Целостный педагогический процесс. Его сущность.

Обучение, образование, приучение, воспитание, наставление, увещание, взыскание и другие подобные многочисленные слова обозначают различные стороны, свойства, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса. (Каптерев П.Ф 1905 г.). Следовательно, общеобразовательный курс школы призван обеспечить правильное соотношение между образованием и воспитанием в целях всестороннего совершенствования личности гражданина. Целостная гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность – это синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, это результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нём.

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство, составляющих его компонентов их гармоничное взаимодействие. В нём непрерывно происходит движение преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

ЦПП предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которое отвечало бы их жизненным интересам и потребностям и оказывало бы сбалансированное взаимодействие на все сферы личности, сознание, чувство и волю. Любой процесс осуществляется с целью получить определённый результат. В цпп таким результатом является система жизненных отношений и ценностей, проявляющихся в деятельности личности. «Со всем сложнейшим миром, в окружающей действительности, ребёнок входит в бесконечное число отношений , каждое из которых неизменно развивается , переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребёнка», считал А.С. Макаренко.

С.Л. Рубенштейн рассматривал развитие личности через становление её основных отношений: «Сердце человека всё соткано из человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какое отношение к людям, к другому человеку он способен устанавливать.»

Сущность человека проявляется в деятельности, в процессе которого формируется система ценностей, определяющих его отношение к себе, к другим людям, к жизни и делающих его всесторонне развитым и воспитанным, образованным. Учитывая разнообразие взаимоотношений и взаимосвязей между компонентами педагогического процесса нельзя сводить целостность педагогического процесса к какой-либо одной его характеристике. Поэтому рассматриваются разные компоненты целостности.

А) содержательно-целевой

Б) организационно-деятельностный

В) эмоционально-мотивационный

Г) контрольно-оценочный