а посредством их развить их-развить ученика как индивидуальность, создать благоприятные условия для развития его способностей;

4) Школа должна изучить, проявить, развить личность каждого ученика.

Личностно-ориентированный подход в обучении реализуется только через субъектный опыт учащегося. Субъектность же проявляется в избирательности учащегося к познанию мира. Субъектно-личностный подход в обучении предполагает отношение к каждому ребенку как к уникальности, несхожести, неповторимости и реализуется при соблюдении следующих требований к работе учителя:

1) При сообщении знаний обращаться к индивидуальным знаниям детей;

2) Разнообразить ученый материал по форме его сообщения;

3) Создать условия для выявления индивидуальности учащегося;

4) Учитывать природные предпосылки детей;

5) Работа должна быть системной;

6) Необходимо создавать особую образовательную среду в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальности каждого ученика;

7) Учитель должен понимать цели и ценности личностно-ориентированного образования.