ПОИСК ВОПРОСОВ

Метод «Поиск вопросов» (Pearce, 1999, 2003) можно использовать в самом начале учебного года или в качестве вводного задания:

 

ход работы:

Шаг 1: Расставьте корзинки с необычными предметами на столы, за которыми сидят ученики, объединенные в малые группы. Подойдут любые необычные вещи – странного вида ракушки, электродетали, семена, интересные камни, детали от разобранной бытовой техники, инструменты – воспользуйтесь своим воображением.

 

Шаг 2: Попросите учеников написать название предмета или придумать его название.

 

Шаг 3: Напишите описание предмета и зарисуйте его.

 

Шаг 4: Под рисунком начертите две колонки. В одной из них напишите как можно больше вопросов об этом предмете. Во второй – перечислите, как можно найти ответы на эти вопросы.

 

Шаг 5: Начните обсуждение всем классом, попросив учеников показать выбранный предмет и зачитать свои вопросы и источники информации об этом предмете. Среди источников обычно называют книги, компьютер, учителей, родителей, быть может, экспертов. Будьте готовы к тому, что появится такой ученик, который предложит что-то сделать для того, чтобы ответить на предложенный вопрос – итак, перед вами «проверяемый вопрос».

 

Шаг 6: Теперь класс может решить, какие вопросы являются проверяемыми. Ученики могут углубить свое понимание, подумав о том, какие эксперименты или исследования могут быть проведены, чтобы ответить на эти вопросы.

 

Шаг 7: Подведите учеников от вопросов типа «Могу я …?» («Могу я выдуть большие пузыри?» или «Могу я построить высокую башню?») к формулированию более значимых вопросов. Например: «Насколько большой пузырь?» или «Башню какой высоты?» Постановка вопросов, ответы на которые поддаются измерению, приведет к более значимым исследованиям. Отходите от вопросов «да» или «нет» к более продуктивным вопросам типа: «При сравнении раствора для выдувания пузырей А с раствором для выдувания пузырей Б – из какого раствора получаются самые большие пузыри?»

 

Шаг 8: Вводите другие формулировки проверяемых вопросов. Например: «Возможно ли … (выращивать растения в соленой воде)?» или «Что произойдет, если … (мы нальем масло в нашу модель океана)?» или «Как мы можем … (предотвратить эрозию на нашей модели горы)?»

 

СОВЕТЫ: Читая вслух книгу, останавливайтесь и моделируйте для учеников то, как читатели обдумывают то, что они читают, – вербализируя возникающие вопросы. Вы даже можете подойти к «Доске вопросов» и записать свои собственные вопросы, а класс при этом будет наблюдать за вашими действиями. Вот, например, Чарли Пиэрс читает своему классу книгу Барбары Бреннер «Дневник любителя змей». Это история о мальчике, который убедил своих родителей разрешить ему держать дома пойманную им змею. Его младшему брату кажется, что змее одиноко, и он сажает в клетку к змее свою ручную лягушку – чтобы у змеи была компания. Лягушка исчезает. Когда Чарли читает детям книгу, он вслух интересуется – а что же едят змеи и лягушки? Он формулирует свои вопросы: «Едят ли змеи лягушек? Если да, то как змеи ловят лягушек? Как быстро могут лягушки прыгать? На какое расстояние они могут прыгнуть?» Ученики говорят, чтобы Чарли записал свои вопросы на «Доске вопросов», и он быстро их записывает.

 

Моделируя для детей, как формулировать вопросы, и пользуясь «Доской вопросов», этот учитель поощряет своих учеников читать, думать и формулировать (и записывать) свои вопросы.

 

«Доской вопросов» можно пользоваться во всех предметных областях. Вот несколько примеров вопросов с «Доски вопросов» из пятого класса:

 

Математика: Сколько секунд в году?

 

Литература: Что произошло бы, если бы этот персонаж …

 

Обществоведение: Насколько важна была библиотека в Александрии для людей в те времена, когда она была основана?

 

Изобразительное искусство: Как решить, является ли картина хорошей?

 

примечание: «Доска вопросов» - это метод, который хорошо сочетается с методом «З-Х-У», а также с использованием тематических учебных блоков при планировании работы по учебной программе. В своей простейшей форме это место в классе, где ученики или группы учеников могут поместить свои вопросы, касающиеся работы, на специальный плакат – чтобы поделиться ими с другими. Если работа в классе организуется по малым группам, где у учеников имеются особые роли (такие как: руководитель, сборщик данных, менеджер по материалам и докладчик), то в этом случае задача добавлять новые вопросы и информацию на «Доску вопросов» будет входить в обязанности докладчика. Учитель тоже время от времени может добавлять какой-то вопрос на «Доску вопросов» или может предлагать ученику, задавшему вопрос в классе, поместить его на «Доску вопросов», говоря, что это очень подходящий вопрос для «Доски вопросов».

 

«Доска вопросов» может быть также посвящена какой-то теме. Если класс в рамках тематического блока, охватывающего разные предметы, изучает, например, эрозию почвы, то у учеников будут возникать вопросы по мере того, как они будут читать, обсуждать, работать в малых группах при обучении сообща, искать информацию в Интернете и проводить интервью с экспертами из местного сообщества. Новые вопросы, появляющиеся на «Доске вопросов», будут мотивировать учащихся к дальнейшему изучению вопроса, поискам новых источников информации и иногда к формированию новых групп.

 

Для учеников постарше вопросы, записанные на «Доске вопросов» могут отражать важные общие проблемы, такие как равенство полов, спец. потребности и инклюзия, ВИЧ инфекция /СПИД, проблемы окружающей среды, жизненные навыки, глобализация, гражданское общество, а также права человека и права детей. Вопросы, помещенные на «Доску вопросов», возможно, будут способствовать тому, чтобы они искали информацию в различных источниках – помимо своих учебников.

 

При подготовке вопросов для «Доски вопросов» следует принимать во внимание характер самих вопросов. Как мы увидели выше, открытые вопросы будут более способствовать критическому мышлению и активному обучению, нежели закрытые вопросы, т.е. вопросы предполагающие однозначные ответы. Например, вопрос: «Каковы социальные условия, которые способствуют распространению ВИЧ инфекции /СПИДа?» будет в большей мере способствовать обучению, нежели вопрос: «Что вызывает ВИЧ инфекцию /СПИД?». Вопросы, предполагающие ответ «да» или «нет» всегда следует превращать в открытые вопросы. Так вопрос: «Являются ли ВИЧ инфекция /СПИД опасными для детей?» можно сформулировать по-другому: «Каким образом ВИЧ инфекция /СПИД угрожают детям?». Учеников можно поощрять обсуждать свои вопросы друг с другом, прежде чем писать их на «Доске вопросов». Следует поощрять идею «друга-критика», предполагающую, что ученики могут критиковать идеи своих сверстников вежливо и конструктивно.


ТАБЛИЦА:

АКТУАЛИЗАЦИЯ / ПОСТРОЕНИЕ ЗНАНИЙ / КОНСОЛИДАЦИЯ

 

Давайте рассмотрим, как описанные выше методы, их варианты и связанные с ними методы соотносятся с рубриками актуализация / построение знаний / консолидация. Эта таблица поможет вам применять методы, описываемые в этом пособии, чтобы планировать собственные уроки, используя структуру актуализация / построение знаний / консолидация. Эта таблица будет расти по мере того, как мы будем добавлять в нее все новые и новые методы.

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЕ ЗНАНИЙ КОНСОЛИДАЦИЯ
Структурированный обзор Знаем – Хотим – Узнали узнать   Что?/Ну и что?/Что тогда? Доска вопросов Поиск вопросов   Чтение в парах / Обобщение в парах   Линия ценностей Сочинение-пятиминутка

 


[1] В данном пособии мы называем эти три фазы актуализация (предвосхищение), построение знания и консолидация (Anticipation, Building Knowledge,andConsolidation) (на английском языке первые буквы этих слов образуют акроним “ABC”, т.е. «алфавит, основа основ»). В проекте «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» (См.: www.rwct.net) используется трехчастная модель обучения, фазы которой имеют название: вызов, реализация смысла и рефлексия(Evocation, Realization of Meaning,andReflection). Эти термины были введены Джинни Стил и Куртом Мередитом (Jeannie Steele and Kurt Meredith, 1997). Ранее эта трехфазовая модель называлась актуализация (предвосхищение), поиск информации и рефлексия (Anticipation, Information Search,andReflection) в работе (Estes and Vaughn, 1986), а многие педагоги в Калифорнии называли ее В, ЧЕРЕЗ и ЗА (Into, Through, and Beyond).


r.php"; ?>