ТИПАЖ 13. Сцепления и коробки передач.

Сцепление является механизмом, который передаёт вращение, а также который может плавно включаться и выключаться. Сцепление обеспечивает плавное трогание автомобиля, а также бесшумное переключение передач.

Сцепление служит для того, чтобы разъединять двигатель с коробкой передач в процессе переключения передач, а затем снова плавно соединить их, при этом, резко не нагружая его, а также для остановки автомобиля, без прекращения работы двигателя. Во время резкого торможения автомобиля с включённым сцеплением, оно пробуксовывает, а затем защищает трансмиссию от возможных перегрузок.

По количеству основных дисков сцепление подразделяется на одно- и двухдисковые. Сцепления с одним диском являются самыми распространенными из-за своей простоты конструкции, благодаря надёжности, а также плавности включения, а, конечно же, благодаря удобству в процессе эксплуатации. А с двумя дисками используется лишь тогда, когда следует передать значительный крутящий момент.

На сегодняшний день имеется множество самых разнообразных видов сцепления, однако, их основная часть основывается на одном или нескольких дисков, которые трутся между собой, при этом плотно прижимаясь друг к другу. Трущийся материал сильно похож на тот, который применяется в тормозных колодках, и обычно в своём составе содержит асбест. Плавность включения и выключения передачи осуществляется благодаря плавному соединению или разъединению дисков, которые безостановочно вращаются. При нажатии на педаль сцепления, диски разжимаются, в результате сохраняя между ними воздушное пространство, а если отпустить педаль сцепления, то это приведёт к сжатию двух дисков. Практически все стандартные виды сцепления имеют пружины, которые смягчают рывок, который может возникнуть, если педаль сцепления резко отпустить.

Сцепления бывают следующих типов:фрикционные; гидравлические; электромагнитные;

Самыми популярными являются фрикционные, потому что у них крутящий момент передается с ведущей части на ведомую за счёт сил трения, которые действуют на соприкасающиеся поверхности.

Большое количество различных сцеплений, от торговых марок Valeo, Luk, SACHS, NK, Mec Arm, всегда имеются у нас в магазине и смогут удовлетворить потребности любого нашего клиента.

Коро́бка переда́ч (коробка перемены передач, коробка переключения передач, КП, КПП, англ. Gear box) — агрегат (как правило — шестерёнчатый) различных промышленных механизмов (например, станков) и трансмиссий[1] механических транспортных средств.

КП транспортных средств предназначена для изменения частоты и крутящего момента в более широких пределах, чем это может обеспечить двигатель транспортного средства. Как правило, это относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), которые имеют недостаточную приспособляемость. Транспортные средства с паровыми или электрическими (трамвай, троллейбус) двигателями, имеющими высокую приспособляемость и обеспечивающими изменение частоты вращения и крутящего момента в более широких пределах, чем ДВС, обычно выполняются без КП. Также КП предназначена для обеспечения движения транспортного средства задним ходом и длительного отключения двигателя от движителя при пуске двигателя и работе его на стоянках.

В металлорежущих и других станках КП применяют, в первую очередь, для обеспечения оптимальных режимов резания — частот вращения (скоростей перемещения) режущего инструмента или обрабатываемой детали (например, частота вращения шпинделя токарного или сверлильного станка).Содержание [убрать]

1 Классификация

1.1 По способу передачи потока мощности

1.2 Классификация простых КП

1.3 Классификация планетарных КП

1.4 По способу управления

1.5 По числу передач

1.6 Пример

2 См. также

3 Примечания

4 Источники информации

5 Ссылки

 

Классификация

Коробки передач классифицируются по нескольким признакам.

 

Цепная передача

По способу передачи потока мощности

Механические — коробки передач, в которых используются механические передачи, как правило — зубчатые.

Простые — выполнены с использованием цилиндрических и конических зубчатых передач.

Планетарные (ПКП) — выполнены с использованием планетарных рядов.

Гидромеханические — коробки передач, в которых механические передачи используются в сочетании с гидравлической передачей (гидромуфта, гидротрансформатор).

 

Классификация простых КП

По числу основных валов с шестернями:

двухвальные с одной парой зацепления — наиболее просты, но не имеют прямой передачи (большинство переднеприводных и заднемоторных автомобилей)

трёхвальные с двумя парами зацепления:

соосные — первичный и вторичный вал соосны — имеют прямую передачу, характеризуются уменьшенным поперечным габаритом, но увеличенным продольным (большинство заднеприводных автомобилей)

с несоосными валами — не имеют прямой передачи (раздаточные коробки полноприводных автомобилей, КПП тракторов)

многовальные с переменным числом зацеплений — позволяют получать большое число передач (КПП тракторов, коробки скоростей и подач токарных станков)

многовальные с последовательным редуцированием — фактически объединяют в себе несколько последовательно включенных КПП (нашли применение на тракторах и бронетехнике)

безвальные КП

соосные безвальные КП (немецкий танк Pz.III)

несоосные безвальные КП (немецкий танк Pz.VI «Тигр»)

 

По числу ходов (подвижных шестерен-кареток или муфт): трех-, четырех- и пятиходовые.

По способу переключения ступеней:

с подвижными шестернями-каретками

с постоянным зацеплением шестерен и переключением с помощью зубчатых муфт:

без синхронизаторов

с синхронизаторами

с фрикционным включением ступеней

 

Классификация планетарных КП

По числу степеней свободы при выключении всех фрикционных устройств:

с двумя степенями свободы;

с тремя степенями свободы;

с четырьмя и более степенями свободы.

По типу используемых планетарных рядов: КП с эпициклическими и с присоединенными планетарными рядами внешнего или внутреннего зацепления.

По способу управления

С ручным включением передач — передачу включает водитель (оператор).

Непосредственного действия — используется только усилие оператора. Приводы непосредственного действия бывают механическими и гидравлическими.

Сервоприводы — используется усилие оператора и сервоустройства, при этом основную часть работы выполняет сервоустройство, а усилие оператора необходимо для управления работой сервоустройства. В зависимости от источника (преобразователя) энергии сервоприводы подразделяются на гидравлические, механические, электрические, вакуумные, смешанные и др. В автомобиле- и танкостроении наибольшее распространение получили гидросервоприводы.

Автоматические — в зависимости от внешних условий (например, частота вращения и нагрузка на коленчатом валу двигателя) передачи переключает автоматизированная система управления КП без участия водителя.

По числу передач

Указывается число передач переднего и заднего хода.Пример

КП танка Т-72 можно классифицировать следующим образом: планетарная, с тремя степенями свободы, с присоединённым планетарным рядом внешнего зацепления и тремя эпициклическими планетарными рядами. Включение передач фрикционное с использованием гидросервоприводов управления. Обеспечивает семь передач вперед и две передачи заднего хода.

 



h:580px;height:400px" data-ad-client="ca-pub-1201569435861782" data-ad-slot="9319239531">