ВВЕДЕНИЕ
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Кузбасский ИНСТИТУТ экономики и права»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра ЭКОНОМИКО-правовых И ГУМАНИТАРНЫХ дисциплин
ЮРИДИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс дисциплины
Направления подготовки: 030900.62Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»
Форма обучения: очная, заочная
Кемерово 2012
Юридическая психология: учебно-методический комплекс дисциплины / сост. О.Ф. Гаврилов; Кузбасский институт экономики и права. – Кемерово, 2012. – 44 с.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки: 030900.62Юриспруденция, учебным планом КузИЭП, рабочей программой дисциплины.
Утверждена на заседании кафедры экономико-правовых и гуманитарных дисциплин
Протокол №____ от «___»____________ 20___ г.
Зав. кафедрой, канд. филос. наук, доцент ________________О.Ф. Гаврилов
Рекомендована для издания Учебно-методическим советом института
Протокол №____ от «___»____________ 20___ г.
Секретарь совета ____________________О.Ю. Сиялко
УТВЕРЖДАЮ
Проректор КузИЭП
___________Г.А. Мартынов
«___»_____________20___г.
Зарегистрирована в методкабинете «___» ___________ 20___ г.
Регистрационный номер _______
Содержание
Введение………………………………………………….......................4
1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы................... …........7
1.1 Очная форма обучения................................................................................7
1.2 Заочная форма обучения.............................................................................7
2 Учебно-тематические планы занятий………..........………….........……….8
2.1 Очная форма обучения......................…………...........................................8
2.2 Заочная форма обучения...............…………...............................…............9
3 Содержание учебной дисциплины……………............................…...........10
4 Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной
дисциплины……………………...............................................................……22
4.1 Основная литература………..........................………………….......…….22
4.2 Дополнительная литература………........................…………….....…….22
4.3 Методические разработки кафедры.....................………………........….23
4.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………........……23
5 Образовательные технологии.......................................................................25
5.1 Перечень аудиторных занятий с использованием активных и интерактивных форм обучения................................................................................25
5.1.1 Очная форма обучения............................................................................25
5.1.2 Заочная форма обучения.........................................................................26
6 Планы семинаров……….............................................................................. 27
6.1 Очная форма обучения …...................................................…………...…27
6.2 Заочная форма обучения …..............................................…………....….35
7 Оценочные средства текущего, промежуточного и итогового контроля знаний. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов ……............................................................................................................................ 36
7.1 Очная форма обучения…...................................................................……36
7.2 Заочная форма обучения….......................................................……....….36
7.3 Примерные контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний............................................................................................................................36
7.4 Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы…........................................................................................................................38
7.4.1 Варианты контрольных работ..................................................................40
7.5 Порядок тестирования студентов............................................................43
7.5.1 Очной формы обучения..........................................................................43
7.5.2 Заочной формы обучения.......................................................................43
7.6Примерные вопросы к зачету….......................................................……44
ВВЕДЕНИЕ
Целями освоения дисциплины «Юридическая психология» являются формирование профессионально значимых компетенций, которые позволят выпускникам вуза обеспечивать стабильный правопорядок и законность, иметь такие личностные характеристики, которые будут способствовать постоянной ориентации на самосовершенствование. Профессиональное мастерство юриста предполагает не только то, что он владеет специальными профессиональными знаниями и навыками, но и то, что он психологически подготовлен к работе. Это обусловлено тем, что без знания психологии человека, закономерностей его поведения юрист просто не в состоянии разобраться в сложных переплетениях человеческих отношений, характеров, поступков, принять верные решения, которые порой определяют судьбы людей.
Кроме того, юрист зачастую вынужден действовать в сложных, экстремальных условиях. Следствием работы в сложных условиях является значительная психологическая нагрузка. Поэтому высокая психологическая готовность юриста к экстремальным воздействиям и способность работать в этих условиях является неотъемлемым профессиональным качеством.
Формированию этих качеств способствует знание юридической психологии, а также владение приемами использования этих знаний в своей профессиональной деятельности. Курс «Юридической психологии» должен раскрыть перед студентами закономерности формирования психологических качеств личности, психологические основы оперативно-следственных действий, способы психологического воздействия на поведение людей.
В структуре ООП бакалавриата дисциплина «Юридическая психология» относится к профессиональному циклу. Место преподавания этой дисциплины обусловлено требованием обеспечить подготовку студентов в области юриспруденции, сформировать компетенции, соответствующие современному уровню профессиональной деятельности и Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Министерства образования и науки РФ по направлению подготовки: Юриспруденция, квалификация (степень) - «бакалавр».
Уровень «входных» знаний, умений и готовностей обучающегося, необходимый при освоении данной дисциплины в структуре ООП бакалавриата, соответствует когнитивной и инструментальной базе сформированной в результате изучения дисциплин ГСЭ и профессионального циклов в ходе образовательного процесса предыдущих семестров.
Ее освоению будут способствовать знания, прежде всего, таких дисциплин гуманитарного, социального, экономического цикла, как философия и социология. Именно философия предлагает студенту понятийный аппарат (цель, деятельность, поведение, свобода, право, личность и др.), который потом оказывается эффективным инструментарием в изучении учебного материала юридической психологии. Теория познания, философская антропология, философское учение о личности составляет основу для ее изучения. Социология исследует условия социализации личности, факторы девиантного поведения, динамику социальных процессов, косвенно влияющих на криминальную ситуацию в обществе. Эти знания в качестве методологии потом находят конкретизацию на занятиях по юридической психологии, в свою очередь, наполняясь психологическими обобщениями и фактами.
В таких разделах юридической психологии как «Психические познавательные процессы и состояния» и «Психология следственных действий», которые во многом посвящены познавательной активности юриста, раскрывается понятие информации и наиболее общие закономерности информационных процессов. Этот материал конкретизируется и, одновременно, дополняется в рамках дисциплины информационно-правового цикла: информационные технологии в юридической деятельности.
Особое значение имеет концептуально-понятийный потенциал юридической психологии для освоения дисциплин профессионального цикла. Именно в юридической психологии студент получает знания о структуре психики и личности; психологических аспектах таких правовых явлений как правосознание, правотворчество, профилактика преступности, следственная деятельность; о психологических особенностях преступного поведения, что оказывается особенно важным для овладения данными таких дисциплин, как «Теория государства и права», «Криминология», «Уголовное право» и «Криминалистика».
Тема «Пенитенциарная психология», рассматривающая психологические механизмы социализации и ресоциализации преступников, поможет студенту разобраться с материалом «Уголовно-исполнительного права», а темы юридической психологии «Социально-психологические особенности деятельности юриста» и «Психологические особенности деятельности персонала различных правоохранительных органов» будут способствовать лучшему пониманию дисциплин «Правоохранительные органы», «Адвокатура», «Уголовный процесс», «Гражданский процесс» и др.
В результате освоения дисциплины обучающийся по направлению «Юрипруденция» должен обладать следующими компетенциями:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
- способен принимать эффективные организационно-управленческие решения(ОК-4);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-5);
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-6);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-8);
- владеет основными методами защиты населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13);
- готов осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- готов обеспечивать законность и правопорядок, общественную безопасность и личную безопасность граждан, охранять общественный порядок (ПК-8);
- готов уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- готов выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- готов осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-12);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-14);
- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-15);
- готов управлять самостоятельной работой обучающихся(ПК-16);
- готов эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-17).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- знать закономерности протекания психических процессов и состояний;психологические характеристики личности и коллектива;психологическую природу личности преступника;механизм преступного поведения; психологию организованной преступности;
- уметь осуществлять психопрофилактику негативных психических состояний;осуществлять визуальную психодиагностику личности и ее психического состояния;устанавливать психологические контакты;
- владеть навыками использования психологических техник и методик в процессе изучения личности субъектов правоприменительной деятельности, управления собственными эмоциональными состояниями.
Овладению необходимых компетенций будет способствовать обращение студента к данному пособию – учебно-методическому комплексу по философии. В нем он найдет содержание учебной дисциплины, указания на основную и дополнительную литературу, интернет-ресурсы и методические разработки кафедры, а также примерный перечень экзаменационных вопросов.