Введение

 

Актуальность темы. Правоохранительная функция государства реализу­ется посредством правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то субъектами — судами и правоохранительными органами; правоохранительная деятельность связана с применением юридических мер воз­действия, к которым относятся меры государст­венного принуждения и взыскания.

В зависимости от стоящих целей и задач правоохра­нительная деятельность подразделяется на ряд направ­лений (функций). К числу таких направлений относят­ся: 1) правосудие; 2) организационное и материаль­но-техническое обеспечение деятельности судов и управление в области юстиции; 3) прокурорский над­зор; 4) выявление и расследование преступлений; 5) охрана общественного порядка и обеспечение госу­дарственной безопасности; 6) оказание юридической помощи и юридических услуг физическим и юридиче­ским лицам и иным субъектам правоотношений. За­частую указывается и на другие направления правоох­ранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность осуществляется органами, кото­рые соответственно и именуются правоохранительны­ми органами. Это прокуратура, органы предваритель­ного расследования, органы юстиции — Министерство юстиции, нотариат (часть авторов относят к правоох­ранительным органам таможенные органы, налоговые органы и др.). Традиционно к правоохранительным органам относят также адвокатуру, юридическую служ­бу предприятий (объединений), лиц, оказывающих юридические услуги по лицензиям, хотя в чистом виде они и не являются правоохранительными органами. Споры вызывает и вопрос об отнесении к правоох­ранительным органам судов. Суд - это указанный за­конодательством в качестве такового государственный орган, призванный осуществлять правосудие и иные, возложенные на него функции. Одни авторы, не отри­цая, что суд осуществляет правоохранительную дея­тельность, все же не считают его правоохранительным органом. Другие, наоборот, полагают, что суд является обычным правоохранительным органом. Каждый из таких органов и суд осу­ществляют одну, в некоторых случаях несколько функ­ций правоохранительной деятельности.

Все действующие суды и правоохранительные органы страны принято именовать органами юстиции (юстиция государства). Помимо этого в теории судоустройства упот­ребляется понятие «уголовная юстиция». Под уголовной юстицией понимается совокупность судов и правоохрани­тельных органов, участвующих в предварительном рассле­довании уголовных дел и разрешении их в суде (суд, про­куратура, органы предварительного расследования).

Важнейшей задачей правоохранительной деятельность является охрана конституционного строя Республики Беларусь. Определенную законом роль играет и судебная власть.

В структуре государственной власти суды занимают особое место. Их компетенция — слишком чувствительная сфера. Судьбы людей, финансовое здоровье предприятий, разрешение всевозможных споров. Эффективная работа судебной системы — это, благополучие общества и каждого человека.

Объект исследования – общественные отношения по поводу осуществления самоуправления в судейском сообществе.

Предмет изучения – правовые основы судейского самоуправления в Республике Беларусь.

Цель исследования – изучение требований к судейскому самоуправлению и его структуры на основе Кодекса о судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов.

Задачи исследования предопределены ее целью и состоят в – проведении анализа системы органов судейского самоуправления и их роли в развитии судебной системы, систематизации знаний по исследуемой теме на основе нормативных правовых актов Республики Беларусь и учебной литературы.

Методологической основой исследования являются диалектический, сравнительный, формально-догматический методы, метод системного анализа и иные методы, исследующие развитие права.

На концептуальные положения дипломного исследования наибольшее влияние оказали труды А.М. Абрамовича, С.С. Алексеева, Г.А. Василевича, В.М. Васильева, С.Г. Дробязко, Н.И. Матузова, С.В. Полениной, И.С. Самощенко, Ю.А. Тихомирова, Л.Б. Тиуновой, В.И. Шабайлова, А.Ф. Шебанова. Использован опыт работы Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, ряда других органов, осуществляющих правотворческую деятельность.

Структура и объем работы.Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Объем работы – 73 страницы машинописного текста.