Введение
Актуальность темы. Правоохранительная функция государства реализуется посредством правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то субъектами — судами и правоохранительными органами; правоохранительная деятельность связана с применением юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения и взыскания.
В зависимости от стоящих целей и задач правоохранительная деятельность подразделяется на ряд направлений (функций). К числу таких направлений относятся: 1) правосудие; 2) организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов и управление в области юстиции; 3) прокурорский надзор; 4) выявление и расследование преступлений; 5) охрана общественного порядка и обеспечение государственной безопасности; 6) оказание юридической помощи и юридических услуг физическим и юридическим лицам и иным субъектам правоотношений. Зачастую указывается и на другие направления правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность осуществляется органами, которые соответственно и именуются правоохранительными органами. Это прокуратура, органы предварительного расследования, органы юстиции — Министерство юстиции, нотариат (часть авторов относят к правоохранительным органам таможенные органы, налоговые органы и др.). Традиционно к правоохранительным органам относят также адвокатуру, юридическую службу предприятий (объединений), лиц, оказывающих юридические услуги по лицензиям, хотя в чистом виде они и не являются правоохранительными органами. Споры вызывает и вопрос об отнесении к правоохранительным органам судов. Суд - это указанный законодательством в качестве такового государственный орган, призванный осуществлять правосудие и иные, возложенные на него функции. Одни авторы, не отрицая, что суд осуществляет правоохранительную деятельность, все же не считают его правоохранительным органом. Другие, наоборот, полагают, что суд является обычным правоохранительным органом. Каждый из таких органов и суд осуществляют одну, в некоторых случаях несколько функций правоохранительной деятельности.
Все действующие суды и правоохранительные органы страны принято именовать органами юстиции (юстиция государства). Помимо этого в теории судоустройства употребляется понятие «уголовная юстиция». Под уголовной юстицией понимается совокупность судов и правоохранительных органов, участвующих в предварительном расследовании уголовных дел и разрешении их в суде (суд, прокуратура, органы предварительного расследования).
Важнейшей задачей правоохранительной деятельность является охрана конституционного строя Республики Беларусь. Определенную законом роль играет и судебная власть.
В структуре государственной власти суды занимают особое место. Их компетенция — слишком чувствительная сфера. Судьбы людей, финансовое здоровье предприятий, разрешение всевозможных споров. Эффективная работа судебной системы — это, благополучие общества и каждого человека.
Объект исследования – общественные отношения по поводу осуществления самоуправления в судейском сообществе.
Предмет изучения – правовые основы судейского самоуправления в Республике Беларусь.
Цель исследования – изучение требований к судейскому самоуправлению и его структуры на основе Кодекса о судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов.
Задачи исследования предопределены ее целью и состоят в – проведении анализа системы органов судейского самоуправления и их роли в развитии судебной системы, систематизации знаний по исследуемой теме на основе нормативных правовых актов Республики Беларусь и учебной литературы.
Методологической основой исследования являются диалектический, сравнительный, формально-догматический методы, метод системного анализа и иные методы, исследующие развитие права.
На концептуальные положения дипломного исследования наибольшее влияние оказали труды А.М. Абрамовича, С.С. Алексеева, Г.А. Василевича, В.М. Васильева, С.Г. Дробязко, Н.И. Матузова, С.В. Полениной, И.С. Самощенко, Ю.А. Тихомирова, Л.Б. Тиуновой, В.И. Шабайлова, А.Ф. Шебанова. Использован опыт работы Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, ряда других органов, осуществляющих правотворческую деятельность.
Структура и объем работы.Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Объем работы – 73 страницы машинописного текста.