Исторические данные

 

Из документов глубокой древности мы узнаем об употреблении спиртных напитков. В древнем Риме и Греции был создан особый культ бога Бахуса. В средние века в католических монастырях производили знаменитые ликеры. В XI веке врачом-химиком Альбуказисом был получен этиловый спирт – «алкоголь». «Алкоголь» созвучен с арабским словом, обозначающим средство, придававшее женскому лицу румяный цвет, а глазам – особый блеск. Некоторые исследователи переводят данное слово как «одурманивающий».

История виноделия тесно переплетается с историей борьбы с ним. Законы, запрещающие употребление вин, издавались в древнем Китае, Индии, Египте, Греции, Риме. Магомет (570-638 г.г.) издал закон о полном запрете употребления спиртных напитков. Впоследствии этот запрет вошел в Коран. Известно, что наибольшее распространение спиртных напитков среди населения совпадало с периодами кризиса государства. Так, в Древнем Риме в эпоху упадка Великой империи пьянство достигло наибольшей степени. Наоборот, в период расцвета древних государств, наблюдалась иная картина. Свободный гражданин Древней Греции считал позором впасть в состояние опьянения, которое лишало его ясности мышления. В период расцвета Спартанского государства спартанцам было запрещено употребление вин. В этот период в Афинах с назидательной целью перед молодыми патрициями устраивались зрелища из пьяных рабов. Во времена правления царя Соломона в рот пьяницам вливали расплавленный свинец. При Карле Великом их вначале истязали секретно, при отсутствии же эффекта – публично; если и это оказывалось не действенным, то прибегали к смертной казни.

С течением времени меняются меры борьбы с распространением спиртных напитков, меняется отношение к лицам, страдающим алкоголизмом. Наряду с мероприятиями, ограничивающими распространение алкоголя вплоть до сухих законов, начинают применяться и лечебные мероприятия: создаются амбулатории и стационарные лечебницы с широким арсеналом терапевтического воздействия.

Русский психиатр О.Е. Рыбаков в монографии, посвященной лечению алкоголизма, назвал пьянство «мировом бичом», который подобен жестокой эпидемии. Трудность борьбы с алкоголизмом О.Е. Рыбаков объяснил тем, что алкоголь сулит человеку «временное блаженство» в его кратковременной жизни. «Вот почему человек, - писал он, - хотя и борется, но не смело, не решительно, как бы боясь в то же время совсем потерять из виду предмет своей борьбы».

В 1912 году И.П. Павлов выступил против попытки некоторых медиков признать употребление алкоголя безвредным для организма и даже якобы полезным, в какой-то мере способным замещать пищевые продукты. Такие исследования, по его мнению, пишутся для «укрепления вящего господства алкоголя…». И.П. Павлов писал, что алкоголь «гораздо больше вреда приносит, чем радости, всему человечеству, хотя его употребляют ради радости. Сколько талантливых людей погибло и погибает сейчас из-за него».