Стандарт как инструмент реализации государственной политики в области образования

Изложенное выше в целом позволяет сформулировать ос­новные направления государственной политики в сфере обра­зования, реализуемые посредством образовательных стандартов.

1. Создание условий равных возможностей осуществления пра­ва граждан (обучающихся) на образование, соответствие стан­дартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллек­тивов, занимающихся образовательной деятельностью.

2. Взаимное согласие общества и государства в области разра­ботки, принятия и исполнения государственных образова­тельных стандартов. Конкурентность разработки, демократи­ческий характер обсуждения, принятие стандартов как госу­дарственной нормы на основе общественного согласия.

3. Достижение нового качества общего образования в Россий­ской Федерации, создание условий для полноценного раз­вития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру.

4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучаю­щихся использовать предоставленные возможности для по­лучения качественного образования.

5. Государственный контроль и ответственность за полноцен­ность образования, получаемого гражданином (обучающим­ся) в пределах государственных образовательных стандартов.

6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориенти­рованность на свободное развитие личности человека и граж­данина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, мораль­но-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.

7. Сохранение единства образовательного пространства Рос­сийской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.

8. Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.