Развитие способности к присоединению и продвижению вперед

Обучение человека умению выделять согласие и позитивные результаты вместо того, чтобы отождествляться с длительной серией неудач, является важным началом процесса изменения. Долан (Dolan, 1985) показывает, как переводить обычные ответы «нет» в «да» посредством тщательного перефразирования несогласия клиента с помощью отрицательного переспрашивания. Например, если клиент говорит: «На этом я, пожалуй, и закончу», то практик НЛП может отреагировать: «Вам бы хотелось быть не здесь?» или «Есть другие, лучшие места для вас, не так ли?»

Наш опыт показывает, что при работе с состоянием несоответствия, которое в детстве было очень важным для человека, а во взрослом возрасте используется чрезмерно, можно напрямую применять рефрейминг. Мы ставим перед клиентом задачу тщательно отсортировывать согласие, задавая вопросы типа: «Что в этом хорошего для меня?» или «С чем я согласен?» Мы часто просим клиентов воздерживаться от негативных реакций или оценки опыта на определенные промежутки времени, обращая внимание только на то, что получается или с чем они согласны. Этому также способствуют вопросы, ориентированные на поиск решения. Два типа таких вопросов более подробно описаны в главе по лечению депрессии (Chevalier, 1995).

Попросить клиента дать описание его конечных целей.

Расспросить его, в каких контекстах проблемное поведение отсутствует (исключения). Если таких исключений не существует, расспросите о гипотетических исключениях, используя «магические» вопросы: «Представьте, что ночью, пока вы спите, нашлось решение вашей проблемы. А поскольку вы спите, то не догадываетесь, что проблема сама собой разрешилась. Какие перемены вы бы об-

Так в чем же дело? 201

наружили наутро? Что бы подсказало вам, что все теперь по-другому?»

Внутреннее неприятие приемов НЛП, поддерживаемое внутренним диалогом, может быть прервано несколькими способами. Один способ — заставить клиента заново проговорить про себя инструкции психотерапевта. Другой — перегрузить внутренний аудиально-дигитальный канал (разговор с самим собой) и заставить себя отсчитывать ступеньки при спуске от 1000 до 7. Некоторые наши клиенты приходят в приятное возбуждение, выполняя это упражнение и запускают процесс разговора с самими собой в более полезное для них русло вместо того, чтобы критиковать себя изнутри.