Методологические основы педагогических исследований.
Педагогическое исследование предполагает ряд этапов.
1. Подготовительный этап
2. Проведение констатирующего эксперимента
3. Организация и проведение формирующего эксперимента
4. Количественная обработка полученных данных, их интерпретация, формулирование выводов и предложений
На подготовительном этапе осуществляется определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, Цель, задачи. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Программа исследования имеет два раздела: методологический и процедурный. Первый включает в себя обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта, предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий, предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.
Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике. Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени, учета конкретных и специфических обстоятельств.